"Русский русского есть и тем сыт бывает" или о толерантности и идентичности ¶
Ув.форумчане если 20-30 лет назад какой-нибудь турок или курд, угодив по воле случая в Берлин или Франкфурт, всеми силами старался "онемечиться" и обижался, когда его именовали "турком", то теперь ситуация изменилась. В Берлине живет большая мусульманская община, которая, повторяя ультралиберальные лозунги, настаивает: все культуры независимо от степени своей развитости и окружения абсолютно равны. Так что, живя в Берлине, совсем не обязательно утруждать себя освоением достижений культуры Германии, можно просто пользоваться социальными благами развитого европейского государства и чувствовать себя как дома, перекрывая, например, на время пятничной молитвы целые улицы.
Причем в последнее время это убеждение – жить в Европе как в родных пенатах, – приобретает открыто агрессивный характер. Являясь жителями европейских столиц порой уже не в первом поколении, эти люди воинственно подчеркивают свое принципиальное отличие от окружающих, рассматривая эти отличия в качестве морального превосходства. "Ну, да мы ходим в хиджабе, зато вы ходите почти голые с пирсингом в пупке или носе – так что какое у вас есть моральное право нас поучать?" (с)
Европа заговорила о "войне цивилизаций", когда в ответ на расползающиеся очаги чуждой европейским традициям культуры, которые политкорректная власть предпочитает не замечать, стали формироваться массовые национал-патриотические. Пример — швейцарский скандал, когда местное население, вопреки пропагандируемой официальной толерантности, высказалось на референдуме против строительства минаретов в городах.
Мне местные чиновники говорят, что подобные беды нас минуют, ведь Пермь всегда был многоэтничным городом. Спору нет, но доминирующими интересами в городе всегда были интересы русской культуры, а православие, как основное условие приобщения к ней, всегда оставалось государственной религией, во многом определявшей место пришлого жителя в городе. Так было и с местными коми и с татарами, и с прибывшими со времен Екатерины немцами и с появившимися в городе после 1863 г. поляками. Хотя поляки, как и румыны, по известному заключению Бисмарка, не нация, а профессия. Они либо оставались на обочине жизни, либо становились русскими, будучи татарами и или немцами только по происхождению, что в многоэтничном городе было действительно неважно.
Но на сегодняшний день ситуация существенно иная. К нам хлынул поток вроде бы стихийной южной миграции – людей, отличающихся от нас антропологически и культурно, но и рассчитывающих только на себя. ИМХО заселение России, тюрками и прочими этносами осуществляется отнюдь не стихийно; наша бюрократия и олигархия этому весьма способствует.
Они сами, тратя немалые деньги, добираются до России, сами обеспечивают себя жильем и заработком, сами общинно организуются в чуждом для них городе. Окружающая городская среда для них вовсе не памятники культуры, а просто место для выживания, а то и добыча. Чтобы выжить, они создают полулегальные кланы на рынках, а то и ОПГ . Так что человек, приехавший к нам, скажем, из кавказского или среднеазиатского села, вовсе не чувствует себя брошенным, находя поддержку (часто, к сожалению, криминального толка) у своих единоверцев и земляков.
У русских иностранцев, имевших несчастье до развала СССР жить вне пределов РСФСР и тем самым оказаться гражданами других государств, ситуация гораздо менее выигрышная. Возвращаясь на родину, на которую у них столько же прав, сколько у всякого русского, они наталкиваются на местных чинуш, от которых без приличной взятки ничего не добиться. Перед лицом инородческой солидарности, которую власти в пропагандистских целях еще и поддерживают, желая показать столичному начальству, как у нас "разноцветная национальная палитра" (с), вновь прибывшие чувствуют себя разобщенными и никому не нужными. Чувство единения с другими русскими, которое ныне именуется иностранным словом — идентичность, а, в сущности, является подтверждением национального достоинства, о котором на всех углах твердит официальная пропаганда, оказывается пустым звуком.
А это задевает вполне успешных "коренных" наших горожан. Многие из них, видя, что у себя в родном городе и крае никаких особых преимуществ не получишь, начинают жить в нем по вахтовому методу, перенося свои капиталы, дома, семьи за рубеж, где действует если не национальная солидарность, то хотя бы закон. Сколько в наших СМИ сообщений о том, что покупатели из России диктуют цены на недвижимость в Испании или Лондоне. У меня, рядом с работой, практически в центре, висит плакат "Твоя квартира в Болгарии, дешевле чем здесь". А, что они русские, для них просто небольшое административное неудобство, которого они часто даже стесняются.
Настораживает тенденция, когда очень многие наши сограждане, имеющие хоть какие-то несомненные достоинства – финансовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, – стараются реализовать их за границей, где это можно сделать гораздо успешнее? Тех же, что остаются на родине и не имеют возможности отгородиться забором и охраной, именуют несколько невнятным словом "россияне". Но мир знает только русских, Россию.
Одновременно приходят в движение граждане, которые не просто "россияне", но и имеют какие-то этнические корни. Еще недавно об этих корнях они старались забыть. Теперь же, видя, с какой толерантной нежностью власть относится к национальным землячествам, помогая им сохранять свое этническое своеобразие, хотя их главной проблемой является как раз то, что они плохо знают титульную культуру того места, которое сделали своей новой родиной, многие возвращаются к своей забытой было культуре.
Начинается процесс обратной ассимиляции. СССР, как заявляют демографы, существовал ровно до того момента, пока больше половины населения в нем составляли русские. Как только обе половины сравнялись, наше государство рухнуло, развалившись как раз по национальным стыкам. ИМХО в 1991 году в СССР произошел развал и самороспуск центральной государственной власти.
Благородные призывы спасать русский язык от нахлынувших англицизмов и блатной бытовухи уходят в черную дыру. А деградация языка верный показатель, что деградируют и его носители. Пришельцы в этом являются полными союзниками властей – те и другие относятся к России как варвары.
Впрочем, власть происходящее, похоже, не очень беспокоит. Ее гораздо больше волнует поведение деятельных неудачников, которые, опираясь на бездействие официальных структур, в меру доступного им понимания пытаются самостоятельно решить те проблемы, которые видят перед собой. А видят они "понаехавших тут" (с) и некоторых вполне преуспевающих, до которых в отличие от начальства можно дотянуться. Нам говорят, что это из-за недостатка толерантности, а я думаю, что из-за нынешнего положения самих русских, которые как хозяева этого города теряют свою идентичность и превращаются в разрозненное множество "россиян" с явной угрозой обратной нерусской ассимиляции.
Так что толерантность не такая уж безобидная штука. За какой-то чертой она пожирает идентичность, а без нее начинается неконтролируемый распад общества с последующей "войной цивилизаций", которую, как показывает мировой опыт, убеждениями "ребята, давай те жить дружно" не остановить.
Что думают ув.коллеги или все не так плохо? Может это только у нас так, а в целом по России все спокойно и хорошо?
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".