Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, Инженер

Еще немного о криптоистории (или вежливая ловля блох в шубе господина Шмалько)

Ответить
Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Еще немного о криптоистории (или вежливая ловля блох в шубе господина Шмалько)

Коллеги публикуемый ниже текст принадлежит не мне, а моему другу. Просьба не заниматься его бессмысленным копированием (во всяком случае без ссылок на наш ресурс), а по возможности разместить ссылку в местах где водится господин Шмалько. Надеюсь он способен реагировать на критику хотя бы своего поклонника адекватно, а не столь бурно как в диспуте с "железячниками"

Также приветствуется размещение в этой теме других исторических нестыковок замеченных в книгах Шмалько. Я знаю у некоторых коллег наболело:)

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Еще немного о крипто..

Еще немного о криптоистории

Содержание.

Аннотация. 1

«Алюмен» 1

Нечто о других книгах А. Валентинова. 2

О «ловле блох» или обратим внимание на мелочи. 3

К чему все вышеизложенное? 4

Список использованной литературы. 5

Аннотация.

Данная работа является попыткой анализа исторической основы некоторых литера-турных произведений, относящихся к так называемой криптоистории. В ней рассмотрены только произведения А. Валентинова (включая написанные в соавторстве с Г.Л. Олди). Работа не претендует на полноту освещения темы, также в ней не затрагиваются вопросы, не связанные с исторической основой повествования.

«Алюмен»

В 2009 году вышел роман в трех книгах А. Валентинова и Г.Л. Олди «Алюмен». Он полностью подходит под определение криптоистории в том смысле, какой вкладывает в это понятие один из авторов (см. [1]). Действие происходит в первой половине 19 века на нашей Земле. Группа существ (людьми можно назвать не всех из них) обладает недоступными для основной массы современников умениями. Как и должно быть в криптоисторическом произведении, их поступки определяют ход событий, но неизвестны нашим историкам. 

Основа интриги – конфликт между двумя группами существ, возникший из-за раз-личного отношения к общественным следствиям развития научных и технических знаний. Упрощая, его можно представить так. Эминент («главный злодей»), прозрев будущее, увидел в нем массовые убийства, войны, концлагеря и захотел избавить человечество от этой напасти. Причиной всех бед он счел прогресс науки и техники, посему для изменения истории решил уничтожить ряд личностей, совершивших или способных совершить открытия, резко изменяющие представления в основных естественных науках. Ему противостоят люди (и не совсем люди), исследующие природу и тайно применяющие свои знания во благо. Интересно посмотреть на текст с точки зрения истории развития ес-тественнонаучных знаний. 

Процитируем Андерса Эрстеда (см. [2], стр. 78): «Галуа убили в самом начале его пу-ти, учитель. <…> Но работы “мальчишки” станут фундаментом для создания принципиально новой физики. Не “обычной” – иной». Применение в физике аппарата теории групп, выросшей из работ Галуа и Абеля, начинается веком позже, откуда Андерс (которому не было видений из будущего!) мог это знать? Этот пример характеризует гигантскую сложность задачи, которую Эминент поставил перед собой. Грубо говоря, кого надо убить? Значение тех или иных научных исследований выявлялось зачастую много позже того, как они были сделаны. Возьмем работу Николя Карно. Совершенствование тепловых машин в 19 веке шло практически независимо от развития теоретической термодинамики, опытным путем. Смерть Карно ближайшие лет семьдесят мало на чем бы сказалась. Чтобы в 30-е годы 19 века осознать значение теоремы Карно, Эминент должен четко представлять все развитие физики и химии на много лет вперед, то есть иметь способности, превышающие способности любого ученого 19 века. Ведь этот век был не беден и научными ошибками, и шарлатанами. Но в романе то он – далеко не сверхученый! Что до создания надежного теплового двигателя на жидком топливе (упоминаемого ав-торами) — так на это потребовались десятилетия.  

Вообще при чтении романа обнаруживается любопытное убеждение авторов, нигде не высказываемое ими явно. Я бы сформулировал его так: «Ряд значительных открытий и технических усовершенствований мог быть сделан и доведен до практического применения раньше, чем это произошло в истории, но помешали случайные факторы». В соответствии с этим принципом авторы переносят в более ранние времена устройства, принадлежащие бу-дущему. Пример – электрическая система в замке Эльсинор, которую хорошо представляет себе современный читатель, но невозможная в первой половине 19 века. Ведь даже рубиль-ник изобретен Эдисоном на полвека позже. Еще более показательным является газово-электрическое автоматическое ружье из третьей книги (см. [4]). Даже если Вольта действи-тельно запатентовал подобное оружие, оно никогда не могло быть изготовлено, поскольку неэффективно энергетически. Масса газовой смеси, сгорающей в стволе, на три порядка меньше массы пороха, помещающейся в таком же объеме, из-за разницы в плотностях. При-мерно во столько же раз меньше начальное давление в камере сгорания, что дает крайне низ-кую энергию пули. В емкости для газа не может быть высокого давления, ведь тогда не су-ществовало эффективных компрессоров, да и тяжелая она получится. Вследствие слабой энергетики практически невозможна никакая автоматика перезарядки. То есть если реализо-вать подобную конструкцию, должно выйти нечто вроде пневматического ружья, только с гораздо более сложным механизмом, обеспечить надежность которого очень тяжело. Отме-тим, что даже в 21 веке нет удовлетворительного опытного образца ружья с жидким метате-лем, хотя работы ведутся уже со времен второй мировой. 

Описание работы Эрстеда и Гамулецкого по созданию бездымного пороха (см. [4], стр. 108 – 118) приводит к совершенно неверному выводу: вся она укладывается в какую-то дюжину опытов. В реальности при создании бездымного пороха российское морское мини-стерство потратило в 1892 году на оборудование специальной лаборатории, наем штата слу-жителей и экспериментальные работы около 500 тысяч рублей (запредельные по тем време-нам деньги!), а ведь Д.И. Менделеев не был пионером в данной области. В 80-е годы 19 века переход на пироксилин совершали все развитые страны мира, отработка безопасной техно-логии производства заняла не один год и ознаменовалась серией катастрофических взрывов на военных складах. Жизнь своим героям авторы сильно упростили.

При производстве алюминия по китайскому рецепту, описанному в книге (см. [2]), должно применяться гораздо более сложное оборудование, чем обрисовано в тексте; иначе его давно бы использовали на практике, ведь уголь, сода и глинозем – очень распространен-ные и сравнительно дешевые даже в 19 веке продукты. Массовое производство алюминия по способу Дэви (его в книге и использует Эрстед) в те годы невозможно вследствие отсутствия источников электроэнергии. Приписывая Эрстеду намерение начать промышленное производство алюминия, авторы наивно говорят (см. [2], стр. 157): «Осталось разобраться с мощным стабильным источником электроэнергии». Разбирались до конца 19 века. Развитие электроэнергетики во многом связано с прогрессом тепловых машин, совершенствование которых продолжалось весь 19 век. Да и потребности в алюминии тогда не было, делали из него памятные медали и прочие предметы роскоши. От-метим, что Борис Семенович Якоби для испытания своей лодки с электрическим двигателем (упомянутой в романе) взял взаймы на Монетном дворе около пуда платины, так как плати-ново-цинковый элемент много мощнее медно-цинкового. Это говорит, что он понимал практическую непригодность такой лодки и просто ставил интересный эксперимент. После опытов он отказался от практического применения электродвигателя именно из-за отсутствия источника тока (см. [5]).

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что авторы искренне верят в возмож-ность существенного ускорения научно-технического прогресса и связанное с этим убыст-ренное изменение общества. Эминент же проповедует, в широком смысле, луддизм. Инте-ресно, что он не обращает внимания на носителей новых идей в общественных науках, хотя их значение для последующих событий не меньше, чем научных открытий. Например, зда-ние нацистской идеологии заложено как раз в 19 веке, именно тогда начался рост немецкого национализма. Авторы не рассматривают вариант уничтожения науки в целом (например, путем запретов на исследования, ликвидации учебных заведений), так как это требует коренного переустройства общества и не вписывается в рамки криптоистории.

Нечто о других книгах А. Валентинова.

Вышеизложенные посылки авторов не являются чем-то новым. Точнее, они реализо-ваны в других романах А. Валентинова. Приведем наиболее характерные примеры. 

В первой трилогии «Ока силы» (см. [6]) действие разворачивается во время Граждан-ской войны вокруг полета космического корабля «Владимир Мономах», тайно созданного в царской России. Причем техническое развитие всех стран мира вне проекта «Владимир Мо-номах» соответствует уровню начала 20 века. Сразу обращают на себя внимание несколько существенных обстоятельств, делающих такое положение невозможным в принципе:
  1. Технический уровень ни одной их стран мира не позволял создать космическую ракету в начале 20 века. Позвольте не вдаваться в технические и экономические подробности (тут можно написать отдельную книгу), это именно так. Тем более это не позволял технический уровень Российской империи, где не существовало ряда производств, уже имевшихся в дру-гих странах (что, к слову, привело к поражениям в первой мировой войне и последующей революции).

  2. Выбор места для космодрома у озера Челкель не позволял реализовать сколько-нибудь масштабное строительство. Дело не в политике, в конце 19 века у Китая можно было оття-пать и не такой кусок, да и было время, когда русские войска целое десятилетие стояли в Джунгарии. Просто автор забыл протянуть к месту стройки железную дорогу. Никакой дру-гой вид транспорта в те годы решить задачу доставки огромного количества материалов не мог. Кстати, то же самое относится к подъемным кранам на строительстве около монастыря Шекар-Гомп на Тибете (см. [6]), там и сейчас с дорогами проблемы.

  3. Несуразно выглядит забота царского правительства о развитии научных исследований при неиспользовании результатов в военной области. Автор приписывает высшему ру-ководству России как невероятную дальновидность (в реальности оно совершенно не заботилось о развитии сложных отраслей промышленности), так и еще более невозможную обусловленность действий этическими соображениями (наоборот, именно на чисто военные проекты деньги худо-бедно давались, см. выше о Менделееве).

  4. Странно в связи с предыдущим замечанием выглядит и авиабаза в районе Сайхена (см. [3]) с самолетами «Илья Муромец». Их не хватало на фронте, за все время выпуска по данным В.Б. Шаврова (см. [9]) было произведено лишь около 80 самолетов, потому невероятно, чтобы в военное время в тылу держали хотя бы одну машину.

    В романе «Дезертир» (см. [10]) роялистские шпионы пользуются радио, а революци-онное правительство строит броненосец. Опять же, первым выходам в эфир предшествовали огромные научные открытия 19 века, а создать броненосец в конце 18 века не позволяла не-развитость технической базы, в частности не было оборудования для изготовления броневых плит. Видимо из Франции «Дезертира» броненосец через 20 лет перебрался в Великобританию «Алюмена» (см. [3]). В реальности первые несамоходные бронированные плавучие батареи были построены и применены лишь во время Крымской войны (см. [11]). Постройка же «Уорриора» относится к 1860 году (см. [12]).

    Становится очевидным, что «Алюмен» в плане научно-технических идей и реалий – продолжение других романов А. Валентинова.

    О «ловле блох» или обратим внимание на мелочи.

    Перейдем к мелочам. Так как А. Валентинов – профессиональный историк и археолог, считаю необходимым сделать нижеследующие заметки.

    Цитата из романа «Нарушители равновесия» (см. [13], стр. 133): «Воздух был напол-нен пряным запахом озона». Теперь «Алюмен» (см. [2], стр. 148): «Запахло озоном – так ост-ро, что Торвен чихнул». Озон открыт в 1840 г, а выражение «запахло озоном» появилось еще позже, когда научно-популярная литература довела до сведения публики, что озон образуется при электрических разрядах и запах грозы обусловлен им. В обоих случаях, увы, анахронизм и штамп одновременно.

    «Алюмен» (см. [2], стр. 109): «Бережем энергию – ответил Эрстед». В те годы понятие энергии только начинало разрабатываться, закон сохранения энергии еще не утвердился в умах ученых, посему Эрстед не мог произнести такой фразы. Электросчетчик же придумал только Эдисон. Так мог выразиться пенсионер в коммуналке, выключая лампочку в коридо-ре.

    «Алюмен» (см. [3], стр. 185): «…красавец-линкор». Критикуя Гарри Гаррисона, сам Валентинов писал (см. [14]): «Линкором» все-таки принято называть линкор, а не парусный линейный корабль».

    «Алюмен» (см. [3], стр. 257): «…Сэм выиграл учебный бой не с человеком намного старше его самого, а стал чемпионом мира на веки вечные». Чемпионаты мира стали прово-диться намного позже, Сэм не мог так думать.

    Очень странно описан взрыв дома в Иркутске (см. [6], стр. 87): «Здесь у нас в подвале емкость пудов на пятьсот. Я установил взрыватель и провел шнур Бикфорда.<…> Это топ-ливо для “Мономаха”. Его не успели отправить по назначению и я приказал слить его в ото-пительный бак». Далее (см. [6], стр. 101): «Надо успеть, это же керосин». В результате не-сложного расчета получаем, что пятьсот пудов – это приблизительно десять кубометров ке-росина. Для особняка емкость явно великовата. И как туда незаметно слили керосин, ведь автоцистерн в Иркутске 1920 года не было? Так и видится вереница ломовых извозчиков, грузчики с жестяными флягами и все при соблюдении полнейшей секретности.

    В романе «Страж раны» (см. [3], стр. 245): «Копыта ступали в пыль <…>, проплывая в каком-то миллиметре от дороги». Арцеулов вырос во времена, когда метрическая система в быту не употреблялась, скорее было бы «в какой-то доле вершка от дороги».

    В историческом романе «Флегетон» (см. [15]) приват-доцент Пташников постоянно поминает Ульянова-Бланка. Откуда он мог знать девичью фамилию матери Ленина, тот ведь сам так никогда не подписывался? Там же (см. [15], стр. 268): «Сам он <…> выстроил <…> своеобразную линию Зигфрида...» Это название появилось позже описываемых событий.

    В романе «Небеса ликуют» (см. [16], стр. 13): «…дверь, такая же фанерная, как и все остальное на сцене…». В 17 веке и дверь, и все остальное были все-таки деревянными, фане-ра получила широкое распространение гораздо позже.

    В романе «Серый коршун» (см. [17], стр. 253): «Гигантский купол начал быстро вра-щаться…». Микенской эпохе чуждо понятие купола, Клеотер не мог так описывать свои ощущения.

    В романе «Небеса ликуют» (см. [17], стр. 597): «Мы звали ее Эльза, она родом из Гер-мании, но на самом деле – обычная цыганка». Цыгане в западной Европе появились позже 12 века.

    Таким образом, мелкие несоответствия обстановке эпохи тоже нередки.

    К чему все вышеизложенное?

    А зачем я обращаю внимание на какие-то несоответствия? Мне могут сказать: главное в романе – герои, литературный язык, а не декорации; незачем пытаться доказать, что критик умнее автора. Спрошу в ответ: можно ли сыграть «Гамлета» в декорациях «Мис-терии-Буфф»? Мелкие анахронизмы – как соринка в глазу, выбивают из ритма чтения, заставляют переносить внимание с героя на бутафорию. Что касается книги в целом… Герои Валентинова в прошлом порой действуют, как будто они из конца 20 века. Возьмем штурм Эльсинора (см. [2]): Студенты Эрстеда обращаются с электрическими приборами и устройствами привычно, как люди 20 века, с малых лет с ними знакомые. Ганс Христиан Андерсен у рубильника ведет себя так, будто щелкает им каждый день, а не столкнулся с дотоле незнакомой вещью. Получился юный партизан с подрывной машинкой у заминированного моста. Имеем важный вывод – анахронизмы в обстановке неизбежно влекут за собой изменение поведения (и языка) героев.

    Другой пример – Арцеулов. Это очень нетипичный офицер. Он свободно владеет английским языком, который не преподавался в учебных заведениях Российской империи, но сейчас является основным иностранным языком в школах. В начале 20 века его, как правило, знали моряки, но Арцеулов-то кадровый пехотный офицер. Он женат с дореволюционных времен, но когда он мог обвенчаться с Ксенией? В 1920 году Ростиславу исполнилось 25 лет, а закон запрещал офицеру жениться до 23 лет. Да и война мешала. То есть черты основных героев тоже деформируются, выключаются из исторической обстановки при внесении в текст несвойственных эпохе предметов и идей.

    Наконец, нельзя изъять «Мономаха» из «Ока силы», вокруг его запуска развивается действие книги. А если запуск невозможен в принципе – бессмысленна вся парижская линия, не нужна интрига Агасфера. В третьей книге «Алюмена» чудо-ружье – важная деталь картины, без него бессмыслен героизм князя Волмонтовича. То есть: исторические реалии не просто украшение текста, анахронизм делает его самопротиворечивым. Внутренняя обусловленность событий в книге сшибается с читательской логикой, вызывает отторжение. Представьте себе: центральный эпизод драмы, дуэль, монолог главного героя и… веник в его руке вместо пистолета. Что скажет зритель?

    А зачем в книге реальные люди и события? Зачем нужна криптоистория в принципе? Поменяйте имена и обстановку, перенесите действие на планету Земля-2 и резвитесь вволю. Но автор прекрасно понимает, что книга фантастическая читается иначе, чем историческая. Рассказ о прошлом (даже не подкрепленный документально), как правило, воспринимается серьезнее, вызывает доверие читателя, настраивает его на неразвлекательное чтение, застав-ляя задуматься о мире, обществе, прогрессе, гении, злодействе и других вечных вопросах. Именно в криптоистории это легче сделать, поток ассоциаций намного полнее, чем, скажем, в фэнтези, у каждого имеется какая-то позиция по отношению к тем или иным событиям прошлого. Понятно, сочинителю тесно в исторических одеждах, к примеру, очень хочется не убивать любимого исторического деятеля, или грохнуть нелюбимого... Но сделаешь что-то такое – попадешь в альтернативную историю, а там играют по другим правилам. Альтернативная история – в первую очередь игра ума, ею занимаются другие люди, которых часто мало трогают философско-этические и литературные вопросы. Выходит, на тропе (крипто)истории автор ограничен нашими знаниями об эпохе и может проявлять свою волю только на узкой полоске того, что могло бы произойти, оставшись неотмеченным современниками. В остальном он обязан быть верным изображаемому времени, шаг вправо-влево – несообразностей не избежать, получится этакий Фандорин, гибрид бемоля и ямба.

    Можно, в конце концов, сказать: автор имеет право делать все, что сочтет нужным, смешивать разные эпохи, вставлять в текст куски из других, в том числе еще не написанных произведений. Что модернизация языка и обстановки прочно вошла в типовой набор средств современной литературы и является лишь одним из способов обозначения авторской позиции. Что незачем скрупулезно соблюдать обстановку конкретного века, а читателю будет удобнее, если мысли, поступки и язык героев будут ближе к его собственным. Что ради эффектной сцены можно представить рождение открытия легким, как взмах. И т. д., по Ломоносову: «Муза есть такая девка, которую завсегда изнасильничать можно». Что ж, licensia poetica. Зачем жалеть Клио, она из другого цеха.

    Из личного опыта: впервые взяв с библиотечной полки роман «Волонтеры Челкеля» и пролистав, я поставил его обратно и года два не брал в руки книг Валентинова, настолько диким мне показался сюжет: прочитанное резко противоречит моим знаниям истории кос-монавтики. Потом, прочитав по рекомендации знакомых все книги Валентинова, я проголо-совал за автора самым честным образом – купил и поставил их на полку. Но отмеченные особенности текстов до сих пор «режут глаз», я не в силах отстраниться от них при перечи-тывании, почему я и взялся за эту статью.

    P.S. Спасибо авторам – столько всего вспомнилось.

    Инженер-конструктор Углянский С.В.

    Воронеж, январь – февраль 2010 г

    Список использованной литературы.

  5. А. Шмалько «Нечто о сущности криптоистории». Любое издание, например в составе [10].

  6. Г.Л. Олди, А. Валентинов «Алюмен». Книга первая. Механизм времени. М., «Эксмо», 2009.

  7. Г.Л. Олди, А. Валентинов «Алюмен». Книга вторая. Механизм пространства. М., «Эксмо», 2009.

  8. Г.Л. Олди, А. Валентинов «Алюмен». Книга третья. Механизм жизни. М., «Эксмо», 2009.

  9. А.В. Яроцкий «Борис Семенович Якоби». М., «Наука», 1988.

  10. А. Валентинов «Око силы». Первая трилогия. М., «Эксмо», 2001. Серия «Нить вре-мен».

  11. А. Валентинов «Око силы». Вторая трилогия. М., «Эксмо», 2001. Серия «Нить вре-мен».

  12. А. Валентинов «Око силы». Третья трилогия. М., «Эксмо», 2001. Серия «Нить вре-мен».

  13. Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года». М., «Машино-строение», 1994.

  14. А. Валентинов «Дезертир». М., «Эксмо», 2004. Серия «Триумвират».

  15. Х. Вильсон «Броненосцы в бою». М., «Эксмо», 2003.

  16. А.П. Шершов «История военного кораблестроения». М., 1940.

  17. А. Валентинов «Ория». М., «Эксмо», 2004. Серия «Шедевры отечественной фанта-стики».

  18. А. Валентинов «Их ответ Чемберлену». Любое издание, например в составе [10].

  19. А. Валентинов «Флегетон». М., «Эксмо», 2001. Серия «Нить времен».

  20. А. Валентинов «Небеса ликуют». М., «Эксмо», 2000. Серия «Нить времен».

  21. А. Валентинов «Тропа отступников». М., «Эксмо», 2004. Серия «Триумвират».

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Вал
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: а не сто..

Den пишет:

а не столь бурно как в диспуте с "железячниками"

Ну так в чужом глазу соломинка завсегда виднее... Где-то в сети валяется и

рецензия Валентнова (Шмалько) на Ордусь Рыбакова, почитайте это очень

смешно. Но думается дискуссии не получится, "он художник, так видит"...

Вал

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Шмалько давно пытает..

Шмалько давно пытается переквалифицироваться в Белинские.

Россия превыше всего!

sas
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Den пишет: «Линкоро..

Den пишет:

«Линкором» все-таки принято называть линкор, а не парусный линейный корабль».

У англичан с этим проще-там не перепутаешь...:)

В действительности все нет так,как на самом деле

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А вопросы прогрессор..

А вопросы прогрессорства настолько сложны, что ВНЕДРИТЬ нечто новое можно только внедрив еще сотню другую изобретений. Людям интересующимся вопросами моделирования исторических процессов сей постулат ясен с киндергартена, а профаны любят алюминиевые ложки при дворе Царя Гороха. И любят обогащать уран на паровых прессах 19-го века.

Россия превыше всего!

Ответить