Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Rlesson, Reymet_2

Без раскола

Ответить
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Без раскола

Вряд ли мне первому на этом форуме пришла такая мысль,но похожих тем думаю не так много.

Какие последствия будет иметь для государства отсутствие церковных реформ патриарха Никона и последующего за ним раскола,сильно ослабившего религиозные устои русского общества и подготовившего светский переворот XVIII века.Насколько здесь критична-детерминистична фигура мордовского крестьянина Никиты Ивановича Минова,реформу поведет кто-то другой (свято место пусто не бывает) или нет?Но будут ли те же результаты (Никон был в фаворе у царя,а потом посягнул на его прерогативы и слетел)?Нужно чтобы вообще не было этого человека или пусть будет обычным монахом?Или реформа все-таки будет с кем угодно,но в итоге старообрядцы начнут "контрреформацию" и победят.И будет житие мученика Никона вместо протопопа Аввакума?

альтистории статс-советникъ
Цитата

Дело не в Никоне, а ..

Дело не в Никоне, а в приоритетах тогдашней политики Москвы. Не было бы Никона, был бы кто-нибудь другой. Может быть реформа была в более мягкой форме, но она все-равно бы была. Русские цари мнили себя наследниками Второго Рима и мечтали подмять под себя все православные народы, начиная с Украины, а без общей религии это несколько затруднительно...

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ну в присоединении У..

Ну в присоединении Украины вопрос о трехперстии если и был,то далеко не ключевым.Обшая религия и так была (уж казаки под ляхами были-а там гораздо более существенные различия).Но в одном я думаю вы правы-амбиции Алексея Михайловича и Никона придали трагическую форму событиям.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Вопрос единого церко..

Вопрос единого церковного авторитета, на самом деле. По кому сверять? это технически. Ну и политически — кто их патриархов в обмен на поддержку даст резать церковь в пользу государства? если не тот, кто без такой поддержки не выиграет?

Артем
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Тут два аспекта: 1. ..

Тут два аспекта:

  1. аспект технический — за время со времен монголов в богослужебных книгах накопилось много ошибок.

  2. аспект политический — обосновать свою претензию на наследие Царьграда и крепче привязать к себе Украину.

    Все это можно было сделать гораздо мягче, по рецептам "Кружка ревнителей древнего благочестия" (Авакум Петров, Стефан Вонифатьев и пр.) Никон фактически "пробил" свой вариант через Алексея Михайловича...

История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец

Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович

Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Никон определяющая ф..

Никон, на мой взгляд, определяющая фигура в произошедшем размежевании Русского Православия. Как говорится — молодой, горячий... Стефан Вонифатьев, думается, действовал бы намного осторожнее, будучи на месте Никона. Патриарший престол не для молодых, тут в большей степени, чем где либо требуется обычный житейский опыт и более вдумчивое просчитывание последствий своих шагов. Дааа, услали бы в своё время Никона куда-нибудь в Поволжье язычников крестить (здесь бы он был на своём месте) или же (в предверии церковной реформы, чтоб иметь в последствии необходимую источниковедческую базу) послали бы собирать христианские артефакты руководителем экспедиции по старым центрам Православия в восточном средиземноморье, на Кавказе, Балканах, в Египте, Леванте. Заодно бы и преподавательский состав для планируемых к созданию в Москве высших образовательных учреждений навербовал, всё-таки болгарская и византийская школы сохраняли на то время ещё достаточный авторитет в тогдашнем научном мире, имели связи, возможности выхода на необходимые источники и артефакты на местах, да и противовес в Москве могилянцам нужен был. Греки с болгарами московским начётчикам помогли бы, как мне кажется, немного укоротить пыл московским малоросам. Короче, займись Никон делом, наиболее подходящим его бурлящей энергии и может быть тогда единство русской Церкви удалось бы сохранить, а заодно Никон сделал бы очень нужное и полезное дело для России в плане её Просвещения. Тогда бы имя Никона заслуженно заблистало на страницах истории нарождавшейся имперской России

Владыка Континентов
Цитата

Церковная реформа им..

Церковная реформа именуемая никоновой на самом деле вовсе не никонова .

Никон её только осуществил .

Хорошо известно ,что подробные планы церковной реформы были выработаны в грекофильском окружении Алексея Михайловича .

Ещё с 1646-1648 годов цар-ский духовник Стефан Вонифатьев , Федор Ртищев и сам Алексей Михайлович наметили основные черты церковной реформы и подготовили для неё и почву и средства .

Замысел реформы появился у именно грекофила Алексея Михайловича и именно ему принадлежит затея церковной реформы .

Причем после разрыва с Никоном и его ухода дело реформы продолжил сам царь лично .

Ведь и сам Алексей Михайлович воспитывался в грекофильских традиции своей семьи .

Уже патриарх Филарет начал исправлять книги и церковную службу по греческим образцам .

Грекофильство Стефана Вонифатьева , Федора Ртищева и самого Алексея Михайловича было выражением их геополитических претензий на всё византийское наследство и создания единого православного царства .

Алексей Михайлович коренным образом меняет политику Московского царство .

Он стремится к возрождению Византийской империи со всеми ее атрибутами, но с центром в Москве.

Поскольку для византийских императоров была очень важна законодательная деятельность, то наподобие Кодекса Юстиниана возникает Соборное Уложение 1649 года .

Т.е. даже Соборное Уложение 1649 года делали по образу и подобию Кодекса Юстиниана .

Русский царь пытается во всех деталях вести себя так, как вели византийские императоры и требует этого-же и от патриарха и от церкви .

Алексей Михайлович хотел и весь придворный церемониал сделать точно таким-же , как некогда у византийских императоров !

Соответственно и все богослужебные книги ,чины и обряды должны были строго соответствовать греческо-византийским .

Начинается византизация и огречивание русской Церкви и русской культуры .

Попытка восстановления и реконструкции византийской традиции при Алексее Михайловиче заставляли искать хранителей этой традиции.

Но таковых на русских землях можно было найти только на Украине сохранявшей тесные церковные связи с Константинополем .

Однако Украина была частью Польского государства и испытала сильное влияние Западной Европы.

Сближение с греками , Балканами и Украиной вело не только к византизации и огречиванию , но и к европеизации в русской культуре.

Вот корни и причины "никоновой" церковной реформы .

Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева.

Именно под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов.

Этот же кружок доставил Никону и патриаршество.

Никон первоначально грекофилом не был и похоже ,что он не был им вовсе .

Его грекофильство кажется было только маскою , надетой для возможности достижения им патриаршества .

Для проведения реформы был нужен только новый патриарх , помоложе и поэнергичней .

Вот Никон и стал патриархом .

Столичные реформаторы Стефан Вонифатьев и Ко считали необходимым в первую очередь исправить русские книги и русскую церковную жизнь по греческим меркам , канонам и книгам .

Они хотели всю исправить всю русскую церковную жизнь и книги по греческим нормам .

Аввакум Петрович ,Иван Неронов и другие провинциальные ревнители благочестия требовали в первую очередь очищение церковной жизни .

Они прежде всего хотели и это видно по их челобитным :

правильного и чинного порядка в совершении служб духовенством ,

обязательного образовательного ценза для кандидатов в церковный сан ,

искоренения пороков и нехристианских обычаев среди народа и духовенства ,

чистки духовенства от негодных пастырей ,

изгнания пьяниц из духовенства ,

ограничения , а по возможности и запрета на кабаки и зелено вино .

Конечно провинциальные ревнители благочестия тоже требовали неукоснительного исправления книг ,чинов и обрядов( по древним книгам и рукописям ) , но это не было для них главным , а идея грекофилов о глобальной неисправности и испорченности русских богослужебных книг ,чинов и обрядов была для провинциальных ревнителей благочестия абсолютно неприемлемой .

Артем
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Абрамий пишет: Но т..

Абрамий пишет:

Но таковых на русских землях можно было найти только на Украине сохранявшей тесные церковные связи с Константинополем

А не проще ли было обратиться непосредственно к грекам. Их вроде бы не перебили... А-а-а! Как же я забыл, Флорентийская уния! Ну тогда можно было обратиться в сохранившиеся монастыри в Сирии, к коптам в Египте, при большом желании послать эмиссаров в Эфиопию... А-а-а! Как же я забыл, там монофизитство!

Слушайте, а была ли она вообще — Святая Мать наша, Кафолическая Ортодоксальная Апостольская церковь Константинопольской патриархии...

История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец

Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович

Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Артем пишет: Святая..

Артем пишет:

Святая Мать наша, Кафолическая Ортодоксальная Апостольская церковь Константинопольской патриархии...

Она и сейчас то

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Ответить