1941 год - Япония не получит нефть! ¶
Идея альтернативы навеяна книгой Ергина «Нефть»:
----------------------------
…В самой администрации Рузвельта также шло интенсивное и острое обсуждение возможных ответных мер, включая постоянно возникавший вопрос о прямых экономических санкциях. Но американский посол в Японии Джозеф Грю предостерегал от возможных последствий. Японцы пойдут, сообщал он из Токио, на любые лишения, лишь бы не видеть унижения своей нации перед западными державами и не потерять лицо. В ходе поездки в Вашингтон осенью 1939 года Грю дважды встречался с президентом Рузвельтом. Позднее он записал в дневнике: „Я ясно изложил свое мнение, которое состоит в том, что если мы однажды введем санкции против Японии, мы должны будем довести их до конца, а таким концом предположительно может быть война. Я также заявил, что если мы прекратим поставки Японии нефти, и если Япония придет к выводу, что она не в состоянии получить достаточное количество нефти для обеспечения своей национальной безопасности из иных коммерческих источников, то она, по всей вероятности, пошлет флот для захвата Нидерландской Ост-Индии“. „В таком случае мы легко сможем преградить путь ее флоту“, – ответил президент.“
Грю высказывал дурные предчувствия, а не комментировал политические события, назревавшие осенью 1939 года. Плана введения нефтяного эмбарго не было. И Рузвельт, несмотря на свои замечания, не стремился к конфронтации. Но вопрос о поставках нефти становился основной проблемой во взаимоотношениях двух стран8. Годом раньше в Гааге два американских бизнесмена сидели у радиоприемника и угрюмо слушали последние новости. Это были глава компании „Станвак“ Джордж Уолден и президент отделения той же компании в Нидерландской Ост-Индии Ллойд „Шорти“ Эллиот. Уже разразился мюнхенский кризис; Европа стояла на пороге войны. Уже Британия и Франция уступили Гитлеру в его территориальных притязаниях к Чехословакии, надеясь таким способом сохранить то, что премьер-министр Невилл Чемберлен назовет „миром нашего времени“. Но для Уолдена и Эллиота, внимательно слушавших по радио о речи, которую в этот день произнес Гитлер, война казалась неизбежной не только в Европе, но и в Азии. Они были уверены, что в случае войны в Азии японцы попытаются захватить Ост-Индию; как говорил Эллиот: „вопрос лишь в том, когда и как“.
Той ночью в Гааге оба бизнесмена всерьез задумались о том, что делать в случае японского вторжения. Первым результатом этих раздумий стало увольнение всех немецких, голландских и японских служащих, надежность которых вызывала сомнения. Далее предполагалось разрушение нефтеперерабатывающих заводов и нефтяных скважин компании „Станвак“ с целью напугать японцев. К началу 1940 года были детально разработаны планы эвакуации, а Уолден информировал руководителей местных подразделений „Станвак“ в голландской Ост-Индии о том, что если Соединенные Штаты введут эмбарго на поставки нефти в Японию, то компания „должна принять посильное участие“ и „прекратить отгрузку в пунктах, находящихся под ее контролем во всем мире“, даже если большинство из них находится вне американской юрисдикции. „Поставки из Нидерландской Ост-Индии должны быть прекращены, – разъяснял он, – несмотря на возможную попытку японского флота захватить там наше имущество, и несмотря на то, что американское правительство может не принять ответных мер по защите своих интересов в этом регионе из-за шумихи, поднятой в Соединенных Штатах против „войны за интересы „Стандард ойл“.
------------------------
Итак, введя 25 июля 1941 года фактически нефтяное эмбарго, правительство США обсудило нефтяную проблематику с английскими и голландскими коммерсантами. В результате, уже 1 августа 1941 года начался демонтаж и ликвидация нефтяной индустрии в Юго-Восточной Азии (англичане и голландцы получили взамен концессии на Ближнем Востоке, в Саудовской Аравии). За 3 месяца (ломать — не строить) были полностью ликвидированы (демонтаж всего ценного, и что можно быстро снять, остальное разломали, сожгли и взорвали) нефтяные месторождения и инфраструктура на Британском Борнео, Нидерландской Индонезии, Бирме и на Аляске (там, впрочем, доломали лишь небольшое недействующее месторождение). При этом инженеры и саперы проявили максимум смекалки и умения, для такого уничтожения нефтедобывающей промышленности, чтоб она не подлежала восстановлению (только постройке заново). Дошло даже до минирования обломков «нефтянки» и гаваней бывших нефтяных портов, и даже до посадки быстрорастущих деревьев и кустов (предложили даже завести побольше ядовитых змей ). Параллельно, из колоний были вывезены все запасы жидкого горючего, а в небольших оставшихся складах (военных и на неделю работы промышленности) качественно окопались саперы-подрывники. Для прикрытия операции «Мастер-Ломастер» в Индонезийские воды были постепенно переброшены крупные силы союзного флота (7 ЛК и 1 АВ Великобритании, 12 ЛК и 4 АВ США {в т.ч. вернули те корабли, что в апреле-июне перебросили в Атлантику}), впрочем, флот США, уже в начале ноября был возвращен в Перл-Харбор.
10 ноября 1941 года представителям Японии устроили экскурсию на бывшие нефтяные месторождения… они были потрясены…