Немного отпётой гумилёвщины ¶
Согласно теории Л.Н. Гумилёва, существуют этносы, и суперэтносы – сообщество этносов, объединённых общей национальной идеей. Однако, учёный забыл про один сверхэтнос, или гиперэтнос – род человеческий.
Человечество как гиперэтнос – сумма действий векторов суперэтносов. То есть, мы, как нечто единое целое являемся рыхлым тестом, раздираемым внутренними противоречиями. Говорить о человечестве, как о суперэтносе можно будет лишь, когда мы столкнёмся с Чужаками. То есть, когда человечество столкнётся с очень серьёзной внешней угрозой – тогда лишь мы сможем объединиться.
Гиперэтнос – предыдущая стадия существования суперэтносов, пока они не столкнулись с конкурирующим этносом. ГЭ это аморфное псевдообразование, наблюдаемое лишь со стороны. Этносы можно объединять в ГЭ только по глобально-расовому признаку – причём не чёрный-белый, а человек-нечеловек. Понятно, что мы пока с такой проблемой не сталкивались.
Чаще всего этносы, входящее в состав ГЭ, единым целым себя не ощущают. Подобные эмоции могут испытывать лишь сверхпассионарии – невероятно редко появляющиеся личности, типа Христа, Рошаля, м. Терезы, Робеспьера.
Сверхпассионарий – индивидуум, действительно ощущающий человечество единой семьёй и готовый на любые жертвы ради идеи. Характерна повышенная жертвенность, крайний альтруизм, абсолютная безразличность к средствам. Их лозунг — «Цель ВСЕГДА оправдывает ЛЮБЫЕ средства». Для них нет разницы, чёрный ли белый, китаец или француз. Пассионарии обычные совершают подвиги в рамках своего этноса, а эти – в рамках всего человечества, для всех. Правда, они не всегда спрашивают нас, нужно ли нам это, но как минимум святыми они становятся.
Иногда, невероятно редко, на крайне малый исторический срок, может появиться этнос-сверхпассионарий. Целый народ, одержимый идеей всеобщего счастья. По моему, это вообще возможно лишь раз в истории человечества именно как гиперэтноса. Чтобы целый народ без толчка извне (из-за границ ГЭ), по-настоящему ощутил себя частью человечества – такое вообще не должно случаться. А если случается – то этот народ как единый суперэтнос обречён. Он проживёт свой цикл мгновенно (в исторических масштабах).
Попробуем проследить этот путь:
Сначала – рождение Идеи.
Инкубационный период – 10-15 лет,
Сверхпассионарный взрыв, и мгновенное создание нового суперэтноса – не больше 3 лет.
Распространение своих идей и власти на максимально большую территорию – 20 лет – пассионарный выплеск.
Стагнация – 30-40 лет.
Угасание – 10 лет,
Смерть.
Всё точно также, как и в выкладках Гумилёва, только всё гораздо более сжато – в десять раз. Такому народу на жизнь (пусть и невероятно яркую) отпущено лишь 60-100 лет. Он живёт в исторически сжатые сроки. В то время, как нормальные народы-пассионарии живут по 1000-1500 лет. Скорее всего народ-сверхпассионарий исчезает вследствие разочарования в Идее. Подобный народ даже этносом назвать сложно, ибо он объединён даже не сколько территориальным или национальным признаком, а Идеей («идеоэтнос»).
Мы выросли, и знаем теперь точно, что истины нам не найти в вине.
Мы на Земле стоим ногами прочно. Увы, Незнайка, мы не на Луне.