КАК ПОП С ШАЙТАНОМ ПОБРАТАЛСЯ ¶
В феврале 1723 года протопоп Покровской церкви Самаровского яма Г. Иванов объезжал свой заказ — «вниз по Обе реке до Шорколского городка». Во время этого путешествия новокрещенные остяки Шайтанчиковых юрт и Вас-Пукольской протоки повинились ему в том, что они, «забыв заповедь Божию… по прежней своей остяцкой вере приносили жертву бездушному кумиру». Об этом знал их батюшка Дорофей Скосырев, но за «мзду» скрывал это.Подношения остяков «шайтану» священник Троицкой церкви Скосырев превратил в свой постоянный источник дохода. Он разжился мехами «на жертву» не только с остяков своей Богородской волости, но и дважды посылал новокрещена Н. Григорьева собирать жертвы для кумира до Сургута. Более того, священник «побратался с идолом»: «…одного шайтана называл себе братом болшим, того ради, что он, поп брал всякое приношение с ним, шайтаном, пополам. А братался он, поп, с ним, шайтаном, расою своею черною, канфовою, которая ряса обретается на нем, шайтане, и доднес, а за тое рясу взял он, поп, с него, шайтана, за братство лисицу ценою в 8 рублев, да выдру ценою в рубль».Остякам величину той «мзды», которую он у них брал, священник объяснял, в частности, тем, что собирается поделиться подношениями со скимонахом Феодором. Однако когда новокрещен Мазарга предложил Скосыреву рассказать об идоле архиерею и затем поставить «шайтана» рядом с иконами в православном храме, священник гонялся за остяком с палкой по двору.Об извете новокрещеных Г. Иванов сообщил митрополиту Антонию. Архиерей приказал доставить в Тобольск Дорофея Скосырева, а в Шайтанчиковы юрты послал для следствия наместника Софийского дома монаха Феодосия (Кочанова). Доставленный в Тобольск Скосырев показал на допросе, что свою рясу шайтану не отдавал, а продал ее новокрещеным. В то же время он покаялся в том, что «пьянским обычаем… говорил, называя шайтана… братом болшим», но сам идола «самоочевистно» не видел. «Мзды» он не брал, все меха остяки приносили ему «в почесть». Наконец, Скосырев заявил, что он «оклеветан» протопопом Г. Ивановым, который хочет поставить своего зятя священником на его место.Феодосий в сентябре 1724 года прибыл к новокрещеным. Здесь он допросил 65 остяков Шайтанчиковых, Миткиных, Кеушковых, Кондинских юрт и Вас-Пукольской, Белогородской и Сухоруковской волостей. Все прежние обвинения против Дорофея Скосырева подтвердились. В дополнение остяки рассказали, как «шайтан» попал в их юрты. Оказалось, что еще в 1712 году «как почали их крестить», остяки спрятали «шайтана» в другой волости у вогула Хотура. Позднее, с согласия Скосырева, они выкупили «идола» за шкурки выдры и двух соболей. Доставлять «шайтана» в Шайтанчиковы юрты помогал сам православный священник. Скосырев поехал «наперед» новокрещен, которые везли идола, сказав им: «Я де поехал — не попадет ли кто встречю русские люди, а буде попадут, то де я пришлю человека, и вы де его отвезите околною дорогою, чтоб де никто не видал».В конце следствия Феодосий взял с новокрещенных клятву, что они будут «шайтана проклинат и плеват», а сам скрытно привез его в их юрты. После этой клятвы он, «всенародно поставя» идола, вызывал остяков «по кликовому списку» и заставлял их «един по единому проклинать и плевать» на кумира. После этого «шайтан» был сожжен вместе с рясой священника.Скосырев был расстрижен и отдан под гражданский суд. В 1727 году Тобольская губернская канцелярия приговорила Скосырева «бить кнутом и вырвав ноздри сослать в Нерчинск на серебряные завода вечно в работу»
http://zaimka.ru/religion/shaitan.shtml
Опередил батюшка свое время, за что и пострадал... то, что тогда называли просто жульничеством, сейчас называют красивым словом — толерантность...
Волкодав: Жадобаааа!!!
Жадоба (хмуро): Ау...