Кажется, обнаружил первое произведение в котором человек проваливается в прошлое...

[HTML_REMOVED]http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200700506<\/u><\/a>

В великолепной новелле «Аррия Марцелла» (1852), написанной крупнейшим французским романтиком Теофилем Готье, древние Помпеи восстают во всей первозданной красоте.

Один из героев новеллы, Октавиан, стоя у витрины в музее Неаполя, замечает «остатки лавы, которая, застыв вокруг тела женщины, сохранила ее восхитительные очертания. По прихоти извержения, которое разрушило четыре города, часть этого дивного тела, расплавившегося в прах почти две тысячи лет тому назад, сохранилась до наших дней; округлость груди прошла сквозь столетия, в то время как столько могущественных ударов не оставило после себя и следа! Образ красоты, случайно запечатленный на вулканическом шлаке, остался нетронутым».

Попав в Помпеи и выйдя ночью побродить по улицам заброшенного города, Октавиан вдруг оказывается перемещенным во времена Тита за день до извержения Везувия. Здесь он встречает красавицу Аррию Марцеллу, дочь богатого и влиятельного горожанина Аррия Диомеда, которая приглашает нашего героя на свою виллу. Эта женщина, слепок тела которой сохранился в Неаполитанском музее, оживает, потому что «ничего не умирает, все пребывает вечно, материальная форма исчезает лишь в глазах обывателей, в то время как призраки, отделяющиеся от нее, заселяют бесконечность». В этом был глубоко убежден романтик Теофиль Готье, считавший, что только горячая любовь художника способна одухотворить древние памятники искусства.