"Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зеленых плакали и пели"...
Жёлтые — I класс, синие — II, зелёные — III. Билеты на поезда продавались разных цветов: для вагонов I класса — белые, II — розовые, III — опять зеленые.
Билеты определенного класса сшивались в особые книги. На каждом билете цифровым кодом обозначалась станция назначения. При продаже билеты вырывались из книги и на них проставлялся номер вагона и штемпель «с означением часа, на который взят билет».
Стоимость билета III класса была в 2 раза ниже, чем II, и в 3 раза — чем I (примерно). Потом появился IV класс, он был вдвое дешевле III. Офицерам ездить в вагонах ниже II класса запрещалось, "в видах уважения к мундиру". Поэтому кстати и была эта льгота — II по цене III (впрочем если цена была выше обычной цены II класса, приходилось доплачивать).
"Вагоны III класса имели сквозной проход, по бокам которого располагались парные жесткие скамейки; всего было 90 мест для сидения. Вагоны II класса — таких же размеров и конструкции, но имели мягкие (пружинные) диваны со спинками, обитыми сукном, и были рассчитаны на 52 места для сидения. Вагоны I класса имели 14 мягких диванов на 28 мест для сидения или на 14 мест для лежания".
Это из тех же "Очерков истории техники" о первых вагонах, выпущенных Александровским заводом. В дальнейшем вагоны были всякие:
Так, "вагоны III класса выпуска 1910-1911 гг. длиной 18 м на двухосных тележках имели по 56 дневных или 42 спальных места; мягкие же вагоны имели 24 спальных места... Интересна конструкция четырехосного вагона I класса Владикавказской железной дороги постройки 1910 г.: вагон длиной 18 м имел семь купе по 4 места" (там же).
"Подлинной жемчужиной музея РЖД является модель Транссибирского экспресса, изготовленная в конце 90-х годов ХIХ века для демонстрации на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Она состоит из пяти вагонов, на примере которых можно детально познакомиться с конструкцией отдельно взятого вагона, его внутренним убранством. Экспресс включает в себя один вагон I класса, два вагона II класса, вагон-электростанцию, вагон-столовую. Посетитель музея может воочию представить, с каким комфортом могли путешествовать из Москвы в Иркутск пассажиры этого поезда. Расстояние в 5108 верст поезд преодолевал за 8,5 суток (203 часа); стоимость проезда составляла более 80 рублей. В скором Сибирском поезде были только двухместные купе. Пассажиры за особую плату могли пользоваться ванной и душем. Постельное белье менялось через три дня. В специальном купе были установлены велоэргометр, динаметр и другие гимнастические снаряды для того, чтобы пассажиры могли немного "размяться" в дороге. Вагоны освещались электричеством, а в зимнее время обогревались паровым отоплением".
Были и пульмановские спальные вагоны (ессно I класса), такой вагон показан например в "Азазеле" по Акунину. Там были одно-, двух- и четырёхместные купе; если пассажир ехал один, ему всё равно полагалось целое купе (двухместное — за двойную плату). Вот здесь[HTML_REMOVED] есть фотографии.
Ещё кое-что о железнодорожном сервисе ушедшей эпохи[HTML_REMOVED]...
Хватит или ишшо?
Поработал на передачу - переходи на приём