И еще одна статья с МИССИОНЕРСКОГО и все-таки официального сайта Уфимской епархии (и мои комментарии к ней):
Алексей Осипов,
профессор Московской духовной академии
Почему Православие есть истинная вера
(Лекция по основному богословию, прочитанная в
Сретенском училище 13 сентября 2000 года)
http://www.k-istine.ru/apologia/apologia_osipov-3.htm
В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма. Мы оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущее поколение, или мое поколение, пожалуй, не позавидует вам. У нас было проще. Основная проблема, перед которой мы стояли, была проблема религии и атеизма.
У вас, если хотите, появилось нечто гораздо большее и гораздо худшее. Есть Бог или нет Бога — это только первая ступень. Ну, хорошо, человек убедился, что есть Бог. А дальше? Вер много, кем ему стать? Христианином, а почему не мусульманином? А почему не буддистом? А почему не кришнаитом? Я не хочу перечислять далее, сейчас так много религий, вы их лучше меня знаете. Почему, почему, и почему? Ну ладно, пройдя сквозь дебри и джунгли этого многорелигиозного древа, человек стал христианином. Все понял, христианство — это лучшая религия, правильная.
Но какое христианство? Оно столь многолико. Кем быть? Православным, католиком, пятидесятником, лютеранином? Опять несть числа. Вот перед какой ситуацией оказалась сейчас современная молодежь. При этом представители новых и старых религий, представители неправославных конфессий, как правило, гораздо больше заявляют о себе, и имеют значительно большие возможности пропаганды в средствах массовой информации, чем мы, православные.
Итак, первое, перед чем останавливается современный человек — это множество вер, религий, мировоззрений. Поэтому сегодня мне бы хотелось скоро, очень конспективно пройтись по этой анфиладе комнат, которая открывается перед множеством современных людей, ищущих истину, и посмотреть хотя бы в самых общих, но принципиальных чертах, почему все-таки человек должен, не только может, а действительно должен на разумных основаниях стать не просто христианином, но христианином православным.
Все-таки здесь анахронизм. В XV веке среднестатистический образованный человек мог еще сомневаться в существовании антиподов и прочих иных миров, и его страна и его вера могла представляться непропорционально большой, но сейчас… когда всем со школьной скамьи (если не раньше) известно о существовании сотен стран и миллиардов людей, которые отнюдь не есть православные и даже христиане. Тем не менее (опять же благодаря современной системе СМИ) эти миры существуют, процветают и веками не испытывают потребности в принятии православия или иного христианства. Христианство, хотя и многочисленно (впрочем, многочисленность приверженцев чего-либо никогда не бывала в христианской апологетике доказательством истинности), но не составляет в современном мире даже арифметического большинства (как и в прошлые века; например, в 1500 году христиан было не более 20% населения Земли). Православные же, по самым оптимистическим оценкам, составляют в начале XXI века 3% человечества.
Уже это одно обстоятельство способно породить у верующего самые причудливые эмоции (а лекция, как будет видно дальше, преимущественно построена на эмоциях). От ужаса по поводу безблагодатности девяти десятых окружающего мира до туманного мнения, встречающегося у некоторых современных православных авторов, которые вынуждены решать проблему 3% — мнения о том, что остальные люди будут судимы христианским богом по делам их и т.д. Как и для всякой конфессии, которая не составляет большинства населения, и не была ни разу, кроме эпохи раннего средневековья, во главе цивилизации, определяющей развитие человечества (или хотя бы значительной части его), для православия возникает проблема оправдания, но не существования других вер и конфессий, а самого себя. Обычно (даже если ограничиться ареалом авраамических религий) эта проблема решалась в национальной разрезе – религиозные ценности отождествлялись с национальными (у евреев, армян, грузин, иранцев-шиитов, даже у католических преимущественно народов – поляков и ирландцев). Но это неизбежно будет приводить к абсолютизации и сакрализации не только национальной идеи, но и элементов национального быта. Насколько это сочетается с христианством (и в частности с православием), судить самим христианам. Бердяев временами допускал такую возможность («Философия неравенства»).
Итак, первая проблема: "Религия и атеизм". Приходится встречаться на конференциях, очень значительных, с людьми, которые действительно образованы, действительно ученые, не верхогляды, и приходится сталкиваться постоянно с одними и теми же вопросами. Кто такой Бог? Есть ли Он? Даже: зачем Он нужен? Или, если Бог есть, то почему Он не выступит с трибуны Объединенных Наций и не объявит о Себе? И такие вещи можно услышать. Что можно сказать на это?
Этот вопрос, как мне кажется, решается с позиции центральной современной философской мысли, которую легче всего выразить понятием экзистенциальности. Существование человека, смысл человеческой жизни — в чем основное ее содержание? Ну, конечно, прежде всего в жизни. А как же иначе? Какой смысл я переживаю, когда сплю? Смысл жизни может быть только в осознании, "вкушении" плодов своей жизни и деятельности. И еще никто никогда не мог и во веки веков не будет считать и утверждать, что конечный смысл жизни человека может быть в смерти. Здесь и лежит непроходимый водораздел между религией и атеизмом. Христианство утверждает: человек, эта земная жизнь является только началом, условием и средством подготовки к вечности, готовься, тебя ожидает вечная жизнь. Оно говорит: вот, что необходимо для этого сделать, вот каким необходимо быть, чтобы вступить туда. А что утверждает атеизм? Нет Бога, нет души, нет вечности и потому верь, человек, тебя ожидает вечная смерть! Какой ужас, какой пессимизм, какое отчаяние — мороз по коже от этих страшных слов: человек, тебя ожидает вечная смерть. Я уже не говорю о тех, скажу мягко, странных обоснованиях, которые приводятся при этом. Одно это утверждение заставляет содрогнуться человеческую душу. — Нет, избавьте меня от такой веры.
Человеку, как живому существу, свойственен инстинкт самосохранения, желание жить во что бы то ни стало («Живому псу лучше, нежели мертвому льву») – кстати, это свойство сближает человека с животным царством, поскольку желание жить – не что иное, как звериный инстинкт, и те, кто чурается подобного родства, должны всячески подавлять его в себе. Но тут совсем другое. Здесь высказывается т.з. – «я не хочу, чтобы так было, значит так не может быть в реальности». На языке философии это называется крайней формой солипсизма. Действительно, что предпочесть: желаемое или действительное. Надеюсь, ни одному здравомыслящему человеку не приходит в голову, что они всегда и везде тождественны. Коллективное желание? Но ведь если все человечество единодушно проголосует на референдуме за то, чтобы человек мог летать с помощью взмахов ладоней, они все равно не полетит (и вообще, опытный молитвенник любой конфессии просит у бога только то, что не нарушает законов природы). Когда же мы приходим к врачу, нас (в т.ч. верующих) все-таки интересует не «желаемое», а «действительное», и если врач будет говорить нам то, что мы «хотели бы» слышать, а не то, что есть на самом деле, мы просто обратимся к другому врачу. «Содрогание души»? Но ведь в рамках христианства есть немало других моментов, которые не меньше «содрогают душу» (гибель мира, страшный суд, уничтожение «грешников»). Так что отличие здесь количественное, но не качественное. Пора бы уж привыкнуть. Я мог бы ограничиться знаменитым древнегреческим афоризмом: «Смерти нет. Поскольку пока я есть, ее нет, а когда она есть, меня нет». И это не софизм. Попробуем представить себе ситуацию «меня нет». Ведь это не только будущее, но и прошлое. Были тысячи, миллионы, миллиарды лет, а «меня не было»! Были легионы, каравеллы, Моцарт, знамя над рейхстагом, восходы, закаты, зрели ягоды в лесу, взрывались сверхновые, а меня не было! Автору не кажется, что это столь же несправедливо, как и мнение, что «меня не будет»? И его душа не содрогается от данного утверждения? Мужество, сила духа и подобные материи состоят в том, что человек – единственная и неповторимая личность имеет силу воспринять реальность, вне зависимости от того, нравится она ему или нет, восхищает или ужасает. И если автор вполне примирился с фактом своего несуществования в прошлом, что мешает ему примириться с аналогичным фактом несуществования в будущем? Факт разумности человека и его способности осознать свое существование и свою смерть вовсе не есть основание полагать, что смерти нет. Человеческое сознание обладает колоссальными способностями игры – моделирования реальностей. Но следует отдавать себе отчет, что помимо конструирования миров есть реальность. И эта реальность существует вне нас и наших знаний о ней. Надеюсь, это никто не отрицает.
P.S. А почему бы христианскому богу, если он есть на самом деле, не выступить с трибуны ООН? Не вижу в этом ничего богохульного. А вот в противном случае на ум приходят уфологи, которые тоже утверждают, что НЛО – реальность, что они летают, но контактируют только с «избранными», а обратиться к широким массам не желают, потому что «они стесняются журналистов» (с) Луи де Фюннес.
Когда человек заблудится в лесу, ищет дорогу, ищет путь домой и вдруг, находя кого-то, спрашивает: "Есть ли отсюда выход?" А тот ему отвечает: "Нет и не ищи, устраивайся здесь, как можешь", — то поверит ли он ему? Сомнительно. Не начнет ли искать далее? И найдя другого человека, который скажет ему: "Да, выход есть, и я тебе укажу признаки, приметы, по которым ты сможешь отсюда выйти", — то не ему ли он поверит? То же самое происходит и в области мировоззренческого выбора, когда человек оказывается перед лицом религии и атеизма. Пока у человека еще сохраняется искра искания истины, искра искания смысла жизни, до тех пор он не может, психологически не может принять концепции, утверждающей, что его как личность, и, следовательно, всех людей ожидает вечная смерть, для "достижения" которой, оказывается, необходимо создавать лучшие экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. А далее все будет о, кэй — завтра вы помрете, и вас отнесем на кладбище. Просто "замечательно"!
Опять психология путается с онтологией. Мысли о том, что тот, кто говорит желательное нам, может элементарно соврать, автор не допускает.
А образ мира, как враждебного леса, откуда надо бежать, слишком красноречив (см. ниже).
Я сейчас указал вам только на одну сторону, психологически очень существенную, которой, как мне кажется, уже достаточно для каждого человека с живой душой, чтобы понять, что только религиозное мировоззрение, только мировоззрение, которое принимает за свою основу Того, Кого мы называем Богом, позволяет говорить о смысле жизни.
Ну вот. Автор признал факт психологизма своих рассуждений. Более того, он сознательно выносит смысл жизни за пределы самой жизни. Т.е., чтобы согласиться с автором, надо признать, что все окружающее смысла не имеет, а смысл имеет только то, что незримо. А собственно, почему? Почему смысл объекта обязательно должен находиться за пределами объекта? Если лишить смысла окружающую реальность, следующим логическим выводом будет постулирование нереальности и иллюзорности этой самой окружающей реальности, но христианская философия, по непонятной причине, почему-то не делает этого солипсистского умозаключения.
Итак, я верю в Бога. Будем считать, что мы первую комнату прошли. И, поверив в Бога, я вхожу во вторую… Боже мой, что здесь я вижу и слышу? Народу полно, и каждый кричит: "Только у меня истина". Вот задача-то… И мусульмане, и конфуциане, и буддисты, и иудеи и кого только нет. Много тех, среди которых находится теперь христианство. Вот стоит и он, христианский проповедник, посреди других, а я ищу, кто же прав-то здесь, кому же верить?
Тут имеются два подхода, может быть их и больше, но я назову два. Один из них, который может дать человеку возможность убедиться, какая религия есть истинная (то есть объективно соответствует человеческой природе, человеческим исканиям, человеческому пониманию смысла жизни) заключается в методе сравнительно-богословского анализа. Довольно долгий путь, тут нужно хорошо изучить каждую религию. Но далеко не каждый может пройти этим путем, нужно большое время, большие силы, если хотите, соответствующие способности для того, чтобы изучить все это — тем более, что это отнимет столько сил души…
Но есть и другой метод. В конце концов, каждая религия обращена к человеку, ему она говорит: истина вот какова, а не что-то другое. При этом все мировоззрения и все религии утверждают одну простую вещь: то, что сейчас есть, в каких политических, социальных, экономических, с одной стороны, и духовных, моральных, культурных и т.д. условиях — с другой, живет человек — это ненормально, это не может его устроить и даже если кого-то лично это и удовлетворяет, то подавляющее число людей в той или иной степени от этого страдает. Это не устраивает человечество в целом, оно ищет чего-то другого, большего. Стремится куда-то, в неизведанное будущее, ждет "золотого века" — настоящее положение вещей никого не устраивает.
Отсюда становится понятным, почему существо каждой религии, всех мировоззрений сводится к учению о спасении. И вот здесь-то мы и сталкиваемся с тем, что уже дает возможность, как мне кажется, сделать обоснованный выбор, когда мы оказываемся перед лицом религиозного многообразия. Христианство в отличие от всех других религий утверждает нечто, чего другие религии (и тем более мировоззрения нерелигиозные) просто не знают. И не только не знают, но когда сталкиваются с этим, то с негодованием отвергают. Это утверждение заключается в понятии т. н. первородного греха. Все религии, если хотите даже все мировоззрения, все идеологии говорят о грехе. Называя, правда, это по-разному, но это неважно. Но ни одно из них не считает, что природа человека в настоящем его состоянии больна. Христианство же утверждает, что то состояние, в котором все мы, люди, родились, находимся, растем, воспитываемся, мужаем, созреваем, — состояние, в котором мы наслаждаемся, развлекаемся, учимся, делаем открытия и так далее — это есть состояние глубокой болезни, глубокого повреждения. Мы больны. Речь идет не о гриппе и не о бронхите и не о психическом заболевании. Нет, нет, мы психически здоровы, и физически здоровы — можем задачи решать и в космос летать — мы глубоко больны с другой стороны. В начале бытия человеческого произошло какое-то странное трагическое расщепление единого человеческого существа на как бы автономно существующие и часто противоборствующие между собой ум, сердце и тело — "щука, рак да лебедь"… Какой абсурд утверждает христианство, не правда ли? Все возмущаются: "Я ненормальный? Извините, другие может быть, но не я". И вот здесь-то, если христианство право, и заключен самый корень, источник, того, что человеческая жизнь как в индивидуальном, так и во всечеловеческом масштабе, ведет к одной трагедии за другой. Ибо если человек серьезно болен, а он ее не видит и потому не лечит, то она погубит его.
Другие религии не признают этой болезни в человеке. Отвергают ее. Они считают, что человек — это здоровое семечко, но которое может развиваться и нормально и ненормально. Его развитие обусловлено социальной средой, экономическими условиями, психологическими факторами, обусловлено многими вещами. Поэтому человек может быть и хорошим и плохим, но сам он по своей природе хорош. Вот главный антитезис нехристианского сознания. Я не говорю нерелигиозного, там и говорить нечего, там вообще: "человек — это звучит гордо". Только христианство утверждает, что настоящее наше состояние — это состояние глубокой поврежденности, причем такой поврежденности, что в личном плане человек сам не может исцелить его. На этом утверждении строится величайший христианский догмат о Христе как Спасителе.
Эта идея является принципиальным водоразделом между христианством и всеми прочими религиями.
Ну вот! Автор, который демонстрировал способность подниматься до высот абстрактной философии, вдруг, совершенно немотивированно, демонстрирует почти полное незнание догматики нехристианских религий. (Оговоримся сразу: к религиям вообще можно отнести, помимо христианства, иудаизм, ислам, буддизм, скорее всего, зороастризм и его производную – митраизм; иные мелкие верования могут претендовать лишь на звания сект, а «языческие» верования древних греков, египтян или современных японцев или индусов – все-таки не религии, а национальные культовые верования). Например, в исламе, согласно Корану, Адам совершил грех, который распространился и на его потомков (хотя самому Адаму даровано прощение). В иудаизме специально не акцентируется внимание на первородном грехе как таковом, но библейский рассказ, на основании которого христиане делают вывод о первородном грехе, присутствует, и несовершенство человека по сравнению с райским периодом подразумевается, как само собой разумеющееся. В буддизме же человек греховен-несовершенен-болен просто по факту своего существования и появления на свет. Греховность человека занимает также большое место в зороастризме и митраизме. И полагать, что зороастрийцы считают, что человек может «спастись» сам – без заветов Ахура-Мазды и Зердешты – его пророка, может только человек, совершенно не сведущий в догматике зороастризма. То же самое касается ислама: без его принятия человек однозначно плох. Иудаизм стоит на грани национального культового верования, поэтому факт (отчасти признаваемый ветхим заветом), что неевреи-неиудаисты вполне могут быть приличными людьми, подмывает представление об исключительности его заповедей. Буддизм также стремится стать «единственной дорогой» спасения человека, который самостоятельно спастись не способен. Собственно, такова любая религия, ибо если хоть одна религия допустит мысль о возможности человека «быть хорошим» вне ее, тут же появится простой и естественный вопрос о смысле ее существования. Следовательно, религии просто обречены ненавидеть не только друг друга, но и всех внерелигиозных людей, поскольку сам факт их (иных религий и внерелигиозных людей) существования является хулой на религию. Все поучения всех религий наполнены с одной стороны описанием совершенно фантастических «счастливых случаев», которые произошли с их адептами, поскольку те «верили» (достоверность этих случаев более скептическая часть религиозной конфессии вынуждена принимать на веру, чтобы «не обидеть» единоверцев), а с другой – столь же многочисленными описаниями всяческих несчастий и погибели неверующих. И в этом как раз и заключается первородный грех, но не человека, а религии. В этом отличие религии от национальных культовых верований, которые базируются не на универсалистском желании переделать весь мир, а на простом стремлении консолидировать определенную нацию. Таким образом, расхождение христианства и иных религий не принципиальное, а персональное – спастись с т.з. христианства можно только через принятие конкретного божества. Можно здесь копнуть глубже и поинтересоваться самим фактом появления религий, т.е. развитием представления о неправильности окружающего мира, глубокого подозрения и недоверия к нему, но не будем отвлекаться, и посмотрим как религии (в данном случае христианская) обосновывают свое утверждение о всеобщей греховности – неизлечимой человеческими средствами болезни человечества: