Я давно пришел к выводу, что в реальной истории объединение Германии очень долго задерживало отсутствие серьезной внешней угрозы. Страны Скандинавии и Восточной Европы к XIV веку серьезной угрозы не представляли, Италия сама была раздроблена и вдобавок входила в состав империи, а Франция — занята перманентной войной с Англией. А вот когда во второй половине XV века западным рубежам Германии стала всерьез угрожать иностранная — сначала бургундская, а потом французская — экспансия, в империи резко усилились центростремительные тенденции — достаточно посмотреть на правление кайзера Фридриха III и его сына Максимилиана.

Предположим, в 1291 году роды у королевы Франции Жанны Наваррской прошли неудачно, и она потеряла способность иметь детей. Единственным ребенком Филиппа IV Красивого остался его сын Людовик, будущий Людовик X Сварливый. В результате Филипп Красивый выдает замуж Жанну и Бланку Бургундских за сыновей своего брата Карла Валуа Филиппа и Карла. После смерти Людовика Сварливого и его посмертного сына Иоанна королем Франции становится Карл Валуа — продавивший, как в это сделал в реале Филипп Длинный, салический закон. В 1315 году, после смерти брата Жанны и Бланки Бургундских Роберта Молодого, Филипп Валуа наследует Франш-Конте и Артуа.

Также у Франции меньше проблем с Англией — поскольку женой Эдуарда II в этой АИ становится не деятельная и энергичная Изабелла, "французская волчица", а её кроткая тетка Маргарита Французская (то есть Эдуард может задержаться на престоле дольше). В итоге Карл Валуа — в этой АИ король Карл V — получает свободу рук на востоке. В империи в это время идет борьба за власть между Людовиком Баварским и Фридрихом Австрийским — и если даже в реале Карл метил на трон империи, то здесь он уж вполне может попытаться сделать своего сына Филиппа, имперского князя как пфальцграфа Бургундского, кайзером, возродив тем самым империю Карла Великого.

Может ли французское вмешательство подстегнуть объединение империи?