Биополитика англосаксов и латинских народов времен ВГО. ¶
Собственно, вопрос - какая из них была более успешна и принесла больше пользы нациям?
Немного о политиках:
- Латинские народы (источник):
Концепция "латинской модели" проистекает из идей Просвещения, один из представителей которого, маркиз Кондорсе прямо писал, что "Народы Америки, Африки, Азии и других отдаленных стран ожидают того, чтобы стать цивилизованными… и обрести среди европейцев друзей и учителей ".
Оформление самой концепции связано с именем декана юридического факультета университета Пуатье Артуром Жиро. В 1885 году он издал книгу "Принципы колонизации и колониального законодательства".
Жиро показывал, что вся история Франции начиная с X века и была постепенным колониализмом, триумфом французской культуры и цивилизации, постепенно включавшим в себя всё новые территории. Если окситанцы или бретонцы стали французами, то почему французами неспособны стать туземные жители Алжира, Гвинеи или Кохинхины? Тем более что французам, в отличие от британцев или немцев, не свойственен расизм по отношению к людям с другим цветом кожи.
Свою концепцию "просвещённого колониализма" Жиро называл ассимиляцией и противопоставлял британской сегрегации. Пришла пора принять на практике меры к исполнению заветом Революции и Конституции 3-го года, объявлявшей колонии "неотъемлемой частью Республики".
Ассимиляция должна обеспечить "наиболее тесный союз между колониями и метрополией", целью должно стать "постепенное создание полноценных французских департаментов" из колоний, колонии должны стать Францией.
Книга Жиро подвела итог фактически вековым метаниям между двумя крайностями, когда сменявшие друг друга императоры, короли и президенты то объявляли гражданами Франции всех жителей колоний без разбора, то отказывали в этом им всем то же без разбора.
В итоге к моменту падения Второй Империи среди политиков сформировалось понимание того, что негры или арабы, конечно могут стать французами, но для этого им всё-таки стоит слезть с дерева/перестать побивать камнями за супружескую измену, научиться говорить по-французски и проникнуться французской культурой.
Первым его выражением стал указ № 137 правительства национальной обороны от 24 октября 1870 года, подготовленный министром юстиции Адольфом Кремье, регулирующий вопрос натурализации жителей Алжира. Согласно ему, алжирский мусульманин мог стать полноправным французским гражданином только при условии, если по достижении 21 года (при отсутствии криминального прошлого) он письменно обратиться к главе арабского бюро своего района с заявлением, что находится под юрисдикцией не местного традиционного права, а гражданского права Франции.
Данное положение было включено в принятый 28 июня 1881 года "Код де л'ендижена", расписывающий систему колониального управления в Алжире, Индии и Индокитае.
Согласно Кодексу всё местное население колоний делилось на две большие категории: эволюэ и орижинарс. Первые являлись полноправными гражданами Франции, вторые – неассимилированными жителями колоний. Для перехода из одной категории в другую необходимо было уметь читать и писать по-французски, и перейти под юрисдикцию французского гражданского права.
В 1887 кодекс был распространён на Сенегал и тихоокеанские колонии, в 1899-м – на Мадагаскар, в 1904-м – на Французскую Западную Африку, в 1910-м – на Французскую Экваториальную Африку, в 1912-м – на Французское Сомали.
- Англосаксонские народы (источник):
Началом эпохи «Законов Джима Кроу» принято считать 1890 год, когда в Луизиане была введена расовая сегрегация на железной дороге. К 1915 году в каждом южном штате были приняты законы, которые устанавливали сегрегацию в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. В судах было две Библии, одна из которых предназначалась для принесения присяги чёрными. Существовали ограничения, связанные с участием в голосовании: избирательный налог и тест на грамотность, которые относились только к чернокожим. В результате этого на выборах 1900 года в Алабаме из 181 500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000. Формально законы Джима Кроу ограничивали избирательное право только на основании избирательного налога и малограмотности и ограничивали также права малоимущего белого населения, однако дедушкина оговорка позволяла неграмотным белым голосовать, но не касалась цветного населения.