Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Den, andaar, тухачевский

Анафематствование Русской православной церковью

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Анафематствование Русской православной церковью

Некоторые случаи анафематствования в Московской Церкви:

1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
1375: стригольникам
1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского[16].
1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих.
1604: Гришке Отрепьеву
1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
1656: на Соборе было осуждено двуперстие.
Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 — раскольникам-старообрядцам; Предел Освященного Собора 1667 гласил: «…Аще ли же кто и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»[17].
1671: Разин, Степан
1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
1708: Мазепа
1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью [18])
1901: Толстой, Лев Николаевич
1912: Марков, Андрей Андреевич (старший)[19]
1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани»[20]
30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия вынес постановление (журнал № 23): «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви»[21].
1997: Якунин, Глеб Павлович [22]
1997: Филарет (Денисенко)[23]

http://ru.wikipedia.org/?oldid=15828239

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: 137..

ВЛАДИМИР пишет:

1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского

Как это не странно (впрочем, Дмитрий Донской канонизирован всего 21 год назад).

Суть дела:

Публикуемое здесь послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору от июня 1378 г. является вторым его κ ним посланием. Первое, краткое, он написал на двадцать дней раньше, 3 июня, находясь на пути в Москву и извещая об этом своих корреспондентов. Их встреча не состоялась. Великий князь Дмитрий Иванович перехватил митрополита и выдворил его из Москвы. Послание от 23 июня написано сразу после этнх событий. Из него мы и знаем, чем обернулась для Киприана его попытка утвердиться в Москве вопреки воле князя.

Β 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси Константинопольским и вселенским патриархом Филофеем, стремившимся κ тому, чтобы сохранилось церковное единство Великой и Малой Руси, бывшее в то время под угрозой (Великой Русью владели татары, а Малая находилась во власти Литвы и Польши). Еще жив был митрополит Алексей, и Киприан должен был до его смерти пребывать в подвластном Литве Киеве, а затем переехать в Москву и тем самым объединить западную и восточную части митрополии всея Руси. Но великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович видел в Киприане сторонника своих врагов, литовских князей. После смерти митрополита Алексея (февраль 1378 г.) князь сделал наместником митрополичьего престола своего духовного отца и печатника попа Митяя, получившего в монашестве имя Михаила. Игумены Сергий и Феодор были сторонниками Киприана. И Киприан, направляясь летом 1378 г. из Киева в Москву, рассчитывал с их помощью овладеть занятым Митяем-Михаилом престолом. Неудача не сломила воли Киприана, ο чем свидетельствует публикуемое здесь послание. Киприан прибег κ перу как κ средству борьбы за свои права.

Это послание — уже не частное письмо, но публицистическое произведеиие, рассчитанное на прочтение — наряду с его непосредственными получателями — широким кругом заинтересованных читателей. Главная его цель — разоблачение незаконности действий Митяя и защита собственных прав. Для обоснования своей правоты Киприан привлекает и цитирует целый ряд церковно-канонических правил. Β его послании много также живых эмоциональных описаний того, что он сам только что претерпел; элементы автобиографии, описания перенесенных страданий встречаются также в Киприановской редакции Жития митрополита Петра, в этом Киприан выступает прямым предшественником протопопа Аввакума.

Киприан в этом послании отлучает от церкви и проклинает и великого князя Дмитрия Ивановича, и всех, кто причастен κ его «иманию, и запиранию, и бещестию, и хулению», а также и тех, «хто покусится сию грамоту сжещи или затаити». Так что это его послание было небезопасно во всех отношениях: если читаешь и распространяешь, подвергаешься опасности наказания со стороны властей предержащих, если утаиваешь или уничтожаешь, подпадаешь под митрополичье проклятие. Желание избежать и той и другой опасностей объясняет наличие сознательно затрудненных для прочтения и зашифрованных мест во всех четырех дошедших до нас списках послания, из которых два принадлежат XV в., а два — рубежу XV и XVI вв.

Послание печатается по рукописи: РНБ, Соловецкое собр., № 858, Кормчая, 1493 г., л. 527—536.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990

[quote]Кирпианъ, милостию Божиею митрополитъ всея Руси,[1] — честному старцю игумену Сергию[2] и игумену Феодору[3] и аще кто инъ единомудренъ с вами.

Киприан, милостью Божией митрополит всея Руси, — честному старцу игумену Сергию, и игумену Феодору, и, если есть, другим единомышленникам вашим.

Не утаилося от васъ и от всего рода християньскаго, елико створилося надо мною, еже не створилося есть ни над единымъ святителемъ, како Руская земля стала. Яз Божиимъ изволениемъ и избраниемъ великаго и святаго сбора и благословениемъ и ставлением вселеньскаго патриарха поставленъ есмь митрополиъ на всю Рускую землю, а вся вселенная вѣдаеть. И нынѣче поѣхал есмь был со всѣмъ чистосердиемъ и з доброхотѣниемъ къ князю великому. И он послы ваша разослалъ мене не пропустити и еще заставилъ заставы, рати сбивъ и воеводы пред ними поставивъ, и елика зла надо мною дѣяти — еще же и смерти предати насъ немилостивно — тѣх научи и наказа же. Азъ же, его безъчестия и души его болши стрега, инымъ путемъ проидохъ, на свое чистосердие надѣяся и на свою любовь, еже имѣлъ есмь къ князю великому, и къ его княгини, и къ его дѣтемъ. Он же пристави надо мною мучителя, проклятаго Никифора. И которое зло остави, еже не сдѣя надъ мною! Хулы, и наругания, и насмѣхания, граблениа, голодъ! Мене в ночи заточилъ нагаго и голодного. И от тоя ночи студени и нынѣча стражу. Слуги же моя — над многим и злымъ, что над ними издѣяли, отпуская их на клячах либивыхъ бе-сѣделъ во обротехъ лычных, — из города вывели ограбленыхъ и до сорочки, и до ножевъ, и до ногавиць, и сапоговъ и киверевъ не оставили на них!

Не утаилось от вас и от всего рода христианского, как обошлись со мной, — как не обходились ни с одним святителем с тех пор, как Русская земля стала. Я, Божиим изволением и избранием великого и святого собора и поставлением вселенского патриарха, поставлен митрополитом на всю Русскую землю, о чем вся вселенная ведает. И ныне поехал было со всем чистосердечием и доброжелательством к князю великому. А он послов ваших разослал, чтобы меня не пропустить, и еще заставил заставы, отряды собрав и воевод перед ними поставив; и какое зло мне сделать, а сверх того и смерти предать нас без милости, — тех научил и приказал. Я же, о его бесчестии и душе больше тревожась, иным путем прошел, на свое чистосердечие надеясь и на свою любовь, какую питал к князю великому, и к его княгине, и к его детям. Он же приставил ко мне мучителя, проклятого Никифора. И осталось ли такое зло, какого тот не причинил мне! Хулы и надругательства, насмешки, грабеж, голод! Меня ночью заточил нагого и голодного. И после той ночи холодной и ныне страдаю. Слуг же моих — сверх многого и злого, что им причинили, отпуская их на клячах разбитых без седел, в одежде из лыка, — из города вывели ограбленных и до сорочки, и до штанов, и до подштанников; и сапог, и шапок не оставили на них!

Тако ли не обрѣтеся никтоже на Москвѣ добра похотѣти души князя великаго и всей отчинѣ его? «Вси ли уклонишася вкупѣ и ннепотребнѣ быша?»[4]

Неужели не оказалось никого в Москве, кто бы добра пожелал душе князя великого и всей отчине его? «Все ли уклонились вместе и сделались непотребны?»

Створится князю великому, что клячи отданы, а того не вѣдаеть, что от 40 и штий коний ниединъ не осталъся цѣлъ — все заморили, похромили и перварили, ганяся на нихъ куды хотѣли, и нынѣче теряются.

Князю великому может показаться, что клячи отданы, а того не ведает, что из сорока шести коней ни один не остался цел — всех заморили, похромили и попортили, гоняя на них куда хотели; и ныне они пропадают.

И аще миряне блюдутся князя, занеже у нихъ жены и дѣти, стяжания и богатъства, и того не хотять погубити, — яко и самъ Спасъ глаголеть: «Удобь есть вельблуду сквозѣ иглинѣи уши проити, неже богату въ царьство небесное внити»,[5] — вы же, иже мира отреклися есте и иже в мирѣ и живете единому Богу, како, толику злобу видивъ, умолчали есте? Аще хощете добра души князя великаго и всей отчинѣ его, почто умолчали есте? Растерзали бы есте одежи своя, глаголали бы есте пред цари, не стыдяся! Аще быша васъ послушали, добро бы. Аще быша васъ убили, и вы — святи. Не вѣсте ли, яко грѣх людьский на князи, и княжьский грѣх на люди нападаеть? Не вѣсте ли Писание, глаголющее, яко аще плотьскых родитель клятва на чада чадомъ падаеть, колми паче духовных отець клятва? — И та сама основания подвиже и пагуби предаеть. Како же ли молчаниемъ преминуете, видяще мѣсто святое поругаемо, по Писанию, глаголющему: «Мерзость запустѣния, стояще на мѣстѣ святемъ»?[6]

И если миряне боятся князя, потому что у них жены и дети, накопления и богатства, и того не хотят потерять, как и сам Спас говорит: «Легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, нежели богатому в царство небесное войти», — вы же, от мира отрекшиеся, и от того, что в мире, и живущие только для Бога, как, таковое зло видев, промолчали? Если вы хотите добра душе князя великого и всей отчине его, почему промолчали? Растерзали бы одежды свои, говорили бы пред царями, не стыдясь! Если бы вас послушали, хорошо. Если бы вас убили, то вы святые. Не знаете ли, что грех людской на князей, а княжеский грех на людей переходит? Не разумеете ли Писания, говорящего, что если проклятье родителей по плоти распространяется на детей детей, насколько больше — проклятье духовных отцов? То ведь самые основания потрясает и пагубе предает. Как же вы молча проходите, видя место святое поругаемо, по Писанию, говорящему: «Мерзость запустения, стоящая на месте святом»?

Сице ли почли суть князь и бояре митрополии и гробы святыхъ митрополитов? Тако ли нѣсть кого прочитающаго Божественая правила? Не вѣсте ли, что пишеть?

Так ли почтили князь и бояре митрополию и гробы святых митрополитов? Неужели нет никого, читающего Божественные правила? Не знаете разве, что там написано?

Святых апостолъ правило 76 глаголеть сице, яко: «Не подобает святителю брату, или сыну, или иному сроднику, или другу даровати и на святительское достояние поставляти егоже хощеть. Наслѣдники бо своего епископьства творити неправедно есть и Божия даровати пристрастиемъ человѣчьскых. Не подобаеть бо Божию церковь под наслѣдники подъкладати. Аще же кто таково створить, разрушоно таковое поставление да будет. Самъ же створивый да отлученъ будеть».

Святых апостолов правило семьдесят шестое так говорит: «Не подобает, чтобы святитель брату, или сыну, или иному родственнику, или другу дарил святительское достояние и поставлял в святители кого хочет. Ибо делать наследниками своего епископства и Божее дарить, руководствуясь человеческими пристрастиями, неправедно. Не подобает ведь Божию церковь подводить под права наследования. Если же кто сделает так, да будет таковое поставление недействительно. Сам же сотворивший да будет отлучен».

Послушайте же толкование сего правила что глаголеть. Святительское достояние Святаго Духа благодать, даръ мнѣти подобает. Како убо дерьзнеть кто благодать духовную яко наслѣдие предати кому дарованиемъ? Сего ради непрощено есть епископомъ в себе мѣсто ихже хотять въ своих церквахъ поставляти и посажати. Котории бо яже стяжаша имѣния въ своего епископьства времени не имут власти оставляти имже хотят, но токмо яже от наслѣдия сродниковъ пребываша имъ, якоже 32 правило иже въ Карфагени сбора рече, то и како самую епископью ко инымъ предадять яко наслѣдникомъ своимъ пастырьскыя власти и строения нищихъ, имѣния оставляющих, и, пристрастия ради человѣчьскаго, или дружбы, или любве ради сродничьныя, яже Богови освящена суть подаровають имже хотять? Аще убо от нѣкоего таковое что створится, створеному бо разрушену быти правила повелѣвають, створивый же отлученъ да будеть. Епископъм бо от сборовъ поставлятися повелѣно бысть.

Послушайте также, что говорит толкование этого правила. Святительское достояние подобает считать благодатью, даром Святого Духа. Возможно ли, чтобы кто-нибудь духовную благодать передал как наследство кому-нибудь в подарок? Поэтому непростительно, чтобы епископы поставляли и сажали на свое место в своих церквах, кого они хотят. Если даже имущество, накопленное во время своего епископства, они не имеют права оставлять кому хотят, только полученное ими в наследство от родственников, как говорит тридцать второе правило Карфагенского собора, — то как же могут они самую епископию передавать другим, как наследникам своей пастырской власти, и вклады в нищих, имущество жертвующих, посвященные Богу, дарить по пристрастию человеческому, дружбе или по родственной любви, кому сами хотят? Если что-либо из такого будет сделано, сделанное — повелевают правила — должно быть расстроено, сам же сделавший да будет отлучен. Ибо епископам повелено поставляться на соборах.

И 23 правило Антиохийскаго сбора тако глаголеть: «Не подобаеть епископу, аще и на конець жития своего, иного оставляти наслѣдника в себе мѣсто». Се же и израильтяномъ отречено бысть. На Моисиа бо яко вину въскладають, зане Арона и сынъ его на священничьство възведе. И аще бы Богъ не знамениемъ священьничьство их укрѣпилъ, изгнани быша были святительства.

И двадцать третье правило Антиохийского собора так говорит: «Не подобает епископу, даже и в конце своей жизни, оставлять другого человека наследником своего места». То же и израильтянам запрещено было. На Моисея ведь как на виновного указывают за то, что он Аарона и сыновей его возвел на священство. И если бы Бог не укрепил их священничество знамением, были бы они изгнаны со святительства.

И смотри же и святыхъ апостолъ правило 29-е что глаголеть: «Аще который епископъ мьзды ради сана святительскаго приобрящеть, или прозвитеръ, или диаконъ, да отлучится и самъ, и поставивый его, и да отсѣченъ будеть от святаго причастия оттинудъ, яко Симонъ вълхъвъ мною, Петромъ».[7]

Посмотри также и двадцать девятое правило святых апостолов, что говорит: «Если какой-либо епископ приобретает святительство за мзду, или пресвитер, или дьякон, — да отлучен будет и он сам, и поставивший его, и да отвержен будет от святого причастия совершенно, как Симон-волхв мною, Петром».

Тожде глаголеть и 30-е правило тѣхъ же святыхъ апостолъ. Глаголеть сице: «Аще который епископъ мирьскых князий помощию святительство приобрящеть, да изверженъ и отлученъ будеть, и способници ему вси».

То же говорит и тридцатое правило тех же святых апостолов. Говорит оно так: «Если какой-нибудь епископ приобретает святительство при помощи мирских князей, да будет извержен и отлучен, а также — и все его пособники».

Назнаменати лѣпо есть: когда двоицею казненъ бываеть вкупѣ священникъ, или паче — по святемь Генадии патриархи Новаго Рима[8] — трижда вкупе?

Следует заметить: когда сразу дважды бывает наказан священник, или даже — как святой Геннадий, патриарх Нового Рима, — трижды сразу?

Слышите и толкование тому же — въ 25-мь правилѣ речено бысть: «Не подобаеть двократы мъщати о единомъ». Сдѣ же и въ обою правилу сею сугубо наводить казни злобы ради преумножения и прегрѣшениихъ тяжести.

Слушайте и толкование этому — в двадцать пятом правиле сказано: «Не подобает двукратно мстить за одну вину». Здесь и в обоих этих правилах устанавливаются тяжелые наказания по причине преумножения зол и тяжести прегрешений.

Ничтоже есть убо злѣйшее сего, еже божественое дарование куплением себѣ приобрѣтаеть, мьздою или силою княжьскою. Такоже и продаяй то яко раба вмѣняеть Святаго Духа даръ. Якоже въ сборномъ послании Тарасьеви, святѣйшаго патриарха Костянтинаграда,[9] к папѣ старѣйшаго Рима Андрѣянови[10] тако писано есть: «Отраднѣе будеть Макидонию и прочимъ духоборцемъ, неже симъ; они бо тварь и раба Божия и Отца Святаго Духа блядословяху, а сии раба себѣ створять Его; еже бо аще кто продаеть, и купляй его владыка хощеть быти купимому, цѣною бо сребреною притяжаваеть то».

Нет большего зла, чем приобретать себе божественный дар, покупая, через мзду или княжеской силой. Также и продающий его обращается с даром Святого Духа как с рабом. Как написано в соборном послании Тарасия, святейшего патриарха Константинополя, к папе старейшего Рима Адриану: «Легче будет Македонию и прочим духоборцам, нежели этим людям, ибо те ложно называли Святого Духа творением и рабом Бога-Отца, а эти делают его своим рабом; ведь если кто-нибудь что-либо продает, то покупающий это намерен быть владельцем того, что покупает, ибо приобретает то за уплачиваемую серебром цену».

Тако бо суть непрощена прегрѣшения такова! И того ради купующеи и продающеи мьздою или силою княжьскою святительство — и обои извержени и от церкви оттинудъ отлучени и изгнни бывают. Святаго же патриарха Генадия послание и проклятиемъ таковыа осужаеть, сице бо глаголеть: «Да будеть отреченъ таковый и всякого священьскаго достояния же и службы лишенъ и проклятию и анафемѣ преданъ будеть. И приемляй куплению благодать Святаго Духа, и продаваяй — аще клирикъ, аще простець — да будеть проклят».

Вот как непростительны такие прегрешения! И потому покупающие и продающие святительство за мзду или приобретающие его силой княжеской — и те и другие бывают извержены, совершенно отлучены и изгнаны из церкви. Послание же патриарха Геннадия и проклятию таковых осуждает, ибо так говорит: «Да будет отвергнут таковой, лишен всякого священнического достоинства и права службы и предан проклятию и анафеме. И принимающий благодать Святого Духа путем покупки, и продающий — клирик ли, простой ли человек — да будет проклят».

Се слышите правила и заповѣди святых апостолъ и святых отець. Кто же христианни и святымъ именемъ Христовымъ именуяся, смѣеть дрьзнути инако глаголати? Зане пишеть въ Святѣмъ писании, яко: «Вся, яже чресъ церковнаго предания и учительства и въображениа святых и приснопамятных отець обнавляема и творима или по семъ сдѣятися хотяща, анафема да будеть». И по другихъ глаголех, яко: «Иже в небрежение полагающимъ священная и Божественная правила блаженых отець нашихъ, иже святую церковь утвержають и, все христианьское жительство украшающе, къ божественому наставляють благоговѣньству, анафема да будеть».

Вот, вы слышите правила и заповеди святых апостолов и святых отцов. Кто же из христиан, именующихся святым именем Христовым, посмеет и дерзнет говорить иначе? Ведь написано в Святом писании: «Всему, что вводится вновь и творится или впоследствии будет сделано в нарушение церковного предания и учинения и установления святых и приснопамятных отцов, анафема да будет». И в другом месте: «Тем, кто в небрежении оставляет священные и Божественные правила блаженных отцов наших, что святую церковь утверждают и, все христианское жительство украшая, к божественному наставляют благоговению, анафема да будет».

Симъ сице имущимъ, как у васъ стоить на митрополицѣ мѣстѣ чернець в манатии святительской и въ клобуцѣ, и перемонатка[11] святительская на немъ, и посох в руках[12]? И гдѣ се бещиние и злое дѣло слышалося? Ни в которых книгах.

Коль скоро это так, как у вас стоит на митрополичьем месте чернец в мантии святительской и в клобуке, и параман святительский на нем, и посох в руках? Где о таком бесчинстве и злом деле слышано? Ни в каких книгах.

Аще братъ мой преставилъся,[13] азъ есмь святитель на его мѣсто. Моя есть митрополия. Не умѣти было ему наслѣдника оставляти при своей смерти. Коли слышалося преже поставления възлагати на кого святительскыя одежи, ихже нелзѣ иному никомуже носити, но токмо святителемъ единемъ! Како же ли смѣеть стояти на мѣстѣ святительскомъ? Не блюдеть ли ся казни Божиа? А еще страшно и трепетно и всякиа грозы исполнено, еже створить: садится въ святомъ олтари на намѣстном мѣстѣ! Вѣруйте, братия, яко лучше бы ему не родитися. И аще долготерпить Богъ и не низъпосылаеть казнь, к вѣчной муцѣ готовить таковыхъ.

Если брат мой преставился, я — святитель на его место. Мне принадлежит митрополия. Не мог он наследника оставлять при своей смерти. Слыханное ли дело — прежде поставления возлагать на кого-либо святительские одежды, которые нельзя никому другому носить, но только одним святителям? Как он смеет стоять на месте святительском? Не боится ли казни Божией? А еще страшно, ужасно и всяческой грозой чревато то, что он вытворяет: садится в святом алтаре на престол наместника! Верьте, братья, что лучше бы ему не родиться. И если долго терпит Бог и не посылает казнь, — значит, к вечной муке готовит таковых.

А что клеплють митрополита, брата нашего, что он благословилъ есть его на та вся дѣла, тъ есть лжа. Понеже пишеть 34-е правило святыхъ апостолъ и Антиохийскаго сбора правило 9-е, съгласующе сему, глаголет бо: «Кромѣ болшаго своего да не творять епископи ничтоже, развѣ своего предѣла кождо, ни же болший, не сущимъ инымъ, — за единьство». Или утаилося есть намъ, како учинилося есть на смерти митрополичи? Видѣ грамоту, — записалъ митрополитъ, умирая. А та грамота будеть с нами на Великомъ сборѣ.

А что клевещут на митрополита, брата нашего, — что он благословил его на все те дела, то это ложь. Ведь тридцать четвертое правило святых апостолов — а в согласии с ним и девятое правило Антиохийского собора — говорит: «В отсутствие большего над ними да не творят епископы ничего за пределами своих, определенных каждому, прав, и так же больший при отсутствии других, но — все вместе». Разве утаилось от нас, что произошло при смерти митрополита? Видел я грамоту, которую написал митрополит, умирая. И та грамота будет с нами на Великом соборе.

А се буди вамъ свѣдомо. Полтретия лѣта мнѣ в святительствѣ; а как выехал есмь на Киевъ — двѣ лѣтѣ и 14 дний до сего дни,[14] иже есть иуня мѣсяца 23 день. Не вышло из моих устъ слово на князя на великого на Димитрия ни до ставления, ни по поставлении, ни на его княгыню, ни на его бояре. Ни доканчивалъ есмь с кимъ иному добра хотѣти болѣ его — ни дѣломъ, ни словомъ, ни помысломъ. Нѣсть моеа вины прѣд нимъ. Паче же молилъ есмь Бога о немъ, о княгини, и о дѣтехъ его, и любилъ есмь от всего сердца, и добра хотѣл есмь ему и всей отчинѣ его. И аще кого услышалъ есмь гдѣ пригадывающа на его лихо, неневидѣлъ есмь его. А коли гдѣ пригажаломися сборова, ему болшее мѣсто велелъ есмь «многа лѣта» пѣти, а да потомъ инымъ.

И это пусть будет вам известно. Два с половиной года я в святительстве; а с тех пор, как выехал в Киев, — два года и четырнадцать дней до сего дня, каковой есть июня месяца 23 день. Не вышло из уст моих ни слова против князя великого Димитрия — ни до поставления, ни по поставлении, — ни против его княгини, ни против его бояр. Не заключал я ни с кем договора, чтобы другому добра хотеть больше, чем ему, — ни делом, ни словом, ни помыслом. Нет моей вины перед ним. Наоборот, я молил Бога о нем, и о княгине, и о детях его, и любил от всего сердца, и добра хотел ему и всей отчине его. А если слышал, что кто-нибудь замышляет на него зло, ненавидел того. И когда мне приходилось служить соборно, ему первому велел «многая лета» петь, а уж потом другим.

Аще кого в полону отведена гдѣ изнашелъ есмь изъ его отчины, колка сила моя была, выимая от погани, отпускалъ есмь. Кашинцевъ нашолъ есмь в Литви, два года в погребѣ сѣдящих, и княгини дѣля великой вынялъ есмь их како мога, клячи под них подавъ есмь и отпустилъ ихъ есмь зятю ея, князю Кашиньскому.[15]

Если кого из его отчины в плен отведенного где-нибудь я находил, насколько у меня было силы, освобождая от язычников, отпускал. Кашинцев нашел, в Литве два года в погребе сидящих, и княгини ради великой освободил их как мог, лошадей им дал и отпустил их к зятю ее, князю Кашинскому.

Которую вину нашелъ есть на мнѣ князь великий? Чимъ язъ ему виноватъ или отчинѣ его? Язъ к нему ѣхал есмь благословити его, и княгиню его, и дѣти его, и бояръ его, и всю отчину его, и жити ми с нимъ въ своей митрополии, како и моя братия съ отцемъ его и з дѣдомъ, съ князьми великими. А еще с дары честными хотѣлъ есмь дарити. Кладет на мене вины, что былъ есмь в Литвѣ первое.[16] И которое лихо учинилъ есмь, бывъ тамо? Не зазри же ми никтоже, — что иму говорити.

Какую вину нашел на мне князь великий? В чем я перед ним виноват или перед отчиной его? Я к нему ехал, чтобы благословить его, и княгиню его, и детей его, и бояр его, и всю отчину его, и жить с ним в своей митрополии, как и мои братья митрополиты с отцом его и с дедом, с князьями великими. А еще дарами честными хотел его одарить. Обвиняет меня в том, что я был сначала в Литве. И что плохое сделал я, быв там? Не попрекни же меня никто за то, что я буду говорить.

Аще былъ есмь в Литвѣ, много христианъ горькаго пленениа освободилъ есмь. Мнозѣ от невидящихъ Бога познали нами истиннаго Бога и къ православной вѣрѣ святымъ крещениемь пришли. Церкви святыа ставил есмь. Христианьство утвердилъ есмь. Мѣста церковная, запустошена давными лѣты, оправилъ есмь приложити к митрополии всея Руси. Новый Городок литовьскый давно отпал, и яз его оправилъ и десятину доспѣл к митрополии же и села. В Велыньской же земли такоже: колько лѣт стояла Володимерьская епископиа безъ владыки, запустошала; и язъ владыку поставилъ и мѣста исправилъ. Такоже отприснаа села софийская отпала къ князем и к бояромъ, и язъ тых доискываюся. И оправдаю, чтобы по моей смерти было кого Богъ оправдаеть.

Хоть и был я в Литве, — много христиан от горького плена освободил. Многие из неведавших Бога познали благодаря нам истинного Бога и к православной вере через святое крещение пришли. Церкви святые я ставил. Христианство утвердил. Места церковные, запустелые с давних лет, выправил, чтобы приложить к митрополии всея Руси. Новый Городок литовский давно отпал, а я его выправил и десятину вернул митрополии и села. В Волынской земле так же: сколько лет стояла Владимирская епископия без владыки, пришла в запустение; а я владыку поставил и места выправил. Так же и принадлежащие Софии села отпали к князьям и боярам, а я их доискиваюсь. И добиваюсь правды, чтобы по смерти моей было тому, кого Бог изберет.

Будѣ вамъ свѣдомо, что брату нашему Одеюрѣеви мивропродиву[17] не волно было сласти ни в Велыньскую землю, ни в Литовьскую[18] владыку которого, или звати, или дозрѣти которое дѣло церковное, или поучитити, или посварити на кого, или казнити виноватаго — или владыку, или архимандрита, или игумена — или князя поучити, или боярина. Святительскымъ недозираниемъ которыйждо владыко, не блюдася, по своей воли ходилъ какъ хотѣлъ. А попове и черньци и вси христиане — какъ животина бес пастуха.

Да будет вам известно, что брат наш Алексей-митрополит не волен был послать ни в Волынскую землю, ни в Литовскую какого-либо владыку, или вызвать, или рассмотреть там какое-нибудь церковное дело, или поучить, или поругать кого-нибудь, или наказать виновного — или владыку, или архимандрита, или игумена, — или князя поучить, или боярина. По причине святительского недогляда всякий владыка, не боясь, по своей воле ходил, как хотел. А попы, и чернецы, и все христиане — как животина без пастуха.

Нынѣ же, Божиею помощью, нашим потружаниемъ, оправилося церковное дѣло. И годилося князю великому нас с радостию прияти, занеже в томъ болша ему честь. Язъ потружаюся отпадшая мѣсто приложити к митрополии и хочю укрѣпити, чтобы до вѣка такъ стояло на честь и на величьство митрополии. Князь же великий гадает двоити митрополию. Которое величьство прибудеть ему от гадкы? Хто же ли се пригадываеть ему?

Ныне же, Божией помощью, нашим старанием, выправилось церковное дело. И подобало князю великому нас с радостью принять, поскольку в том — большая для него честь. Я стараюсь отпавшие места приложить к митрополии и хочу закрепить, чтобы до века так стояло к чести и величеству митрополии. Князь же великий намерен делить митрополию надвое. Какое величество прибудет ему от такого намерения? И кто советует это ему?

Которая есть моя вина перед княземъ перед великимъ? Надеяся на Бога: не найдеть въ мнѣ вины ниединыя. И аще ли бы вина моя дошла которая, ни годится князем казнити святителевъ: есть у мене патриархъ, болший надъ нами, есть Великий сборъ; и онъ бы тамо послалъ вины моя; и они бы съ исправою мене не казнили. А се нынѣ без вины мене обещестилъ, пограбилъ, заперѣвъ, держалъ голодна и нага, а черньци мои на другомъ мѣстѣ. Слугъ моихъ опрочь мене заточил у ночи. А слугъ моих нагихъ отслати велѣлъ с бещестными словесы. И хто можеть изрещи хулы, ихже на мя изрекли! Се ли въздасть мнѣ князь великий за любовь мою и доброхотѣние?

В чем моя вина перед князем великим? Надеюсь на Бога: не найдет во мне вины ни единой. А если бы и обнаружил он какую-нибудь мою вину, — не годится князьям наказывать святителей. Есть у меня патриарх, больший над нами, есть Великий собор; пусть бы он туда послал весть о моих винах; и они, исследовав дело, меня не стали бы наказывать. А то теперь без вины меня обесчестил, ограбил, заперев, держал голодного и нагого, а чернецов моих — в другом месте. Отдельно от моих слуг заточил меня ночью. А слуг моих нагих отослать велел с бесчестными словами. И кто может выговорить хулы, что на меня изрекли! Так ли воздал мне князь великий за мою любовь и доброжелательство?

Слышите же, что глаголеть сборъ святый, иже Перво-вторый именуемый, събравшися въ храмѣ Божии Слова Премудрости, рекше въ Святѣй Софии. Глаголеть бо того сбора святаго правил ...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: 137..

... о 3-ее сице: «Аще кто от мирьскых, огосподився и преобидивъ убо божественых и царскыхъ повелѣний, преобидивъ же и страшных церковных обычаевъ и законоположений, дерзнеть святителя кого бити, или запрѣти — или виною, или замысливъ вину. — таковый да будеть проклятъ».

Послушайте же, что говорит святой собор, именуемый Перво-второй, собиравшийся в храме Премудрости Божьего Слова, то есть в Святой Софии. Третье правило того святого собора говорит так: «Если кто-нибудь из мирян, возомнив, что имеет на то власть, и пренебрегая божественными и царскими повелениями, пренебрегая также и долженствующими внушить страх церковными обычаями и законоположениями, дерзнет святителя какого-либо бить или запирать — или по вине, или умыслив вину, — таковой да будет проклят».

Сицево азъ нынѣ пострадалъ есмь. Сдѣ святый сборъ проклинаеть, аще и вину каковую притворять святителю. Мнѣ же которую вину изнайдоша, запрѣвше мене въ единою клѣти за сторожьми? И ни же до церкви имѣлъ есмь выхода. Потомъ же, смеръкшуся другому дневи, пришедше, изведоша мене, не вѣдящу мнѣ, камо ведуть мене: на убиение ли, или на потопление? А еще бещестнѣйше: мене вѣдуще, и сторожеве, и проклятый Никифоръ воевода — одежами моих слугъ оболчени и на их конихъ и сѣдлѣх ѣхающе.

Так ныне пострадал я. Тут святой собор проклинает, даже если и какую-нибудь вину приложат к святителю; мне же какую вину выискали, заперев меня в одной комнате под стражей? И даже в церковь не имел я возможности выйти. А потом, вечером другого дня, пришли, вывели меня, и я не знал, куда меня ведут — убивать или потопить? А вот еще большее бесчестие: меня ведя, и стража, и проклятый воевода Никифор были облачены в одежду моих слуг и ехали на их конях и седлах.

Слыши небо и земля и вси християне, что створиша над мною христиане!

Слушайте, небо и земля, и все христиане, что сотворили надо мной христиане.

Что же ли створиша патриаршимъ посломъ, хуляще на патриарха, и на царя, и на сборъ Великий! Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский. И язъ, колика сила, хотѣлъ есмь, чтобы злоба утишилася. Тъ Богъ вѣдаеть, что любилъ есмь от чистаго сердца князя великаго Дмитрия и добра ми было хотѣти ему и до своего живота.

А как обошлись с патриаршими послами, хуля патриарха, и царя, и собор Великий! Патриарха литвином называли, и царя так же, и всечестной вселенский собор. А я, сколько было сил, хотел, чтобы злоба утихла. То Бог знает, что любил я от чистого сердца князя великого Дмитрия, и желал бы я ему только добра и до конца своей жизни.

А понеже таковое бещестие възложили на мене и на мое святительство, — от благодати, даныя ми от Пресвятыя и Живоначалныя Троица, по правиломъ святыхъ отець и божественых апостолъ, елици причастни суть моему иманию, и запиранию, и бещестию, и хулению, елици на тотъ свѣтъ свѣщали, дв оудушь отдумени[19] и неблагословении от мене, Киприана, митрополита всея Руси, и прокляти, по правиломъ святыхъ отець!

Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от Пресвятой и Живоначальной Троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословены мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов!

И хто покусится сию грамоту сжещи или затаити, и тотъ таковъ.

И кто покусится эту грамоту сжечь или утаить, и тот таков.

Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми на-борзѣ, да угонит мене ваша грамота на-борзѣ, что мудрьствуете, понеже сдѣ се есмь не благословилъ.

Вы же, честные старцы и игумены, напишите мне как можно скорее, чтобы догнала меня ваша грамота поскорее, что вы думаете, потому что здесь, вот, я вас не благословил.

А ко Царюгоруду ѣду оборонитися Богомъ и святымъ патриархомъ и Великимъ сборомъ. И тии на куны надѣются и на фрязы,[20] азъ же на Бога и на свою правду.

А я в Царьград еду обороняться Богом, святым патриархом и Великим собором. И те на деньги надеются и на фрягов, я же на Бога и на свою правду.

Писано же си грамота мною мѣсяца иуня въ 23 день в лѣто 6886, индикта перваго.

Писана же эта грамота мною месяца июня в 23 день в лето 6886 (1378), индикта первого.

Мнѣ же ихъ бещестие болшу честь приложило по всей земли и въ Царигородѣ.

Мне же их бесчестье большую честь придало по всей земле и в Царьграде.


[1] Киприанъ...митрополит всея Руси... — Киприан, южный славянин, возможно, из тырновского боярского рода Цамвлаков, в 50-х гг. XIV в. эмигрировал в Византию, жил на Афоне, сблизился с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (1354—1355, 1364—1376 гг.), в 1374 г. в качестве патриаршего посла был на Руси, в 1375 г. был поставлен патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этого поставления, как совершенного еще при жизни митрополита Алексея, великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович не признал, и Киприан вынужден был жить не в Москве, куда он стремился, а в подвластном Литве Киеве, владея лишь западной частью своей митрополии. Таким образом, митрополитом «всея Руси» он был в момент написания послания лишь номинально. Β Москву великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в 1381 г., после гибели Мамая, а в 1382 г., после разгрома Москвы Тохтамышем, изгнал, и тот ушел обратно в Киев. Β Москву Киприан вернулся как митрополит, на этот раз окончательно, в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского. Умер в 1406 г.

[2] ...игумену Сергию... — Игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря преп. Сергий Радонежский.

[3] ...и игумену Феодору... — племянник преп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378—1388 гг.), а Симонов монастырь (был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново)), сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

[4] «Вси ли уклонишася... быша?» — Пс. 13, 3.

[5] «Удобь есть вельблуду... внити» — Мф. 19, 24; Мр. 10, 25; Лук. 18, 25.

[6] «Мерзостъ запустѣния... святемъ» — Дан. 9, 27; Мф. 24, 15; Мр. 13, 14.

[7] ...яко Симонъ вълъхъвъ мною, Петромъ». — Симон-волхв, согласно новозаветной книге Деяния Апостолов (8, 18—20), предлагал апостолам деньги, чтобы они дали ему власть, какая была у них, ниспосылать Духа Святого, возлагая на кого-либо руки, — на что апостол Петр ответил ему резкой отповедью («Серебро твое да будет в погибель с тобою...»).

[8] ...пoсвятемь Генадии патриархи Новаго Рима... — Геннадий I — патриарх Константинополя в 458—471 гг.

[9] ...въ сборномъ послании Тарасьеви, святѣйшаго патриарха Костянтинаграда... — Тарасий — патриарх Константинополя в 784—806 гг.

[10] ...кпапѣ старѣйшаго Рима Андрѣянови... — Адриан — римский папа в 772—795 гг.

[11] ...перемонатка... — параман, особый плат, который имеет право носить (поверх подрясника во время литургии) только глава поместной церкви (митрополит, патриарх).

[12] ...на митрополицѣ мѣстѣ чернець... и посох в руках? — Имеется в виду Митяй, в монашестве Михаил.

[13] ...брат мой преставилъся... — Имеется в виду митрополит Алексей, умерший 12 февраля 1378 г.

[14] Полтретия лѣта мнѣ в святительствѣ... 14 дний до сего дни... — Киприан был поставлен патриархом Филофеем в митрополиты 2 декабря 1375 г.; в Киев он прибыл, как следует из этих его слов, 9 июня 1376 г.

[15] ...княгини дѣля великой... князю Кашиньскому. — He совсем ясно, кого имеет здесь в виду Киприан. Речь идет, очевидно, не ο жене великого князя московского Дмитрия Ивановича Евдокии, дочери Дмитрия Константиновича Суздальского: мы ничего не знаем ο ее дочери, бывшей замужем за кашинским князем, да и замужем за Дмитрием Ивановичем Евдокия Дмитриевна была только с 1366 г., так что и зятя, по-видимому, иметь еще не могла. Вероятно, Киприан говорит ο великой княгине Марии Александровне, третьей жене дяди Дмитрия Ивановича, великого князя Семена Ивановича Гордого: дочь Семена Ивановича от первого брака (с Августой-Анастасией Гедиминовной) Василиса Семеновна была женой Михаила Васильевича Кашинского, который, следовательно, приходился Марии Александровне зятем. Но к тому времени, когда Киприан стал митрополитом, он уже умер (1373 г.). На ком был женат его сын Василий Михайлович, бывший в момент написания послания Кашинским князем, неизвестно.

[16] Кладет на мене вины, что былъ есмь вЛитвѣ первое. — Великий князь московский Дмитрий Иванович считал Киприана ставленником великого князя литовского Ольгерда, сторонником враждебной ему Литвы.

[17] Одеюрѣви мивропродиву... — Зашифрованы слова «Алексееви митрополиту».

[18] ...ни в Велыньскую землю, ни в Литовьскую... — Митрополиту Алексею, выступавшему в политической борьбе Москвы и Литвы решительным сторонником Москвы, доступ в земли, находящиеся под властью Литвы, практически был закрыт.

[19] ...дв оудушь отдумени... — Тайнопись: «Да будут отлучени». Открыто писать эти слова, направленные против великого князя, русским писцам было, очевидно, страшно.

[20] И тии на куны надѣются и на фрязы... — Эти слова показывают, что Киприан в 1378 г. знал, на какую помощь рассчитывают его противники, сторонники выделения из митрополии «всея Руси» великорусской митрополии. Действительно, в 1380 г. они добились в Константинополе поставления в митрополиты одного из спутников внезапно умершего Митяя, Пимена, именно с помощью взятых у латинян и турок в долг денег и угроз грекам «латинами».

Публикуемое здесь послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору от июня 1378 г. является вторым его κ ним посланием. Первое, краткое, он написал на двадцать дней раньше, 3 июня, находясь на пути в Москву и извещая об этом своих корреспондентов. Их встреча не состоялась. Великий князь Дмитрий Иванович перехватил митрополита и выдворил его из Москвы. Послание от 23 июня написано сразу после этнх событий. Из него мы и знаем, чем обернулась для Киприана его попытка утвердиться в Москве вопреки воле князя.

Β 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси Константинопольским и вселенским патриархом Филофеем, стремившимся κ тому, чтобы сохранилось церковное единство Великой и Малой Руси, бывшее в то время под угрозой (Великой Русью владели татары, а Малая находилась во власти Литвы и Польши). Еще жив был митрополит Алексей, и Киприан должен был до его смерти пребывать в подвластном Литве Киеве, а затем переехать в Москву и тем самым объединить западную и восточную части митрополии всея Руси. Но великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович видел в Киприане сторонника своих врагов, литовских князей. После смерти митрополита Алексея (февраль 1378 г.) князь сделал наместником митрополичьего престола своего духовного отца и печатника попа Митяя, получившего в монашестве имя Михаила. Игумены Сергий и Феодор были сторонниками Киприана. И Киприан, направляясь летом 1378 г. из Киева в Москву, рассчитывал с их помощью овладеть занятым Митяем-Михаилом престолом. Неудача не сломила воли Киприана, ο чем свидетельствует публикуемое здесь послание. Киприан прибег κ перу как κ средству борьбы за свои права.

Это послание — уже не частное письмо, но публицистическое произведеиие, рассчитанное на прочтение — наряду с его непосредственными получателями — широким кругом заинтересованных читателей. Главная его цель — разоблачение незаконности действий Митяя и защита собственных прав. Для обоснования своей правоты Киприан привлекает и цитирует целый ряд церковно-канонических правил. Β его послании много также живых эмоциональных описаний того, что он сам только что претерпел; элементы автобиографии, описания перенесенных страданий встречаются также в Киприановской редакции Жития митрополита Петра, в этом Киприан выступает прямым предшественником протопопа Аввакума.

Киприан в этом послании отлучает от церкви и проклинает и великого князя Дмитрия Ивановича, и всех, кто причастен κ его «иманию, и запиранию, и бещестию, и хулению», а также и тех, «хто покусится сию грамоту сжещи или затаити». Так что это его послание было небезопасно во всех отношениях: если читаешь и распространяешь, подвергаешься опасности наказания со стороны властей предержащих, если утаиваешь или уничтожаешь, подпадаешь под митрополичье проклятие. Желание избежать и той и другой опасностей объясняет наличие сознательно затрудненных для прочтения и зашифрованных мест во всех четырех дошедших до нас списках послания, из которых два принадлежат XV в., а два — рубежу XV и XVI вв.

Послание печатается по рукописи: РНБ, Соловецкое собр., № 858, Кормчая, 1493 г., л. 527—536.

[/quote

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Между прочим, сам те..

Между прочим, сам термин "анафема" — "языческий". Геродот и Гомер именовали так «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

Интересное изменение смысла.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Будем ждать следующи..

Будем ждать следующих анафем. Мне аж интересно стало — к то на очереди

Россия превыше всего!

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

и от православнаго ..

и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием.

Интересная эстетика. Вы поняли, о чем здесь говорится? Если у вас случится болезнь ("гнил") полового органа, либо он будет признан "непотребным" (т.е. ненужным), его следует "отсечь". Понятно, что такое "отсечь"? Все остальные члены вполне потребны.

Ну как?

Обязательно включу это в свой ПРОСТРАННЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Нельзя об этом молчать.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вспоминаем секту (ко..

Вспоминаем секту (конфессию) скопцов.

Россия превыше всего!

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР Интересная..

ВЛАДИМИР

Интересная эстетика. Вы поняли, о чем здесь говорится? Если у вас случится болезнь ("гнил") полового органа, либо он будет признан "непотребным" (т.е. ненужным), его следует "отсечь". Понятно, что такое "отсечь"? Все остальные члены вполне потребны.

Коллега, конечно, не в курсе, что слово "всесочленение" в старославянском означает "организм" и в данном цитате имеется ввиду ампутация любого органа, пораженного гангреной. А с вашей интерпретацией — это к Фрейду.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

Коллега, конечно, не в курсе, что слово

"уд" означало на древнеславянском и древнерусском языке. Да и сейчас иногда употребляется.

яко гнил и непотребен уд

К кому теперь?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Коллеги, нельзя же т..

Коллеги, нельзя же так. Я понимаю, что кого-то все время обижаю. Но зачем "говорить то, чего нет" (с) Гулливер?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР "уд..

ВЛАДИМИР

"уд" означало на древнеславянском и древнерусском языке. Да и сейчас иногда употребляется.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Уд

Уд — (устар.) часть тела. Тайный (срамной) уд — половой член. Вышло из употребления в XIX веке.

Теперь найдите в тексте слово "тайный (срамной)" и вашу версию можно принять.

P.S. Матчасть рулит.

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: 190..

ВЛАДИМИР пишет:

1901: Толстой, Лев Николаевич

ЕМНИП, Толстой анафеме не подвергался. Было только заявлено, что в связи с высказываниями Толстого по религиозным вопросам (резко противоречащими канону православия), русская православная церковь не может более считать его своим прихожанином. И все. Анафемы, как таковой, в его адрес не было.

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

"тайный (срамной)"

Элементарно. Это слово передано синонимом "непотребный". Найдите хоть один текст, где это определение давалось иным частям человеческого тела.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР Это слово ..

ВЛАДИМИР

Это слово передано синонимом "непотребный"

и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием.

Так в тексте не прилагательное "непотребный", а причастие "непотребен" соответственно и смысл совсем иной.

Далее, вот значения слва "непотребный"

http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=19638[HTML_REMOVED]

Словарь синонимов русского языка:

Непотребный — см. безнравственный

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

НЕПОТРЕБНЫЙ, непотребная, непотребное; непотребен, непотребна, непотребно. 1. Ненужный, непригодный (устар. ). 2. Неприличный, развратный, гнусный (книжн. устар. ). Непотребные слова.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Непотребный
прил.
1) устар. Такой, в котором нет никакой надобности.
2) разг. -сниж. Крайне предосудительный, неприличный, непристойный.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

НЕПОТРЕБНЫЙ, ненужный, непригодный, бесполезный, излишний; | развратный, распутный, дурной нравственности и поведения. -ность ж. свойство, качество по прилаг. Непотребство ср. состояние, непотребная жизнь, разврат. Непотребничать, развратничать. Непотребник м. -ница ж. развратник, распутный человек.

Так что, если не пользоваться миелофоном и не додумывать за летописца, то очевидно, что речь идет об удалении некоего абстрактного органа, а не того, что вы имели ввиду

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

1) устар. Такой, в котором нет никакой надобности.
2) разг. -сниж. Крайне предосудительный, неприличный, непристойный.

То что именно эти два значения получили одну омонимическую базу, прямо говорит если не об их отождествлении, то о сближении смысла.

И Вы мне так и не привели хотя бы один пример (летописный, если претендуете на лучшее знание по сравнению со мной русских летописей) употребления этого слова (в качестве ли прилагательного или наречия) по отношению к любому другому абстрактному органу человеческого тела.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР То что име..

ВЛАДИМИР

То что именно эти два значения получили одну омонимическую базу, прямо говорит если не об их отождествлении, то о сближении смысла.

Т.е. для вас "член правительства" и "половой член" понятия близкие по смыслу?

И Вы мне так и не привели хотя бы один пример (летописный, если претендуете на лучшее знание по сравнению со мной русских летописей) употребления этого слова (в качестве ли прилагательного или наречия) по отношению к любому другому абстрактному органу человеческого тела.

http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/106-1-0-342[HTML_REMOVED]

Аще ли же кто от нашего общества во всем вышеписанным общественном положении начнет сопротивитися инокова что развращати и от себе что вновь вносити будет и инако будет мудрствовати, и мы таковаго развратника общественным советом по первом и втором наказании временно без всякаго послабления будем отлучать и с нами таковым никаковаго общения и соединения не иметь, но яко же гниле уд и непотребен и удалятися яко же от сущаго еретика и развратника.

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

прочлен :sm20: Викт..

прочлен

Виктор Лютый пишет:

"член правительства" и "половой член" понятия близкие по смыслу

Практически идентичные.

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Маруся - О ! :sm36:..

Маруся — О !

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

Т.е. для вас "член правительства" и "половой член" понятия близкие по смыслу?

Вы забыли об отмирании иных смыслов, которое существует не только для этого слова, но и в ряде других случаев, самый известный из которых — слово "виновник": "Петру — виновнику создания русского флота".

Приведенный же Вами пример http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/106-1-0-342 никак не отвечает на мой вопрос:

ВЛАДИМИР пишет:

И Вы мне так и не привели хотя бы один пример (летописный, если претендуете на лучшее знание по сравнению со мной русских летописей) употребления этого слова (в качестве ли прилагательного или наречия) по отношению к любому другому абстрактному органу человеческого тела.

Т.е. Вы должны были привести пример употребления слова "уд" (именно уд, а не "член", раз речь идет о старославянском) в смысле именования ДРУГОГО любого органа: пальца, носа, глаз (органов зрения) и т.д.

Магомед пишет:

Маруся — О !

Пост ув. Маруси не обязательно содержит негативное отношение.

Христиане, разумеется, сочтут мои слова кощунством, но именно член, а не крест, является символом жизни (об этом написано в любом учебнике анатомии: и в прямом и в переносном смысле).

А кто думает до сих пор, что его принес аист... Если родители говорят ребенку, что его принеес аист, у него есть все основания считать себя подкидышем.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: чле..

ВЛАДИМИР пишет:

член, а не крест, является символом жизни

Партеногенез рулит, так что не член

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Маруся пишет: Парте..

Маруся пишет:

Партеногенез рулит, так что не член

"Ну знаете! мы тоже имели к этому некоторое отношение" (с)

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР Вы забыли ..

ВЛАДИМИР

Вы забыли об отмирании иных смыслов, которое существует не только для этого слова, но и в ряде других случаев, самый известный из которых — слово "виновник": "Петру — виновнику создания русского флота".

Так в описанный период другие смыслы вовсе не отмерли, более того — как видно из приведенной мною цитаты еще в начале 19 века старообрядцы использовали слово "уд" вовсе не в значении "член"

Т.е. Вы должны были привести пример употребления слова "уд" (именно уд, а не "член", раз речь идет о старославянском) в смысле именования ДРУГОГО любого органа: пальца, носа, глаз (органов зрения) и т.д.

Легко:

http://www.icona.ru/lib/cm/mat/?num=05[HTML_REMOVED]

Аще же око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну,

Надеюсь вы не будете доказывать что у человека несколько половых членов?

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А не из нового завет..

А не из нового завета?

Это-то я знаю.

А в повседневности?

И еще раз повторяю, что ни рука, ни глаз не имели никогда эпитета "непотребен", который есть синоним термина "срамной" и, естественно, относился к половому члену. Вы не забыли, с чего дискуссия началась?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ладно, я вижу, диску..

Ладно, я вижу, дискуссия приобретает затяжной характер. Вот:

Уд — мужской половой орган. Этимология слова уд – у д — "то, что вне". Слово уд входило в систему обозначений частей человеческого тела: над — под, перед — зад, сердце – уд. Примечательно, что уд в данном случае, имея исходное значение "то, что вне", противопоставлен сердцу — внутреннему центру человеческого организма.

Близкие слова: удовлетворение, удовольствие, сердце.

Источники: Орел В. Э. Слав. *udъ. // Этимология 1977. М.: «Наука», 1979. С. 55–59

И далее:

В этом же ряду стоят Уда, удилище, удить.
Видела свадебный обряд далёкого прошлого: парни, находясь от группы девушек в отдалении, длинной ивовой удой/удилищем пытались достать себе суженую. Кто удой сумел дотянуться до избранницы — тому она и пара.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР А в повсед..

ВЛАДИМИР

А в повседневности?

Мы, вообще-то, рассматриваем официальный церковный документ. И как ясно видно из приведенной мной цитаты, в церковных текстах слово "уд" используется как обозначение любой части тела.

И еще раз повторяю, что ни рука, ни глаз не имели никогда эпитета "непотребен", который есть синоним термина "срамной" и, естественно, относился к половому члену. Вы не забыли, с чего дискуссия началась?

Это только ваши домыслы. В тексте слово "непотребен" выполняет роль сказуемого т.е. никак не может быть эпитетом. Если не верите — спросите у любого учителя русского языка.

Ладно, я вижу, дискуссия приобретает затяжной характер. Вот:

И что с того? Сейчас слово "член" тоже имеет не одно значение. И смотреть надо в каком контексте и где оно используется.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Член

Член:
орган тела (рука, нога, палец, ухо и проч.), ныне употребляется большей частью в словосочетании «половой член», а в отношении иных органов термин считается устаревшим;
элемент какой-либо совокупности:
рядовой участник организации или иной общности: член общества, член партии, член клуба, член академии, член семьи, член правления, член городской или земской управы и т. п.; обычно используется лишь в тех случаях, когда принадлежность к данной организации добровольная («член нации» или «член армии» не говорят);
государство как участник международной организации (член ООН, член ЕС и под., опять-таки подразумевается свобода входа и выхода, так что про «члены СССР» или «члены США» не говорят);
член предложения;
член ряда, последовательности, арифметической или геометрической прогрессии;
членом называется слагаемое в сумме или часть иного подобного выражения, см. также: одночлен, двучлен, трёхчлен и т. д.; многочлен;
член класса в объектно-ориентированном программировании:
функция-член — то же, что метод;
переменная-член — то же, что поле класса;
член (устар.) — в грамматике то же, что артикль.

Если следовать вашей логике то во всех старых текстах "член" то же надо понимать как "половой"

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

Мы, вообще-то, рассматриваем официальный церковный документ.

В приведенном Вами старообрядческом документе нет четкого указания на "любой орган", а что касается новозаветного текста, то это единственный случай употребления слова "уд" в смысле "любая часть тела". Если не верите, поищите в сети (хотя бы по ключевому словосочетанию "непотребен уд" — там будет не очень много страниц (15 или около того), и нигде не будет четкого указания на "любую часть тела").

Виктор Лютый пишет:

Это только ваши домыслы.

Если это так, приведите мне хоть один текст (кроме нового завета), опровергающий их. Где бы слово "уд" употреблялось в значении любой другой части тела.

Что касается более современного слова "член", то их лексическое значение вовсе не обязано полностью быть идентичным лексическому значению более древнего слова "уд".

И еще: если в ХХ веке употребление понятия "член" в отношении других органов человеческого тела устарело (по сравнению с какой эпохой?), то почему аналогичная ситуация со словом "уд" не могла произойти в XVII веке — на 800 году от возникновения церковнославянского?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР В приведен..

ВЛАДИМИР

В приведенном Вами старообрядческом документе нет четкого указания на "любой орган"

В этом тексте слово "непотребен" стоит после слова "уд" и союза "и". Соответственно оно не может служить эпитетом для "уд". Учитывая же мировозрение старообрядцев, предполагать что в своем документе они ссылаются на половой член мягко говоря странно.

Если не верите, поищите в сети (хотя бы по ключевому словосочетанию "непотребен уд" — там будет не очень много страниц (15 или около того), и нигде не будет четкого указания на "любую часть тела").

Тогда приведите примеры других > официальных

текстов, где фигурирует слово "уд".

Если это так, приведите мне хоть один текст (кроме нового завета), опровергающий их. Где бы слово "уд" употреблялось в значении любой другой части тела.

Чем вам не нравится Новый Завет? И вы можете привести хоть один подтверждающий свои выводы?

И еще: если в ХХ веке употребление понятия "член" в отношении других органов человеческого тела устарело (по сравнению с какой эпохой?), то почему аналогичная ситуация со словом "уд" не могла произойти в XVII веке — на 800 году от возникновения церковнославянского?

Это опять только ваши домыслы.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

Тогда приведите примеры других
цитата:
официальных

текстов, где фигурирует слово "уд".

Не обязательно официальных. Любых.

Хорошо. Поищу. Если Вы сами этого сделать не в состоянии.

Виктор Лютый пишет:

Учитывая же мировозрение старообрядцев, предполагать что в своем документе они ссылаются на половой член мягко говоря странно.

Что именно Вы имеете в виду?

Виктор Лютый пишет:

Чем вам не нравится Новый Завет? И вы можете привести хоть один подтверждающий свои выводы?

В том-то и дело, что я не могу найти ни один текст, подтверждающий ВАШИ доводы (кроме нового завета). Т.е. я бы признал Вашу правоту, если бы тому были основания. Но найти хотя бы один ДРЕВНЕРУССКИЙ (т.е. сочиненный в Древней Руси, или в Московский период) текст, где четко "удом" бы назывался палец, глаз и т.д. я не могу. Вот в чем проблема Вашей версии. И Даль приводит в известном Вам (не так ли?) источнике... да, да, только новозаветный пример. Какой вывод напрашивается из этого?

Виктор Лютый пишет:

Это опять только ваши домыслы

Мои домыслы, что любой язык меняется?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР Не обязате..

ВЛАДИМИР

Не обязательно официальных. Любых.

Нет, именно официальных. Матерные частушки не рассматриваются.

Что именно Вы имеете в виду?

То что в крайне религиозных обществах, коковыми являются многие общины старообрядцев тема секса и всего, что с ним связано является табу.

В том-то и дело, что я не могу найти ни один текст, подтверждающий ВАШИ доводы (кроме нового завета). Т.е. я бы признал Вашу правоту, если бы тому были основания. Но найти хотя бы один ДРЕВНЕРУССКИЙ (т.е. сочиненный в Древней Руси, или в Московский период) текст, где четко "удом" бы назывался палец, глаз и т.д. я не могу. Вот в чем проблема Вашей версии. И Даль приводит в известном Вам (не так ли?) источнике... да, да, только новозаветный пример. Какой вывод напрашивается из этого?

Так предоставьте текст, доказывающий ваши доводы. Приведите хотя бы один официальный документ просто со словом "уд".

Мои домыслы, что любой язык меняется?

Ваши домыслы, что в данный конкретный период данное конкретное слово имеет только одно значение.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виктор Лютый пишет: ..

Виктор Лютый пишет:

Нет, именно официальных. Матерные частушки не рассматриваются.

Почему же? Это тоже язык.

Виктор Лютый пишет:

То что в крайне религиозных обществах, коковыми являются многие общины старообрядцев тема секса и всего, что с ним связано является табу.

А какое это имеет отношение к употреблению (особенно в приведенном Вами документе)? Наоборот, употребляя крайне неприличное выражение в связи с чем-либо, автор обозначает качество этого "чего-либо".

Виктор Лютый пишет:

Так предоставьте текст, доказывающий ваши доводы.

Придется. После того, как Ваши примеры не смогли подтвердить Ваши доводы.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить