Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: gooodvin, Грець

Кузбасс до революции.

Ответить
ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Кузбасс до революции.

В середине марта 1918 года, в президиуме ВСНХ, заслушали доклад Ларина (председателя комитета хозяйственной политики ВСНХ) о поднятии добычи угля. Ларин предлагал начать добывать уголь в Кузбассе и везти его на Урал и в центральную Россию, потому как на заводах с углем после потери Донбасса было совсем никак. 1-й съезд совнархозов идею одобрил, и в конце мая 1918 года, ВСНХ выдал заказ на проектирование добычи угля группе инженеров. Они должны были подготовить проект комбината, транспортную схему, проекты шахт, рудников, погрузочных дворов и выдать смету на постройку всего этого хозяйства…

А как же воспетый Curioz-ом "Копикуз"? Как же "разработка крупного индустриального проекта, включавшего в едином комплексе добычу угля, руды, коксохимического и металлургического производств"?

А никак. И не первый. Первые попытки начать добывать уголь в Кузбассе относятся к концу ХIХ века. Кончились попытки плачевно, кроме одной более-менее удачной – Л.А. Михельсон, в 1897 г. завел себе Сунженские копи, устроил там 4 шахты, и добывал понемногу уголь, который тут же и продавал в розницу. Акции Сунженских копей на бирже реализовать так и не удалось вплоть до 1917 г.

Следующим был небезызвестный С.И. Мамонтов. Он попытался добывать не только уголь, но и железо, закончилось это все, разумеется, банкротством.

Почему разумеется? Дело в том, что уголь — дешевый товар. Для рентабельности сбыта, продавать угля нужно много, и дешево. А для этого нужна дешевая себестоимость добычи и дешевые транспортные.

Для создания угольной промышленности в Кузбассе требовалась завозить на место все, включая рабочих – стоимость освоения и сроки окупаемости проекта желающие могут представить сами.

А что же Транссиб? Ну как же: "…центральные и южные районы Кузнецкого бассейна не имели возможности пользоваться положительным воздействием Транссибирской магистрали, но были в полной мере подвержены отрицательным последствиям ее сооружения из-за конкуренции уральской металлургии, лишившейся рынков в Европейской России, завоеванных созданной иностранным капиталом металлургией Юга"(С). Все просто – железная дорога открыла возможность уже работающим металлургическим компаниям гнать товар в Сибирь. Более дешевый, чем кузнецкий.

Будущий технический директор "Копикуза" С.К. Фитингоф, заранее предупреждал: главными причинами крайне медленного развития каменноугольной промышленности Сибири являются малонаселенность страны, отсутствие других видов промышленности и путей сообщения, дальность экспорта и импорта.

  Развитие добывающей промышленности в районах нового освоения, к которым относилась и Сибирь, требовало более значительных капиталовложений, чем на экономически освоенном, густо населенном юге Европейской России. Отдельные предприятия могли успешно действовать лишь в составе крупных территориально производственных комплексов, включающих рудники, заводы, различные подсобные и смежные предприятия, железные дороги для поставки руды и топлива к заводам, а готовой продукции к Сибирской магистрали. Для этого требовались крупные финансовые вложения, которых в России, а особенно в Сибири, не имелось как таковых.

Это была присказка, а теперь к деталям. Curioz-ом нам заявлен комплекс добычи угля, руды, коксохимического и металлургического производств".

Проще всего с добычей руды. Не добывали.

Не сложно и с коксохимическим. Никакой кокс в Кузбассе производить никто не собирался, по причине нерентабельности. Но дело в том, что из угля в те годы делали сырье для взрывчатки (бензол, толуол) которые до войны ввозили из-за рубежа, в т.ч. из Германии. Под производство этого сырья, Трепов и получил от ГАУ деньги на коксохимический завод – для оборонных нужд. Казне в 1915 деваться было некуда, а частники в эту авантюру вкладывать не собирались, сам "Копикуз" тем более. Получив из казны 2 млн., "Копикуз" принял на себя обязательство закончить постройку завода в течение года и в конце 1916 г. дать стране взрывчатку... как все понимают, завод построен не был, взрывчатки не вышло, деньги канули. Там была отдельная эпопея по закупке оборудования подороже, и в общем, небольшой заводик даже заложили. Правда, выпуск там выходил минимальный – что понятно, после войны взрывчатка будет не в цене.

После гражданской войны, первая батарея печей была закончена "Кузбасстрестом" в 1922 г., пущена в 1924 г. Мощность завода была настолько низка, что пришлось срочно в корне менять конструкцию второй батареи, закупать за границей с нуля оборудование и ставить практически на голое место.

Не сложно и с металлургическим производством. Ключевым проектом "Копикуза" было сооружение крупного металлургического завода на юге Кузнецкого бассейна на базе коксующихся углей Калтана и Осинников и Тельбесского месторождения магнитного железняка. Через брата — министра путей сообщения В.Ф. Трепову удалось получить правительственный заказ на 75 млн. пудов рельсов и 12 млн. пудов скреплений на 10 лет. Тут же встал вопрос о деньгах на постройку всего этого великолепия, но… казна денег не дала – "выделение 20-миллионного аванса с погашением в течение 5 лет показалось членам Государственной Думы спекулятивным и было отклонено бюджетной и финансовой комиссией Государственной Думы".

Иностранцев развести на деньги не удалось, российские банки тем более. В итоге, "Копикуз" не смог реализовать акции и получить деньги на металлургический завод. Собственно, все – "Копикуз" еще пытался соорудить что-то металлодобывающее для собственных надобностей, но не смог.

К НКМК построенному в СССР, попытки "Копикуза" отношения не имеют, поскольку НКМК строился в совсем другом месте, чем проект "Копикуза". Причем, в "Копикузе" знали о технических преимуществах Горбуновской площадки, но преимущества эти реализовывались только в случае постройки мощного предприятия с большим выпуском. А от него отказались.

Остается уголь.

Усиление интереса к кузнецкому углю в 1912 г. объясняется "угольным голодом", искусственно созданным в России в 1912 г. синдикатом "Продуголь", заключившим картельное соглашение. Сокращая поставки угля таким стратегическим потребителям, как казенные железные дороги и металлургические заводы, "Продуголь" держал рынок в напряжении и добился повышения монопольным цен в 1910-1913 гг. более чем на 50%, а импорт угля и кокса в 1910-1913 гг. увеличился с 287 до 528 млн. пудов. В 1913 г. израсходовали половину мобилизационного запаса угля, а прибыли акционерных каменноугольных предприятий с 9,8% в 1910 г. возросли до 14% в 1913 г. Правительство вынуждено было пойти на беспошлинный ввоз угля для нужд железных дорог. В Западной Сибири Л.А. Михельсон, участник соглашения, также резко поднял цены на уголь, придержанный им на складах.

Для давления на Продуголь, Трепов 12 января 1912 г. получил концессию на разработку каменноугольных месторождений Кузнецкого бассейна. Получив концессию, Трепов отправился по петербургским банкам, но российские банкиры денег на разводку Продугля давать не собирались. Эксперт Азовско-Донского банка горный инженер Л. Рабинович дал заключение о неперспективности вложения крупного капитала в развитие промышленности Кузнецкого бассейна. Причина проста – после начала добычи угля, Продуголь спокойно снижал цены, ждал пока кузбасские угольщики завалятся углем по самое не хочу не имея покупателей и обанкротятся, после чего спокойно повышал цены обратно.

Трепов выехал в Париж, притащил в Кузбасс французских инженеров, которые сваяли рекламный проспект — брошюру "Алтайская экспедиция во владения российского императора" (Gromier G., Barrillon L. Mission en Altai (Sibirie) dans le domaine prive de S.M. l'Empereur de Russie. Paris, 1912), где сообщили краткие сведения о Салаирском и Тельбесском железорудных месторождениях, Кемеровском, Кольчугинском, Бачатском, Ерунаковском, Абашевском, Калтанском, Анжерском и Мунгатском месторождениях каменного угля и дали общее заключение о размерах бассейна с указанием мощности пластов, их количества и условий залегания, приведением анализов руд и данных о запасах. Правда, осознавая, что Трепову – пофиг, а им во Франции еще жить, при всей рекламности брошюры отзыв о бассейне они дали очень сдержанный.

Впрочем, Петербургу было уже все равно, поскольку главной целью Трепова в Париже был не Кузбасс, а подготовка французских банковских кругов к заключению объединенного железнодорожного займа 1914 г., за счет которого финансировалось строительство 9 железных дорог по всей России.

10 ноября 1912 г. Император утвердил Устав "Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей", а уже 31 января 1913 г. В.Ф. Трепов соскочил — передал все права, и главное, обязанности по договору с Кабинетом, "Копикузу".

Акции "Копикуза"… правильно, в большинстве своем так никто и не купил. Значительный пакет акций данного общества оставался в портфеле "Копикуза в течение всего срока его существования. Спешки тоже не было, только весной 1914 г. в Кузнецком бассейне начались геологические исследования. Их предполагалось закончить в 2-3 года, но так и не закончили. Пластовых карт и карт, связывающих отдельные части бассейна и его месторождения не имелось, оценки месторождений с технической и промышленной точек зрения произвести не представлялось возможным, в связи с отсутствием представления чего в Кузбассе собственно, закопано и где. Озаботиться этим пришлось большевикам.

На конец 1917 г. "Копикуз" находился в периоде строительства, имел две действующие копи (Кемеровская и Кольчугинская), 7 угольных и 1 металлическую разведки. Для продолжения работ ежемесячно требовалось около 2,5 млн. руб., из которых добыча угля доставляла максимум 1 млн. руб.

Цифры, собственно, говорят за себя. При всем угольном голоде и потребности в угле, при всех инвестициях, при всех повышениях цен, при повышении добычи – копи убыточны.

Железные дороги тоже строили. Общество Кольчугинской железной дороги, "дочка" "Копикуза" занималась. Ввиду "недостаточных доходов и слишком больших расходов по эксплуатации дороги" "Общество Кольчугинской железной дороги" дохода не имело.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

альтистории тайный советникъ
Цитата

Вы не знаете, каким ..

Вы не знаете, каким углем кормился Урал в то время?

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

как бы не древесным...

как бы не древесным....

альтистории тайный советникъ
Цитата

Sergey-M пишет: как..

Sergey-M пишет:

как бы не древесным....

Это в начале XX века? На мартенах? Что-то не верится. Про первоначальные проблемы с освоением выплавки железа с использованием минерального топлива — в курсе, но это было ещё во времена Николая I, после массового распространения бессемеровского и мартеновского способов производства стали у пудлинговых печей не осталось никаких конкурентных шансов.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

это и после отмены к..

это и после отмены крепостного права было точно. еще ЕМНИП Кизеловское угольное метсрождение есть, но вот дату его начала разарботки не скажу...

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вандал пишет: каким..

Вандал пишет:

каким углем кормился Урал в то время?

Смотря в какое. До 10-х годов в основном действительно древесным, использовали каменный уголь и кокс только в виде добавки к древесному топливу, так и не заменив его полностью минеральным. В принципе, это считалось одной из причин проигрыша Горнозаводска южанам. И кстати, даже Гурьевский завод — в самом Кузбассе, сидел на древесном угле и дровах пока в 1908 (на память, год могу спутать) не разорился.

Где-то с 1900-х началась серьезная добыча каменного угля в Губахе-Кизеле, с 1910-х, уральские заводы переходят на него, при этом древесный уголь продолжают производить там же и на заводах он используется. Вообще, к началу ХХ века уральские заводы сильно упали. Вот, В.В.Адамов:

"Тупиковый характер развития индустрии Урала подтверждается тем обстоятельством, что сама топография сталинской индустриализации в регионе принципиально отличалась от южнороссийской: если на промышленном Юге она опиралась на дореволюционные центры и фактически являлась органичным продолжением виттевской хозяйственной модернизации, то на Урале она начиналась в 30-е гг. практически на голом месте, с нуля, преимущественно за пределами горнозаводских округов".

Одной из причин тупиковости была и отсталая топливная база.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

альтистории тайный советникъ
Цитата

ымы пишет: До 10-х ..

ымы пишет:

До 10-х годов в основном действительно древесным, использовали каменный уголь и кокс только в виде добавки к древесному топливу, так и не заменив его полностью минеральным. В принципе, это считалось одной из причин проигрыша Горнозаводска южанам.

У них что, действительно пудлинговые печи до XX века сохранились? Или как-то приспособили мартены под древесный уголь?

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вандал пишет: дейст..

Вандал пишет:

действительно пудлинговые печи до XX века сохранились? Или как-то приспособили мартены под древесный уголь?

Вот это надо посмотреть, так не скажу. Попробую завтра найти книжку прославляющую горнозаводский округ, если есть — скажу.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вандал пишет: дейст..

Вандал пишет:

действительно пудлинговые печи до XX века сохранились?

Более чем. Считалось необходимым сохранить технологию древесноугольного производства металла на Урале из-за опасения, что сильное развитие минеральноугольной металлургии "убьёт уральскую промышленность и часть южной". Древесноугольная металлургия (в отличие от минеральноугольной) по этой логике могла развиваться в новых районах Урала, богатых рудами и лесами.

Удельный вес кричного и пудлингового железа в выплавленном уральском металле составлял

87,1 %, в 1890 г.

51,1%, в 1900 г.

Так что...

В 1910 г. 93,9 % металла на Урале получено мартеновским и бессемеровским способами. Но тут надо учитывать, что на 1913, заводы Юга производили в 3 – 5 раз больше продукции, чем Урал, так что проценты росли, а цифры падали. Удельный вес Урала в промышленном производстве России: 6,5 % в 1887 г., 4,9 % в 1900 г., 4,6 % в 1908 г., 3,8 % в 1912 г. Обратно вышли только в 1940 г. — 6,8 % в промышленном производстве СССР.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

альтистории тайный советникъ
Цитата

ымы пишет: Вандал п..

ымы пишет:

Вандал пишет:

цитата:
действительно пудлинговые печи до XX века сохранились?

Более чем.

Афуеть. Спасибо.

Но под мартены и конверторы все-таки нужны каменный уголь и нефть. Так что вопрос остается: откуда он брался?

P.S. Посмотрел на историю города Кизела, вроде понятно. Пик добычи — 12 мил. тонн в год. Месторождение небольшое, но на сотню лет хватило.

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вандал пишет: Посмо..

Вандал пишет:

Посмотрел на историю города Кизела

Губаху еще гляньте. Там оба — открытое залегание, иногда в домах за углем для печи в собственный подвал ходили.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

альтистории тайный советникъ
Цитата

ымы пишет: Губаху е..

ымы пишет:

Губаху еще гляньте. Там оба — открытое залегание, иногда в домах за углем для печи в собственный подвал ходили.

Посмотрел, конечно. Цифры добычи — общие по бассейну. Первая угольная штольня в Кизеле — 1797 год. В Губахе первый уголь нашли в 1825 году. С постройкой ветки Чусовская-Соликамск Уральской Горнозаводской дороги добыча угля резко возросла. К 1970-м годам все открытые угольные месторождения себя исчерпали. А глубоко залегающий уголь добывать нерентабельно.

А ещё такой вопрос: никто не знает, какие железорудные месторождения в России годятся для выплавки стали бессемеровским способом, а какие нет? Интересуют уральские, керченское, криворожское. Насколько понимаю, основное требование для получения качественной стали бессемеровским способом — низкое содержание в руде серы и фосфора.

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вандал пишет: керче..

Вандал пишет:

керченское

Где ж Вы летом были... У меня в Керчи на даче книжка как раз про металлургов валялась.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

альтистории тайный советникъ
Цитата

ымы пишет: Где ж Вы..

ымы пишет:

Где ж Вы летом были... У меня в Керчи на даче книжка как раз про металлургов валялась.

Ну... есть дела поважнее альтернативной истории. Ладно, будем продолжать поиски. Кто ищет, тот всегда найдет. И здесь кто-нибудь рано или поздно может отозваться.

А керченское месторождение для меня — самое интересное и потенциально вкусное.

альтистории тайный советникъ
Цитата

ымы пишет: По Керчи..

ымы пишет:

По Керчи: http://kerch.name/history/sovet/rus_rul/1.html

Ага, видел. Особенно интересно:

Вот тогда и столкнулись с незадачей: как избавить чугун от зловредной примеси? Только через десять лет непрерывных поисков, путем проб и ошибок получили чистый чугун. Как это было сделано, надо полагать, так и останется тайной. Воспользоваться достигнутым практически не пришлось. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. по приказу английского командования оборудование было вывезено на берега Туманного Альбиона, завод разрушен, а пароход «Бердянск», на борту которого среди прочих были документы и касса предприятия, сожжен. Первенец керченской металлургии был убит наповал.

И ещё такой интересный нюанс: марганец в значительной степени снижает эффект хладноломкости. А керченская руда природно легирована марганцем. Хотя, проблема не только в фосфоре, но и в сложности обработки этих руд.

Ответить