Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: veniamin, Ivto, Reymet_2

Борисов С. Б. Культурантропология девичества.

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Борисов С. Б. Культурантропология девичества.

Борисов С. Б. Культурантропология девичества. Морфология и генезис девичьей составляющей cовременной неофициальной детско-подростковой культуры.

http://anthropology.ru/ru/texts/borissv/girlhd_0.html

Всегда нравились вот такие исследования (не мене важные для реконструкции прошлого, чем калибр орудий и проходимость танков):

1.1.Формализованные девичьи игры
Формализованные девичьи игры можно подразделить на следующие разновидности:

1.1.1. Игры с прыжками
Они включают:

1.1.1.1. «Классики», возникшие, по-видимому, в Европе и перешедшие в XIX веке в Россию. В начале ХХ века в «классики» играли преимущественно мальчики. К концу 1910-х годов в «классики» начинают играть и девочки. До 1930-х годов в «классики» играли как девочки, так и мальчики. По-видимому, превращение «классиков» в сугубо девичий вид досуга произошло в 1940-е годы (не исключено, что это связано с введением в 1943 году раздельного обучения и военизацией образования мальчиков). Начиная с 1950-х годов, классики, по нашим оценкам, являются «девичьей игрой», хотя, естественно, девочки могут принимать (и даже приглашать) в эту — девичью — игру мальчиков.

1.1.1.2. «Скакалки». Собственно скакание через веревочку отмечено у крестьянских детей еще в конце ХIХ века. Однако «девичьи» скакалки получили распространение, на наш взгляд, не ранее 1930-х годов. Стихотворение Агнии Барто «Веревочка», написанное в 1941 году, документально фиксирует лавинообразный рост популярности «прыгалок» (» носят прыгалки в кармане, скачут с самого утра») в крупных городах. Хотя в качестве спортивного инвентаря скакалки могут использоваться мальчиками (мальчиками-подростками), но в качестве формы организации досугово-приятельской коммуникации с конца 1930-х годов скакалки являются исключительно «девичьим» препровождением времени.

1.1.1.3. «Резиночки». Эта игра имеет европейское происхождение: в 1960-е годы она была распространена в Чехии и странах Скандинавии, в 1970-е годы она стала известной в Прибалтике, а в 1980-е годы приобрела популярность в СССР (Виссел, 1996, 158).

И далее —

1.1.2.3. «Два пупсика гуляли в тропическом саду …». Текст существует по меньшей мере с конца 1940-х годов. На наш взгляд, данная «речевка» восходит к «петербургскому тексту». Вместо «тропического сада» в первоначальном варианте, по всей видимости, речь шла о Таврическом саде. На петербургское происхождение текста указывают и «пупсики» — есть основания предполагать, что эта разновидность кукол пришла в Россию из Германии (слово пупс (Pups) — немецкое) и начала распространяться в Петербурге. О неслучайности присутствия «немецкой семантики» говорит и следующий речитатив.

1.1.2.4. «На немецком стадионе шла немецкая война. Немцы прыгали с балкона со второго этажа…». У нас нет уверенности в том, что этот текст является исключительным достоянием девичьего сообщества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что он используется как элемент девичьей игры с хлопками.

В этой «считалке» в еще большей степени, чем в предыдущей, присутствует эротический аспект. Если пупсики всего лишь «штанишки потеряли», а когда «шла мимо балерина и ножку подняла», всего лишь прокричали «Дыра, дыра, дыра!», то «на немецком стадионе» события развиваются куда более откровенно: «Первый прыгнул на девчонку и ее поцеловал… Немец… не стерпел, догола ее раздел… А четвертый молодец показал свой огурец».

«Немецкая тематика» вообще занимает значительное место в детском фольклоре. Если вести речь об образе «немца» в детском фольклоре, можно вспомнить известную считалку «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе галить. Вышел русский, взял бутылку, двинул немцу по затылку, немец думал, что война, сделал пушку …». Вскоре после окончания войны 1941-1945 годов считалка была переделана, и слово «немец» было заменено на «месяц», однако по сей день оба варианта сосуществуют примерно с равной степенью распространенности. Вплоть до настоящего времени в детской среде широко известна приговорка-шутка: «Внимание, внимание, говорит Германия! Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!» В начале 1970-х годов звучала дразнилка: «Боязляка — немецкая собака!»

Что касается образа «немца» в русской культуре вообще, то один из ее аспектов рассмотрен в статье С.В. Оболенской «Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв.» (Оболенская, 1991, 160-185). Образ «немца» в русских «заветных» пословицах и поговорках еще ждет своего исследователя. Если же говорить об образе «немца» в детском игровом (и вербально-комическом) фольклоре, то, по видимому, «немец» подобен «черту» в трактовке М.М. Бахтина — это «веселое страшилище», амбивалентное соединение страшного и смешного.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Далее: Вообще же, п..

Далее:

Вообще же, подобно прыжкам, хлопание в ладоши («[руко]плескание») является техникой «языческих игрищ». Вчитаемся в строки «Стоглава» 1551 года: «начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сатанинские пети». Пример 1422-1425 гг.: «Игумены и попы възбраняют вам от игрищ неподобных диавольских, от плескания; зане тая игрища неподобственная, еллиньская суть». Хлопание (удары) в ладоши церковь, таким образом, рассматривала как «эллинские» и тем самым «сатанинские» развлечения.

В челобитной 1636 года читаем: «В семый четверок по пасце собираются жены и девицы … под березы … и, поклоняясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая, пети и дланми плескати и всяко бесятся» (Гальковский, цит. по: Рыбаков, 136). Иными словами, в женско-девичьи обряды троицко-семицкого цикла («завивания березки»), судя по текстам XVII вв., входило хлопание в ладоши, сопровождаемые озвучиванием текста (исполнением песен). Таким образом, девичьи игры с хлопками, возможно, семантически «коренятся» в летних языческих обрядах, где обычными (если не главными) участниками были девушки.

Вот. А Вы, ув. Ан.Павел, о катарах... Какие катары на Руси?

Так и запишем: "любые проявления веселья и игры считались в традиционном русском православии "сатанизмом" (а в современном и подавно)". Должны же мы знать, ЧТО нас ожидает.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: . В..

ВЛАДИМИР пишет:

. Вплоть до настоящего времени в детской среде широко известна приговорка-шутка: «Внимание, внимание, говорит Германия! Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!» В начале 1970-х годов звучала дразнилка: «Боязляка — немецкая собака!»

да паранойя в этой стране рулит

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

банзай пишет: да па..

банзай пишет:

да паранойя в этой стране рулит

А Вы с этим не сталкивались в детстве? Странно...

И при чем здесь паранойя?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Артем
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

С пупсиками не сталк..

С пупсиками не сталкивался точно, с немецким стадионом тоже.

Жаль, что не приводится полностью эта считалка, про стадион... А то у меня появились смутные сомнения, как говорил Бунша, что эта считалка является плодом воображения самого автора...

Слишком точно она повторяет некоторые современные исследования по сексуальности в гитлеровской Германии.

Ну, а немца из тумана — это классика... Призванная замаскировать авторские домыслы.

История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец

Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович

Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Артем пишет: С пупс..

Артем пишет:

С пупсиками не сталкивался точно, с немецким стадионом тоже.

Нет, это не отсебятина. Я это помню. Также как и несколько "ремейков" классического "Лукоморья": "У лукоморья дуб спилили..." А также большую поэму с массой сексуально-репрессивных образов "Вышли звери из трамвая" — это точно детское творчество.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: люб..

ВЛАДИМИР пишет:

любые проявления веселья и игры считались в традиционном русском православии "сатанизмом"

Ерунда, танцы в католических странах (всё в те же катарские времена) точно так же считались дурным делом. Это особенность времени, а не места.

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: тан..

Ан.Павел пишет:

танцы в католических странах (всё в те же катарские времена) точно так же считались дурным делом. Это особенность времени, а не места.

Я не совсем понимаю, о каком времени Вы говорите?

Я тоже, (как тот герой "Зеркала для героя") сначала ушам своим не поверил, когда мне авторитетно заявили, что беганье детей на переменках — это бесовство (как раз на мой вопрос насчет реальности бесов в рамках ответа, что дескать "духовные сущности" видеть нельзя, но они себя проявляют), бесовское проявление. И Вы знаете — когда я посмотрел на это изнутри — из христианства — я не нашел, что возразить. Попробуете?

А иначе так и получается: любое проявление веселья, любое развлечение, любая детская подвижность, танцы, украшения, любая радость (за исключением радости по поводу воскрешения Иисуса Христа и воцерковления какого-либо человека) православием в худшем случае считается "сатанинским бесовством", в лучшем — чем-то предосудительным и греховным. И это было еще до революции (оптинские старцы). А сейчас, учитывая функциональность православия в современном российском менталитете, которое призвано обеспечивать частную жизнь людей с определенной стороны, это неизбежно будет доминировать.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

беганье детей на пер..

беганье детей на переменках — это бесовство

какой [del][/del] "альтернативно мыслящий" это выдумал?!

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Вышел немец из туман..

Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить

немецкие диверсанты-парашютисты

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Стас пишет: какой б..

Стас пишет:

какой больной "альтернативно мыслящий" это выдумал?!

Дама с высшим образованием (не буду называть ее по имени). И сотрудница одного из крупнейших наших музеев.

Вы смеетесь, а что мне было ответить? Сказать, что бесов нет в природе — это противоречит концепции христианства... А что еще? Вот попробуйте это утверждение опровергнуть "изнутри" (из христианства).

Стас пишет:

немецкие диверсанты-парашютисты

Преломление в народном сознании немецкого "блиц-крига" в районе Орла в октябре 1941. Неожиданно в глубине советской территории.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить