Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, rilian

СССР+ваххабиты - это сила.

Ответить
ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

СССР+ваххабиты - это сила.

Не АИ, реал. Но развилки могут быть от глобальных до. частных. небольшая компиляция собственно.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

В начале января 1926..

В начале января 1926 г. король Абд аль-Азиз Ибн Сауд, глава ваххабитов, принял титул короля Хиджаза, султана Неджда и присоединенных областей, основав государство, которое чуть позже стало именоваться королевство Саудовская Аравия. Так победой ваххабитов закончилась война на Аравийском полуострове, длившаяся с небольшими перерывами с XIX века.

До Сауда Хиджазом правил король Хусейн из династии хашимитов, но в декабре 1925 был окончательно разгромлен, и войска Ибн Сауда заняли столицу страны, Джидду.

  Первым 16 февраля 1926 г. признал новое государство и установил с ним дипломатические и торговые отношения Советский Союз. В 1932 г., после провозглашения королевства Саудовской Аравии, СССР признает и это государство и установит с ним дипломатические отношения в новом качестве. Как до того признавал и Хусейна.

Началось все в декабре 1922 г. когда в ходе работы Лозаннской конференции состоялась встреча наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина с представителем короля Хиджаза Х. Лотфаллой. О содержании их беседы Чичерин писал Литвинову: "...Я говорил о желательности создания снова Российского консульства в Джидде. Он также очень на этом настаивал. Я действительно нахожу, что нам крайне важно иметь в Джидде консула. Джидда находится рядом с Меккой; в Мекке христианам жить нельзя, Джидда же есть столица королевства Хиджаз. Наш консул в Джидде будет в самом центре мусульманского мира, ибо все паломники там проходят, и таким образом очень многие совершающиеся в мусульманстве политические движения, которые теперь от нас ускользают, будут происходить перед глазами нашего консула. При нашей мусульманской политике нам, по-моему, необходимо иметь человека в самом центре мусульманского мира". Чичерин не зря писал о политике. Аравийский полуостров интересовал большевиков давно, еще в 1920, после захвата англичанами Хиджаза муфтий Г. Баруди и Абдуррашид Ибрагим (основатель политического движения мусульман России в начале ХХ века, организатор всероссийских мусульманских съездов 1905-1906 гг. в Нижнем Новгороде) призывали Советскую власть оказать мусульманам помощь в изгнании англичан из Стамбула, Мекки и Медины. Но тогда руки не дошли.

  После неизбежных проволочек, дипломатические отношения установили. И в марте 1924 г. назначен генеральный консул СССР в Хиджазе — Керим Абдрауфович Хакимов. Чичерин писал по этому поводу: "Решение о вступлении в дипломатические сношения с Хиджазом было принято авторитетнейшим учреждением еще в бытность мою в Лозанне... В Хиджазе СССР, также как все другие государства, будет иметь генерального консула, а Хиджаз будет иметь в Москве посланника... Для нас в высшей степени важно попасть в Мекку. Мы именно потому назначаем генеральным консулом мусульманина, чтобы он мог находиться в Мекке. Между тем, кроме т. Хакимова, других подходящих мусульман не оказалось, хотя мы искали очень долго. Некоторые дефекты у т. Хакимова есть, но у других возможных кандидатов дефекты несравненно более значительны. Тов. Хакимов уже привык к нашей политике, так как много лет занимал у нас посты. Мы решили, что в ближайшем будущем т. Хакимов выедет отсюда в Хиджаз". 

  Небольшие дефекты у советского дипломата и впрямь имелись. Впрочем, по тем временам, да еще для выходца из беднейших слоев, простительные. Консул получил довольно фундаментальное мусульманское образование в 1907 г. поступил учиться в медресе, подрабатывал прислугой у богатых учеников и поводырем у дервиша, учил детей купцов чтению и письму на тюрки, в 1908 г. перебрался в Оренбург, в татарское медресе. Оттуда же вышел и первый советский муфтий, Р. Фахретдин. В 1910 г. поучился в медресе "Галия" в Уфе, где помимо религиозных, преподавали и общеобразовательные дисциплины, и русский язык. В 1917 г. он стал членом мусульманского Харби Шуро (Военного Совета) в Оренбурге, созданного для защиты Поволжья от красных, что с точки зрения советского наркома выглядело действительно как-то нехорошо. Впрочем, потом перешел на сторону красных, воевал с Дутовым, создавал мусульманские части Красной Армии, Татаро-Башкирскую Советскую республику. Вступил в РКП(б), служил в политотделе туркестанского фронта, затем секретарем ЦК Туркестанской, позднее — ЦК Бухарской компартии. В1920 году Хакимова назначили заместителем полномочного представителя РСФСР в Бухарской Народной Советской Республике (полпредом был В. В. Куйбышев). Как сообщил о нем Куйбышев, забирая к себе в полпредство:

"Из работников мусульман он был наиболее коммунистически выдержан и чужд националистических уклонов". Что подразумевал Куйбышев под этой фразой, с учетом остальных работников-мусульман из числа почти (или почти не) перековавшихся басмачей, представить можно. На их фоне у т. Хакимова и впрямь "некоторые дефекты". Впрочем, грамотных и лояльных мусульман у РСФСР было не так много, а Керим Абдрауфович имел солидный опыт, после установления советского контроля над Бухарой

с 1921 г. служил в Персии генеральным консулом РСФСР в г. Мешхед — наблюдал за выполнением иранцами обязательств советско-иранского договора от 26 февраля 1921 г. В 1923 г. переведен генеральным консулом СССР в Решт (Иран), работал в смешанной советско-иранской пограничной комиссии. И вот ответственное назначение — первым генеральным консулом СССР в Королевство Хиджаз. Аравийский полуостров, Мекка...

  В июне 1924 г. Хакимов выехал из Москвы в Джидду. Советскому представителю как мусульманину разрешили вручить верительные грамоты королю Хусейну в Мекке, что он и сделал 9 августа 1924 г. Миссия Хакимова в Джидде стала первым официальным представительством Советского Союза в арабских странах. 

  А на Аравийском полуострове война. Султан Неджда ибн Сауд воюет с Хиджазом с целью объединения Аравии под своей властью. В этой связи СССР решил сменить партнера: "Сохраняя дружественные отношения с Хиджазом... не упускать случая войти в контакт с новой силой Аравии — Ибн Саудом. …Наши интересы в арабском вопросе сводятся к объединению арабских земель в одно государственное целое. Если Ибн Сауд будет вести политику объединения арабов — это будет соответствовать нашим интересам, и мы должны будем также попытаться сблизиться с ним, как мы это сделали по отношению к Хусейну, который старался объединить Аравию". 

  В декабре 1924 г. войска Ибн Сауда вступили в Мекку. В инструкции Чичерина, направленной Хакимову 17 марта 1925 г., значилось: "В близких, кажется, к развязке хиджазских событиях нам нужно прежде всего строить нашу тактику так, чтобы сохранить наше агентство и генконсульство в "святой земле". Если Джидда не будет взята ваххабитами — придется продолжать играть роль друзей хашимитов и поддерживать дипломатические сношения с хиджазским правительством. Если же события повернутся иначе и ваххабиты возьмут Джидду и изгонят из "святой земли" хашимитов, тогда нам придется оформить Ваше пребывание в Хиджазе на новом титуле... Всякая возможность остаться и сохранить, таким образом, базу в Аравии должна быть, конечно, Вами учтена и использована". 

  Выполняя указания, Хакимов совершил поездку в Мекку, продемонстрировал ваххабитам знание арабского и заветов Пророка, подал пример выполнения столпов Ислама – с его-то образованием, а заодно сумел встретиться с Ибн Саудом.  

  Результаты последовали. "Столь удачно организованная и проведенная Вами поездка в Мекку, значительно обогатила нашу информацию о действительном положении Ибн Сауда и его намерениях. С точки зрения установления некоторого контакта с Саудом эта поездка также дала хороший результат" – оценка Чичерина была предварительной, но вот выводы: "Перспективы арабско-турецкого сотрудничества нас очень интересуют, и нам очень хотелось бы получать от Вас возможно более полную информацию по этому вопросу... Необходимо провести предварительную подготовку связи с имамом Яхья (правителем Йемена). Вам на месте виднее, как это сделать... Особенно интересует нас вопрос о том, нельзя ли через посредство отдыхающих в Эритрее наших сотрудников установить контакт с Абиссинией и позондировать неофициально почву, как отнеслось бы абиссинское правительство к вопросу о возобновлении сношений и посылке нашего агента в эту страну". Выводы далеко идущие. И в не самом захолустном углу мира, некий Лоуренс Аравийский точно не порадовался бы. Британцы, впрочем, и не радовались.  

  В начале 1926 г. Абд аль-Азиз, как уже сказано, принял титул короля Хиджаза, султана Неджда и присоединенных областей. 16 февраля 1926 г. генконсул СССР Хакимов на автомобиле с советским флажком на капоте, под обстрелом проехал через пустыню от Джидды до лагеря Ибн Сауда и вручить ему официальную ноту, в которой говорилось: "Правительство СССР, исходя из принципа самоопределения народов... признает Вас королем Хиджаза, султаном Неджда и присоединенных областей. В силу этого Советское правительство считает себя в состоянии нормальных дипломатических отношений с Правительством Вашего Величества". В ответной ноте Ибн Сауд выразил свою "полную готовность к отношениям с правительством СССР и его гражданами, какие присущи дружественным державам". 

  Хакимов проработал в Хиджазе четыре года. Ему удалось превратить отца-основателя Саудовской Аравии в стратегического партнера СССР, добиться доступа советских товаров на местный рынок, организовать пароходное сообщение с Одессой.  

  И речь шла не только о полуострове, советская делегация мусульман участвовала в I Всемирном мусульманском Конгрессе в 1926 г. Конгресс этот заложил основы для объединения мусульманских государств и народов, большинство которых находились тогда в той или иной степени колониальной зависимости. В 1969 г. наследником того, первого собрания, стала Организация Исламская конференция (ОИК), межправительственная организация, объединяющая 57 мусульманских государств. На сегодняшний день является самой крупной и авторитетной в мировом масштабе мусульманской организацией.  

  Собственно, конгресс собиралась собрать Великобритания. После ликвидации Халифата в Турции, вопрос о халифе всех правоверных приобрел значение глобальное. В жемчужине британской короны, Индии, возник халифатский комитет, возглавивший движение индийских мусульман-халифатистов. Объявилось несколько претендентов, от прошлого халифа Абдул-Хамида, жившего в Европе, и до короля Хиджаза Хусейна. В Египте, Сирии, Палестине, британской Индии, Персии, Аравии, Турции и других странах активно обсуждалась идея международного Конгресса мусульман с целью выбрать нового халифа, или решить дальнейшую судьбу Халифата вообще. Причем Конгресс этот замышлялся так, чтобы в нем не принимали участия, не имели права голоса немусульманские делегации. Ага, сейчас. Активно вмешалась Великобритания, там считали необходимым получить систему контроля над регионом с помощью общемусульманской религиозной структуры, которая позволила бы через мусульманское духовенство контролировать все страны региона в свои руки. Халиф должен быть послушен Лондону, никак иначе. Собственно, конференция министров иностранных дел Великобритании, Франции и Италии (Париж 22-26 марта 1922 года), вообще пыталась сохранить в Турции не только светскую, но и религиозную власть султана, т.е. Халифат. Да Ататюрк помешал.  

  Подконтрольное Англии духовенство Египта принялось проталкивать идею о созыве Конгресса по избранию халифа в Каире, контролируемом англичанами. Идея энтузиазма не вызвала. И халифатисты в Индии, выступили против, и… ага, и свободные мусульмане Советской России. В лице специально на то уполномоченного органа — Духовного управления в Уфе. В марте 1926 года Кремль внезапно получил телеграмму из Уфы, подписанную быстро и свободно ориентирующимся в международных делах муфтием Фахретдиновым: "Конгресс должен быть созван в стране, находящейся вне сферы влияния империалистических держав". А то! Чай, советские мусульмане, из страны побеждающего социализма пишут. Далее в телеграмме советскому правительству указывалось, что Конгресс не должен проходить в Египте, поскольку последний находится под господством Англии, и там "нет гарантий для свободного выявления мусульманами их истинного мнения". В отличие от СССР. Впрочем, СССР был вариантом преждевременным, а потому конгресс, по мнению мусульманского духовенства Советской России, мог бы на первый раз пройти и на священной для мусульман земле, в Мекке. В той самой, да. Где как раз активно дружили советский посол с исламским образованием Хакимов и король-ваххабит Абд аль-Азиз Ибн Сауд. Идея была наиболее перспективная, для всего мусульманского мира причем. И в первую очередь для Ближнего и Среднего Востока. Ну и для Саудовской Аравии с СССР заодно. Но это уж так в обычае у советских общественных и религиозных организаций было, традиция совпадений. А вот для Англии и Франции, по еще одному совпадению, как раз наиболее враждебных Москве в то время, наиболее неподходящим вариантом. Потому как мусульманских колоний и подмандатных территорий у этих двух стран Согласия было немало. Саудовская Аравия как реально на тот момент – так уж выпало, воздействие на со стороны Великобритании в первой половине 1926 года оказалось значительно слабее, чем на Персию или даже Турцию — независимое мусульманское государство, которому укрепить свое политическое положение в регионе и в мире тоже вовсе не мешало.

Конгресс в Каире все же провели, с 13 по 19 мая 1926 года. Но Каирский конгресс официального характера не имел. Кворум не пришел. Приехали туда Турция, Иран, Судан, Афганистан, ряд других представителей. Ну и представители Туркестана и мусульман России заглянули. Сразу в две делегации. Ну, это ж разные совсем республики…

  Вопрос о Халифате и халифе утопили в разборках о внутреннем регламенте и способах голосования, местных египетских улемов э-э… плохо слушали, да. Потом поговорили за политику – в свете освободительного (от британцев и французов) движения Палестины и Сирии. Оргкомитет решил прекратить. Потому как – а кто их знает, до чего они договорятся?

В Мекке было иначе. Всемусульманский Конгресс прошел в присутствии 57 делегатов мусульманских стран и территорий, 157 приглашенных лиц и представителей прессы. Список неслабый, весь Ближний и Средний Восток, мусульманская Индия и Восточная Африка, Юго-Восточная Азия. Да и делегаты все больше из улемов с шейхами. Советские мусульмане тоже заехали, на этот раз одной делегацией. Как высказалось советское правительство: "участие мусульман СССР на Конгрессе в значительной мере способствовало успеху последнего, и в то же время содействовало провалу другого конгресса, который в противовес Мекканскому пыталось созвать в Каире египетское духовенство для избрания халифа". Тут про Халифа поговорили. Во-вторых. А во-первых, обсудили интересную идею о независимости мусульманского мира. О подрыве положения колониальных держав в ближайшем будущем и в перспективе. Вопрос о статусе и будущем Конгресса, как организации, объединяющей мусульман мира, в первую очередь — в борьбе за независимость. Ну, об этом еще в 1918 Ленин говорил, все помнят. Еще договорились немного сгладить разногласия между разными течениями ислама, поскольку ваххабиты и для шиитов, и для суннитов были как-то чересчур. "…политика правительства Хиджаза должна быть основана на свободе обрядов" – а то этак и в Мекку нормально не сходишь. Сауд немного поерепенился, но согласился. Делегаты СССР, понятно, активно устранение противоречий поддержали. Им чего, в СССР свобода религии, как специально на то уполномоченный орган скажет – так и будут обряды проводить. "Бойтесь Аллаха в меру возможного" (3:97), не нами сказано. А да — халифата решили не устраивать, и Халифа не выбирать. Но это уж техническое.

  А Хакимов в сентябре 1928 г. стал представителем Ближневостокторга СССР в Йемене. Такая небольшая торговая фирма. Газета "Тайме" сообщала, что интересы этой компании простирались от бассейна Красного моря до Голландской Индии (Индонезии), но это в советских традициях совпадений. В СССР считали, что Хакимов сможет укрепить позиции СССР в Йемене и помирить йеменского имама Яхья с Ибн Саудом, повысив заодно их заинтересованность в Советском Союзе.  

  Случился как-то небольшой эпизод — йеменских паломников в Мекку: на итальянском пароходе соглашались пустить только на палубу. Губернатор Ходейды (порт, построенный при помощи СССР), родственник короля Йемена, запретил йеменцам ехать на пароходах западных держав. Обиделся потому что. Представитель Ближневостокторга вызвал советский пароход, и паломников увезли в каютах.  

  В общем, развитие было. И перспективы тоже. Кончилось, однако, все печально — СССР отказался от активной внешней политики на Аравийском полуострове. В январе 1932 г. Хакимов отозван в СССР по болезни. В мае 1932 г. в СССР прибыла с визитом правительственная делегация Хиджаза, Неджда и присоединенных областей. Делегацию возглавлял сын Ибн Сауда, наместник Хиджаза эмир Фейсал, исполнявший обязанности министра иностранных дел. По прибытии в Москву Фейсал в сопровождении Хакимова был принят М. И. Калининым в Кремле. До Аравийского полуострова докатилась Великая депрессия, король просил экономической поддержки. В помощи было отказано – самим не хватало, 1932 один из самых тяжелых годов в межвоенном СССР. Сауды предоставили нефтяную концессию Соединенным Штатам Америки, которые и сегодня занимают роль основного стратегического партнера королевства.  

  Хакимов поучился в Институте красной профессуры, в 1935 г. вернулся полномочным представителем СССР в Саудовской Аравии. Его возвращение на Аравийский полуостров казалось, привело к оживлению советско-саудовских отношений. 6 сентября 1937 г. К. А. Хакимов отозван в Москву, арестован, осужден и в 1938г. расстрелян. Узнав об этом, король Ибн Сауд заявил, что не желает другого советского посла. В 1938 г. Эр-Рияд обвинил Кремль в попытке инспирировать революцию и исламском мире и разорвал всякие отношения с Советским Союзом. 13 апреля 1938 г. было принято решение об упразднении полпредства СССР в Саудовской Аравии. 11 сентября 1938 г. все сотрудники советской миссии покинули Джидду.     

       17 сентября 1990 г. СССР и Саудовская Аравия приняли решение возобновить обмен дипломатическими представительствами на уровне посольств.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

Вал
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ымы пишет: Сауды пр..

ымы пишет:

Сауды предоставили нефтяную концессию

Если не ошибаюсь в те времена в Аравии только разведка была? Добычи как таковой еще не было...

Перспективными считались и поиски золота и пр. на это отдельные концессии существовали.

Вал

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вал пишет: Если не ..

Вал пишет:

Если не ошибаюсь в те времена в Аравии только разведка была?

Так они на разведку и предоставили. С последующим, понятно. Там история не менее большая, но отдельная.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

Ответить