Царь Дмитрий ¶
Этот текст я недавно написал на Странной Клио.
http://stream.ifolder.ru/3484254
Теперь выношу на обсуждение уважаемых коллег.
Весной 1591 года по всей России разнеслась страшная весть – в городе Угличе внезапно скончался младший брат царя Федора и сын покойного Ивана IV «Грозного» царевич Дмитрий. О причинах его смерти есть разные версии. По одной, официальной, царевич во время игры порезался ножом. По другой, не официальной, Дмитрия убили люди подосланные Борисом Годуновым, который, якобы, таким образом пытался расчистить себе путь к власти. В общем, недостатка в версиях и предположениях нет. Но, в принципе, это и не важно. Главное в том, что царевич Дмитрий был единственным законным наследником своего бездетного старшего брата, и его смерть, по сути, ознаменовала прерывание правящей на Руси в течении многих веков династии Рюриковичей. Что, впоследствии, привело к яростной борьбе за опустевшйи престол различных группировок. Борьбе, которая постепенно вылилась в так называемое Смутное время, приведшее к гражданской войне, иностранной интервенции, утери крупных территорий, всеобщей разрухеи гибели, по разным оценкам, от половины до двух третей населения страны.
А теперь представим, что царевич Дмитрий остался жив. То ли ножик прошел мимо. То ли убийц схватили. И в 1598 году, после кончины царя Федора, на престол Российского государства взошел бы не Борис Годунов, чьи права на трон были в глазах современников весьма и весьма сомнительны, а младший брат покойного царя, «природный» государь, власть которого никто не смог бы поставить под сомнение и оспорить на законных основаниях.
И таким образом напрашивается вопрос: к чему бы это привело?
Во-первых, воцарение Дмитрия означало бы конец политической карьеры Бориса Годунова, который немедленно попал бы в опалу (окружение Дмитрия, мягко говоря, недолюбливало Годунова), лишился всех своих постов и был бы сослан в какую-нибудь глухомань. В результате чего его имя было бы известно только специалистам историкам. Разве что, какой-нибудь талантливый поэт и писатель в будущем, вдохновившись данной эпохой, создаст об этом историческом деятеле прекрасное произведение, которое прославит его имя (наподобие «Трех мушкетеров» Александра Дюма, сделавшего всемирно известной фигуру кардинала Ришелье).
Во-вторых, возможно будут менее катастрофичными последствия голода 1601-1603 годов. В реальной истории правящий тогда Борис Годунов, не чувствуя себя уверенно на престоле, не решился на изьятие в пользу голодающих огромных запасов хлеба у церкви и земельных магнатов. Но совершенно иначе может повернуться ситуация в случае правления Дмитрия, который будучи законным царем и оттого менее зависим от благорасположения «сильных мира сего» вполне может пойти на гораздо более жесткие меры.
И в-третьих, главное, не будет вспыхнувшей в текущей истории гражданской войны и страна продолжит развиваться как стабильное, не охваченное кровавым хаосом, государство.
Какие были бы последствия этого?
Прежде всего не было бы замедления освоения Сибири, которое из-за смуты в государстве, а также из-за вызванной ей убыли населения, заметно затормозилось в начале 17 века. В этой же реальности возможен как более ранний выход русских первопроходцев к Тихому океану, так и более интенсивная сельскохозяйственная колонизация. Результатом чего может стать иной итог конфликта с Китаем в конце 17 века и удержание Россией Приамурья (в текущей истории уступленного Китаю и возвращенного только в середине 19 столетия). И благодаря сохранению судоходного Амура в русских руках, вполне возможно более активное русское морское проникновение в Тихий океан, более раннее открытие и освоение русскими западного побережья Северной Америки.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.