Каримов официально умер. Дальше у Узбекистана нет выбора
02.09.2016
После нескольких фальстартов от правительства республики пришло официальное сообщение о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова.
Когда наступила физическая смерть узбекского правителя, четыре дня назад или сегодня, значения не имеет. Если все эти дни велись сосредоточенные консультации в руководстве республики — то объявление Каримова мёртвым означает лишь, что элита пришла к некоему общему знаменателю относительно того, что будет дальше.
Разбираться в конкретных персоналиях, которые могут стать наследниками, в данном случае интереснее самим жителям республики, чем бывшим партнёрам Узбекистана по ряду международных объединений (Каримов любил вступать в альянсы и выходить из них, бесконечно лавируя между державами).
Для нас интереснее то, что у Узбекистана, по сути, никакого выбора путей политико-экономического развития нет.
Штука вся в том, что "статус Узбекистана каримовской эпохи" был в значительной степени вызван определённой политической международной традицией: Каримов находился на своём посту дольше чем большинство современных мировых лидеров, и весьма многое, в том числе и суверенитет республики, строилось на нём. Тем не менее даже он был вынужден колебаться вместе с мировой конъюнктурой: Узбекистан то входил в западный по сути проект ГУУАМ и устраивал у себя базу ВВС США, то выходил из ГУУАМ и выгонял американские ВВС, то отдавал базу ОДКБ, то выходил из ОДКБ.
Кто возглавит Росреестр?Японский журналист нашел одинаковые детали на фотографиях с разных встреч Путина в КремлеАэропорт Самарканда будет закрыт в субботу для обычных рейсовЗаявление Путина подняло мировые цены на нефтьПолцарства за гонорею
При этом, несмотря на все попытки Каримова усиливать суверенитет, доходившие до "бархатных северокорейских" методов вроде запрета на выезд и заманивание выехавших гастарбайтеров обратно в страну, — по-настоящему самостоятельность к моменту его смерти так и не была достигнута.
Узбекистан по-прежнему находится в гравитационном поле гигантского Китая, активно инвестирующего в производство республики, и России с Казахстаном, где заняты около четверти работоспособного узбекского населения. Кроме того, своеобразной опасной "гравитацией" для страны обладает тревожно близкий Афганистан со значительной частью узбекского населения и целым букетом исламистских идеологий. К этому стоит добавить непрерывный затухающий и вспыхивающий конфликт с Таджикистаном вокруг распиленной независимостями советской энергетической и транспортной инфраструктуры — и ситуация, в которой находится среднеазиатское государство, становится особенно понятна.
Этот "букет зависимостей", кстати, вообще никак не решит никакое "бегство под крыло США". Хотя бы потому, что крыло США в настоящий момент не представляет собой никаких гарантий; США имеют в регионе интересы и горячее желание влиять — но не имеют для этого сил и средств (если не считать, конечно, таковыми обычный американский борзый нахрап и горячие рукопожатия).
Исходя из перечисленного — есть основания полагать, что иных вариантов, кроме как занять место в альянсе КНР и ЕАС, у Узбекистана в будущем не предвидится. Он не малонаселённый спокойный Туркменистан с гигантскими запасами газа, чтобы изображать из себя самодостаточную автаркию.
Вопрос, таким образом, не в персоналиях, а в том, кто из них поведёт Узбекистан в евразийское будущее. И какими потрясениями этот переход будет сопровождаться по пути.
https://www.nalin.ru/karimov-oficialno-umer-dalshe-u-uzbekistana-net-vybora-2448
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели