КОНТУРЫ БУДУЩЕГО ИЛИ ИМПЕРИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ¶
Взято из тем "ЕВРАФРИКА" и "НОВАЯ КАСАБЛАНКА" — это только один из возможных срезов будущей реальности. Она, конечно, будет гораздо более динамичной, политическая карта мира неузнаваемо преобразится. Рухнут старые, казавшиеся незыблемыми союзы, и возникнут новые, самые невероятные на мой взгляд. Политические блоки и расстановка центров силы кардинально и неоднократно изменятся. Но общий тренд этих изменений, на мой взгляд, заключается, как я уже сказал, в том, что на смену системе национальных "равноправных" государств придут империи, открыто утверждающие принцип иерархии как в международных отношениях, так и в отношениях между людьми.
Ставшая в ХХ в. повсеместно господствующей парадигма "права наций на самоопределение" предполагает, что все народности имеют право на собственную государственность и обязательно должны им воспользоваться. Однако по прошествии времени становится все более ясно, что эта политическая догма влечет за собой неисчислимые гуманитарные бедствия, система национальных государств зашла в цивилизационный тупик. ИМХО На смену ей, через цепь войн и революцией, придет эпоха Империй забытого прошлого. Национальные государства останутся, но отойдут на периферию политики, став спутниками Империй.
Какие могут сложиться империи в XXI в.? Конечно, это не могут быть мультинациональные образования, вроде Евросоюза. Любая империя должна опираться на национальный фундамент. Империи возникают из национальных государств. Далее, я не вижу, чтобы на мировой арене возникали новые нации. Все нации, по-видимому, уже сложились, и эта стадия истории цивилизации завершилась или близка к завершению. Следовательно, империи будут создаваться уже существующими, причем давно существующими национальными государствами. И здесь преимущество имеют те нации, у которых уже есть исторический опыт строительства империй.
В Западной Европе, на фоне раздираемого противоречиями Евросоюза, можно ожидать усиления Великобритании. Но для имперского реванша ей необходимо решить две проблемы: внутренний сепаратизм и афро-азиатскую иммиграцию (первый есть реакция на вторую). Если переломить ситуацию не удастся, то Британия превратится в аналог Франции и Германии, разъедаемых этническим дисбалансом и неспособных на напряжение сил для возвращения великодержавного статуса.
Наилучшие перспективы в "старой Европе" – у Италии, наименее испорченной "мультикультурализмом". Эпизоды ХХ в. (начиная с итало-турецкой войны 1912 года) могут оказаться только "первой ласточкой" в движении молодой (менее двух столетий) итальянской нации к обретению нового исторического статуса. Первый блин (Италия Муссолини) был комом, и, как знать, быть может, следующие попытки проведения имперской политики окажутся более успешными.
Арабские страны в своем большинстве останутся объектами, а не субъектами новых геополитических подвижек. Северная Африка попадет в сферу влияния какой-то европейской империи. Исключение составит лишь Египет, который будет конкурировать за влияние на арабские страны с Турцией и Ираном. Эти три державы станут реализовывать свой новый имперский статус в борьбе за сюзеренитет над прочими национальными государствами Ближнего Востока. И вполне возможно, что какое-то из государств (скорее всего, это будет все-таки суннитский Египет) сумеет в итоге возвыситься до уровня, сравнимого с Халифатом первых веков ислама или хотя бы Османской империи.
Израиль возьмет под контроль всю Палестину, возможно Юг Ливана и часть Иордании.
Индия и Пакистан придут к окончательному примирению, причем Индия будет играть первенствующую роль в этом тандеме. Пакистан стушуется перед растущей мощью Индии, к тому же у него нет собственного геополитического поля для реализации имперских амбиций. Но имперское пространство Индии не выйдет за пределы Южной Азии.
Китай станет поистине мировой империей. Мало того, что под его фактическим сюзеренитетом будут находиться Юго-Восточная Азия и больше половины Африки (а также, вероятно, Австралия и Океания), Китай сможет играть на противоречиях региональных империй (таких, как Иран и Турция, Бразилия и испаноязычная Америка), вовлекая и их в орбиту своего влияния. Правда, Китайская мировая империя будет в результате этого менее консолидированной, более рыхлой, чем другие. "Властелином колец" в буквальном смысле Китай все-таки не станет.
В Латинской Америке сложатся испаноязычные империи и португалоязычная (Бразилия). Сколько будет испаноязычных держав – сказать трудно, ибо Бразилия будет вести игру на раздробление складывающихся союзов и утверждение своего влияния в таких государствах, как Уругвай, Парагвай, Боливия. Этому станут помогать США (пока существуют). Интегрирующих центров возникнет минимум два: Мексиканская империя и Великая Колумбия (Венесуэла, Колумбия, Эквадор). На юге сохранятся суверенные государства, лавирующие между континентальными центрами силы. Впрочем, Аргентина тоже может попробовать сесть в "имперское седло".
США смогут переформатироваться в одну из империй многополярного мира только при сохранении белого англоязычного национального ядра. Тогда в сфере их неоспоримого влияния останутся Канада, большая часть Карибского бассейна, часть (меняющаяся) континентальной Латинской Америки. В этом случае США смогут даже бороться за позиции в Европе, например – за влияние на отделившиеся от Британии Шотландию и Уэльс, а также на Скандинавию, которой грозит растворение в миграционных потоках. То есть, США для того, чтобы сохраниться как Империи, необходимо стать цитаделью "белых англосаксов" на Американском континенте и ради этого, может быть, даже решиться на отделение некоторых южных штатов. Но при существующих этнополитических тенденциях довольно скоро Мексиканская империя сможет поставить в реальную плоскость вопрос о возвращении ей территорий, аннексированных США в 1850 году.
Россия будет постепенно брать под прямую имперскую юрисдикцию: Беларусь, большая часть Украины и Казахстана, Приднестровье, Абхазию, Южная Осетию. Возможно восстановить влияние России на части Центральной Европы – в т.н. странах "новой Европы", напуганных нашествием мигрантов и слабостью ЕС. Объектом пристального имперского внимания России станут христианские анклавы в мусульманском мире – Ливан, Эфиопия, а также имеющие шанс возникнуть новые национальные государства (Курдистан).
Впрочем, Империю будущего нельзя считать государством в привычном нам смысле национального государства. Ее система намного сложнее. Империя предполагает иерархию – народов, территорий, статусно-правовых групп населения. Ее структура не вписывается в прокрустово ложе буржуазных политических теорий федерации или унитарного государства. Практика уже сейчас вносит коррективы в эти заскорузлые догмы.
Вот такие контуры будущего получились, что добавят ув.коллеги?
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".