Vote: Считать или не считать "17 мгновений весны" АИ произведением? ¶
Макс Отто фон Штирлиц родился — по Юлиану Семенову — в 1900 году, легализовался в качестве главного советского разведчика в 1968 году, увидел свет в журнале "Знамя" на год позже, а всенародную славу получил в 1973-м. Его рождение было предопределено — хотя бы тем, что в те годы КГБ в очередной раз понадобился PR для романтизации своей деятельности. Тем паче, по части ведомственного PR его тогда на всех парах обошел основной конкурент — военная разведка. В этой последней обнаружился настоящий супергерой — Рихард Зорге! Кого же было выводить на сцену чекистам, как не разведчика. Правильно оценив потребности товарищей с Лубянки, Юлиан Семенов вовремя подоспел со "Семнадцатью мгновеньями весны". Можно считать, что Штирлиц родился, когда произведение Семенова прочел председатель КГБ Юрий Андропов.
Схематическую биографию Штирлица-Исаева можно составить, проштудировав "Альтернативу" — так назвал свой цикл сам Семенов: "Брилианты для диктатуры пролетариата", "Пароль не нужен", "Нежность", "Испанский вариант", "Альтернатива", "Третья карта", "Семнадцать мгновений весны", "Приказано выжить", "Экспансия I, II, III", "Отчаяние", "Бомба для председателя". Единой органичной фигуры этого человека не возникает. Но ясно, что он не Макс Отто фон Штирлиц, и дахе не Максим Максимович Исаев, а Всеволод Владимирович Владимиров, родившийся 8 октября 1900 года в Забайкалье, где его родители отбывали ссылку. Владимиров старший — особа, приближенная к "самому" Плеханову. Затем была эмиграция, и жили Владимировы в Цюрихе, где главный герой научился без акцента глаголить на шести европейских языках... Думаю достаточно.
В качестве прообраза Штирлица чаще всего называют агента "Брайтенбах" (позывной А210), Вилли Лемана, нашего человека в гестапо. Он был гаупштурмфюрером (капитаном), заместителем Вальтера Шелленберга и поставлял в Москву служебные документы гестапо. Судьба агента "Брайтенбах" очень напоминает судьбу Штирлица.
...В августе 1942 года в Германию для обеспечения надежной радиосвязи под видом солдат-отпускников были посланы немецкие антифашисты Хесслер и Барт. Это были хорошо обученные радисты, имевшие с собой портативные рации. Они благополучно добрались до Берлина и должны были поступить в распоряжение группы, работающей с Леманом. Но гестапо, обеспокоенное утечкой информации, раскинуло такую частую сеть сыска, что в конце концов напало на след этой группы, начало разрабатывать ее, и вскоре радисты были арестованы. 14 октября 1942 года Барт вышел в эфир и передал в Центр сигнал опасности – произвольное повторение нескольких отдельных групп текста. Это выглядело вполне естественной ошибкой, и немецких радистов не насторожило. А вот в советском радиопередающем Центре должны были забить тревогу, доложить руководству, что в шифротелеграмме из Берлина имеется повтор абзацев. Но произошла трагическая случайность. Дежурный радист не придал значения «сбивчивой» работе радиопередатчика. Сигнал тревоги оказался непринятым. Получив сообщение Барта о благополучно начатой операции и не подозревая о ее провале, Центр передал ему явки к нескольким агентам, в том числе и к Леману. Гестапо из расшифрованной радиограммы узнало способ связи с Леманом и пароль. Промозглым декабрьским вечером 1942 года в квартире Лемана раздался телефонный звонок. Хозяина квартиры срочно вызвали на службу, и он уехал. Больше его никто не видел. Вилли Леман был расстрелян в подвале гестапо сразу после ареста.
Напоминает "Семнадцать мгновений весны", не правда ли. Тот же провал радистов, те же неопровержимые улики, снова приглашение в подвал РСХА, но вместо пули в затылок — возможность оправдаться, служебная реабилитация, и даже новое поручение... Перед нами классическая альтернативная развилка — реальная история пошла своим путем, а Юлиан Семенов повел героя своим путем. По видимому, в его повести (черновике, а не чистовике) папаша Мюллер ел не яблоки, а персики. Придя от персиков в благодушное настроение, он дает Штирлицу время приготовить объяснение а потом кропотливо проверяет его. Это вместо того, чтобы подвесить его на вывернутых руках, и, прижигая сигаретой, вопрошать, что он, гад, успел сдать русским...
Уф... Упыхался, пока набирал...
В общем коллеги, объявляю голосование... Кто за то, чтобы считать "Семнадцать мгновений весны" произведением в жанре Альтернативной истории? В формулировках я попытался "закрыть" все возможные точки зрения.
История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец
Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович
Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин