Попытаемся представить себе дальнейшую судьбу высадившихся в новом свете [del][/del]греко-македонцев. Начнем рассказ с юга на север.
Эльпидия
Южная группа мореходов, из 1500 человек на 60 малых транспортных судах двигается вдоль бразильского побережья все время на юго-запад, наконец в самом начале октября 321 года с немалой надеждой поворачивает на запад. К этому времени они уже не знают что предполагать об этой части Света, представляя себе что перед ними опять берег Ливии. Что скорее всего на север от их колонии на Капе вглубь суши вдается лишь довольно большой залив. Сама же Ливия снова выпрямляясь по прежнему ничуть не смущаясь продолжает уходить снова на юго-запад, а их просто выносило в открытый Южный Океан и затем опять прибило к суше. Другие же предполагают, видя столь протяженный берег, что это противоречит знаниям о Ливии и это должна быть уже другая земля. Закрадываются мысли что они заблудились, многие впадают в отчаяние.
Открытое ими широкое горло по видимому очень могучей реки снова разделяет их во мнении, которое впрочем не выходит за рамки общих рассуждений, не доводя до какой то вражды или разделения. Одни говорят что это Индия и они нашли устье пресловутого Ганга. Других эстуарий наводит их на мысль что это истоки Нила. В те времена существовало много различных географических представлений, например среди такое что величайшая река Ойкумены не имеет истоков в обычном смысле, бытовало мнение что она берет начало в Океане с другой стороны Ливии как будто перекачивая воду из одного своего конца в другой, это было отражено на известной дисковой карте Гекатея Милетского. Путешественники с надеждой ухватились за эту возможность. Тем более что посланные вперед дозорные сообщали что берег после эстуария опять как ни в чем не бывало идет на юг, русло же углубляется в материк на многие стадии. Решено было сделать долговременную остановку. После недолгого рассмотрения выбор пал на северную сторону горловины(где то чуть западнее Монтевидео), климат был хорош и местностью напоминал им Вифинию и другие равнинные области Азии. Новую землю впоследствии назвали Τράπεζα της Ελπίδας — берег надежды, что позже сократилось до Эльпидия.
Суда были вытащены на берег неподалеку от устья реки называемой местными ливийцами Йи, скот был выпущен на выгул, люди начали распахивать ближайшие поля, валился лес на поселок. Пока группы легковооруженных разведчиков были разосланы по окрестностям, один самый быстроходный и легкий корабль послан был исследовать новонайденную большую реку и как можно дальше для установления возможности дальнейшего анабазтиса. На ближайшее время была построена апойкия которая долгое время не имела собственного имени помимо просто Полиса. Колонистов было почти 1500 человек, большинство из них составляли македонцы, ионийские греки, критяне и карийцы — около восьмисот, остальные общины были представлены фрагментарно небольшими группами, за исключением финикийских моряков и главным образом персидских кавалеристов с близкородственными общинами наемных горцев-тапуро. Могущие обещать в будущем заметное напряжение эти ренегаты были морально подавлены, не выступая пока против подчиненного положения.
Политически вследствии гибели кораблей-флагманов и старших командиров, среди поселенцев не установилось сперва какой либо четкой системы иерархии. Однако фактически в колонии господствовали навклеры оставшихся кораблей, они располагали серьезными отрядами судовых экипажей спаянных совместным плаванием, благодаря чему диктовали свою волю разнородной массе поселенцев. Осень-зима были проведены в работах по обустройству на новом месте и севу, что несколько стирало мелкие разногласия и лонгировало крупные конфликты которые должны были быть неизбежны в ситуации анархии.
Весна 320 года впервые внесла уверенность материальном благополучии и подняла дух колонистов, был собран весьма неплохой урожай, что вкупе с обилием дичи и рыбы далеко отодвинуло угрозу голода. Одновременно из дальней разведки вернулся и посланный корабль. О ее навклере до нас не дошло никакой информации за исключением имени Каистробий и что он откуда то из Памфилии. Мы можем предполагать что это был недюжинной воли и способностей человек, какими качествами нужно обладать чтобы за столь долгое изнурительное путешествие сохранить в хорошем состоянии корабль, высокий дух и порядок в экипаже. И при этом продолжить искать путь вперед когда все остальные обессилели и разуверились. За три месяца движения в глубь речного мира он видимо заходит сначала в Уругвай, несколько поднявшись по нему возвращается назад и теперь углубляется вверх по Паране. Правильно определив ее за более крупную реку он поднимается довольно высоко до района Конкордии. После чего возвращается назад к поселению, из похода он привез помимо захваченных в рыбацких поселках автохтонов пленниц и достаточно серьезную уверенность в движении реки именно на север, а значит это река скорее южный рукав Нила чем Ганг. Тем временем поселенцы проводят после сбора урожая следующий сев и тут их постигает насмешка природы, в июле на всходы обрушивается сильный «памперо». По ночам температура падает до -5 градусов, помимо самих колонистов серьезно пострадал и урожай. К счастью потери не были столь велики, холодная погода не продержалась более недели, к тому же остались достаточные для повторения сева запасы. Но в условиях отсутствия общей власти вспыхнули до того момента тлеющие конфликты. Дело дошло до бунта заметной финикийской общины и тесно живущих с ними халдеев, дело в том что эти люди в качестве основного занятия избрали рыбную ловлю. Теперь же на них и легла вся нагрузка, дело доходило до прямого грабежа и вылилось ответ в вооруженное сопротивление. Попытка восстания была жестоко подавлена вождями дружин и в тоже время послужила катализатором складывание иерархии колонии. Власть в ней окончательно укрепилась в руках Буле из восьми лидеров-пританов, которых поддержала большая часть навклеров и команд.
Территория страны представляла собой высокотравную прерию с редкими лесами, тянущимися узкими лентами вдоль рек и занимающими меньше 1/20 земель.
Поселенцы привезли с собой нескольких коней, овец, свиней и кур, из культурных растений пшеницу, ячмень, овес, а также виноград и оливки.
Примерный таймлайн — тенденции развития
Первые годы были посвящены обустраиванию, налаживанию хозяйства и не в последнюю очередь, решению женского вопроса. Местные племена охотников и рыболовов, не могшие оказать серьезного сопротивления, ибо 1 человек у них приходился в среднем на 20-40 км2, были в результате просто истреблены или бежали в ужасе.
Но все же через 10 лет после высадки женщин стало хватать, детей становилось все больше, а через еще 10 лет дожившие колонисты как правило образовывали уже нормальные семьи с 2-3 детьми, а некоторые уже и вступить во второй брак после смерти первой супруги. И хотя осталось колонистов около 800 человек, но вместе с семьями их было уже больше 3 тысяч.
Походы за женщинами практически прекратились в связи как с подрастанием своих, куда более престижных, так и в связи с исчезновением туземцев в пределах досягаемости ловцов.
250г. до н.э.
Прошло еще пятьдесят лет, сменилось еще 2 поколения, потомки разных народностей старого света перемешались в один народ, население достигло 4,5 тыс, до половины населения жило вне Палаполя, некоторые в рыбачьих поселках на берегу, некоторые в селениях крестьян и пастухов вдоль рек. Править в городе продолжала наследственная олигархия, потомки 8 знатнейших родов. Поднявшиеся позднее роды уже чувствуют некоторый дискомфорт, обдумывая традиционный эллинский способ решения проблем – отъезд и основание новых полисов.
200г. до н.э.
Население уже около 7 тыс. Основана первая колония на расстоянии 40-50км. от Палаполя во главе с представителями младших ветвей аристократических родов. Растут и поселения хоры вдоль берегов рек и океана. Местные племена потихоньку возвращаются на заброшенные ранее территории рядом с поселенцами. Первые попытки торговли с туземными охотниками. Полностью вписавшись в местную экосистему, колонисты переживают период бурного демографического роста, составляющего до 1,5% в год или более чем вдвое за полвека.
150г. до н.э.
Население почти 15 тыс. в 5 независимых полисах, связанных в Эльпидскою амфиктионию. Основаны торговые фактории на других берегах эстуария: в Дуопотамии и в Керандии (будущий Дельфинополь). Соседние туземцы понемногу перенимают навыки огородничества(женщины Дуопотамии, пока мужчины охотятся) и скотоводства (в Керандии). Племена каритийцев севера, как слишком близко находящиеся к цивилизации, втягиваются в ее периферию как несамостоятельные элементы системы и поглощаются ей, становясь жителями окраинных поселений. Это замедляет процесс роста независимых туземных племен в Каритии, сравнительно с Керандией и Двуречьем.
100г. до н.э.
Население около 30 тыс. в 8 полисах, в том числе в Дельфинополе. Внутри и межполисная напряженность местами начинает принимать форму борьбы «персидской» и «эллинской» традиций. Решение социальных проблем ищут в возврате к старине, которая первыми (преимущественно низами) видится в справедливости, едином законе, и «правде», которой надо учиться с детства, вторыми же (оттираемой от власти родовитыми олигархами богатеющей, но лишаемой в старых полисах контрэлитой) – в свободе, за которую надо драться всеми силами, в полном и гармоничном развитии всех сил каждого индивида, в праве каждого на участие в управлении. Верхушка же продолжает держаться за «кровь богов» и ее право властвовать.
Начинают расти в численности местные племена Дуопотамии, Каритии и Керандии, поглощая отстающих в развитии соседей и завидуя богатым эльпидцам. Вторые начинают промышлять воровством скота у Дельфинопольцев и из за этого возникают стычки с пришельцами.
50г. до н.э.
Население достигло 50 тыс. в 10 полисах. Пытающаяся удержать власть олигархия старается выдавливать оппонентов на периферию: в Керандию и Дуопотамию. Так, в Дельфинополе стали скапливаться лидеры «демократического» течения, туда же, под предлогом необходимости защиты колонистов от набегов антиподов, выслали род Бехтунов во главе с Кавадом Древним с зависимыми от него «клиентами» из низов. В итоге Кавад заключил с отцами Дельфинополя договор о выплатах, которые позднее его потомки стали считать данью, а дельфинопольцы платой за защиту. Для успешного и оперативного преследования местных скотокрадов Кавад завез с севера коней и посадил на них своих людей.
Еще одним следствием нарастания противоречий в полисах являются первые попытки решить внутренние проблемы за счет создания образа внешнего врага в соседних полисах, контролирующих спорные поселения, поля, лесные или рыбные угодья. Замаячил призрак старинной эллинской забавы – междоусобной войны.
Начало н.э.
Около 80 тыс и 14 полисов. Старый союз окончательно распался. Взаимные набеги с привлечением антиподов. Северяне усвоили уже начатки культуры пришельцев и рассматриваются верхушкой как полуварвары. Западные же полисы привлекли на свою сторону варваров из Двуречья, которые, пока их жены выращивали на огородиках тыквы и кур, на множестве длинных пирог неожиданно высаживались у незащищенных поселений севера и юга и бесследно исчезали в своих протоках, оставляя после себя трупы и обгоревшие развалины.
В одних полисах власть удерживает старая аристократия, в других – опирающиеся на низы тираны, изгоняющие и казнящие аристократов. Многие бегут на юг в демократическое трехградье, возглавляемое Дельфинополем, но и там нет защиты от набегов западных листрогонов, почуявших вкус добычи.
Род Бехтунов продолжает усиливаться, получая деньги от городов за защиту и увеличивая свои пастбища за счет вытесняемых на юг и на запад керандийцев а свои ряды за счет наиболее активной бедноты, ищущей у Бехтунов защиты и пропитания. До 500 человек способен посадить род на коней в случае нужды.
Керандийцы, откочевывая дальше, распространяют дальше и приемы скотоводства, а также и коневодства (с помощью угнанных коней и пленных). Их образ жизни все более сближается с образом жизни слуг и родичей Кавада. Периоды войн и набегов чередуются с периодами союзов и торговли.
Пленные помогли и варварам Дуопотамии интенсифицировать свое хозяйство. Одна из идей, которые они заимствовали у пришельцев и обратили против них же оказалась идея рабства. Теперь на их полях и огородах стали работать не только женщины, но и захваченные пленные и их дети, образуя низший слой стремительно растущих в числе племен варваров.
Некоторые из владеющих судами аристократов начинают ответные набеги на племена Двуречья, создавая отряды, кормящиеся с добычи, от хозяев, или от нанимающих их полисов.
50г н.э.
Население Эльпидии 130тыс.
Один из оставшихся не у власти аристократов Андромах прославился как удачливый предводитель корабельных дружин. Он сумел договориться с Дельфинополем о субсидировании своего проекта перехода от ответных набегов на западных листрогонов к попытке их завоевания, что в случае успеха сулило окончательное прекращение набегов. Несколько городов севера также согласились предоставить ему людей и средства. Так началось возвышение рода Андромахидов. Ему и правда сопутствовала удача. Пленных в захваченных селениях он раздавал своим сподвижникам, вместе с землей, на которой они должны были трудиться, содержа воинов его дружины. Все больше воинских поместий появлялось в Дуопотамии, все больше воинов приходило под его знамена, силы Андромаха росли, его ветераны становились рашающей силой в конфликтах между полисами. Но и во вражеских полисах он находил себе приверженцев среди «эллинской» партии новых людей, жаждущих конвертировать свои богатства в о власть в родном полисе и готовых ради свержения олигархов признать его гегемоном новосоздаваемого союза. Дольше всего сопротивлялся древний Палаполь, в итоге взятый штурмом.
Род Бехтунов продолжал усиливаться. Его глава Митридат мог поднять до 1,5 тыс воинов, но с объединенными Андромахом силами всей Эльпидии ему конечно было не сравниться, хотя он все еще получал по старому договору припасы и серебро из Дельфинополя. Все больше племен керандийцев переходит под его покровительство, пользуясь выгодами торговли и защиты. Для укрепления своего положения в пампе Митридат в нарушение эльпидских традиций заключает серию династических браков с племенной знатью теуэльче и цонеков. Кроме того, Митридат пользовался поддержкой и с другой стороны.
Низы ждали от Андромаха большего, исполнения «правды», основанной на персидской традиции, но тот поставил на новые полисные верхи, которые держались его поддержкой и потому были ему верны. Впрочем, у полисных низов был выход – новые колонии и новые шансы, что снижало напряженность в городах. При Андромахе и его наследниках, в связи с исчезновением угрозы с запада снова началось активное основание колоний, теперь на южном берегу, рядом с Дельфинополем, изначально бывшим опорой для Андромаха. Впрочем, колонии основывались и на север вдоль побережья, и вглубь эстуария. Возобновились также походы за людьми для поместий двуречья. Люди бежали на северо-запад, но и на новых местах они устраивали огороды и разводили кур, продолжая умножаться в числе в числе и распространяться все дальше.
Не улучшилась доля бедняков, живших вне города, в старой части страны они не выселялись в колонии а батрачили на чужой земле или пасли чужой скот, находясь во власти хозяев земли. Среди них особенно широко распространялись учения «иранской» традиции и ожидание царя истинного, отмеченного печатью Неба.
100г. н.э.
Население Эльпидии 220 тыс, включая инкорпорированных в сельские поселения каритийцев, а также порядка 10 тыс. илотов Двуречья, и около 20 тыс союзных Бехтунам керандийцев. Освоенная территория представляет собой полосу вдоль северного берега эстуария примерно 400км в ширину и 30 в глубину, и втрое меньшую в ширину полосу на южном берегу, а также берега Параны и Уругвая недалеко от слияния, всего порядка 17 тыс км2 со средней плотностью около 15 чел/км2.
Гражданская война на почве накопившихся противоречий — внутриполисных(низы, торговые магнаты и родовая знать), межполисных(старые полисы севера, дружины запада, Дельфинополь), противоречия меж разными укладами (полуварвары окраин, осваивающие кочевое скотоводство, огородничество, передовые методы рыболовства). Полисный сепаратизм, восстания сельской бедноты, попытки старой знати вернуть власть, варвары севера (спустившиеся с гор каритийцы), решившие воспользоваться ситуацией и поживиться.
Вот тут думаю — не рано ли? Может еще лет сто дать повариться до взрыва?