Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, Den, Mockingbird19, gooodvin

Свободолюбивые индейцы

Ответить
Вал
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Свободолюбивые индейцы

click here[HTML_REMOVED]

Странно что никто из коллег еще не обратил внимания, а в интернете уже живо обсуждают

будущий развал США... Забавная новость, особенно в свете Косова и его проблемы...

Вал

Ольга Вервольфмарине
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Вал пишет: Странно ..

Вал пишет:

Странно что никто из коллег еще не обратил внимания, а в интернете уже живо обсуждают
будущий развал США..

Это чекисты так 90-летие отпраздновали?

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Вожди лакота уже нап..

Вожди лакота уже направили делегации в посольства Боливии, Венесуэлы, Чили и ЮАР

И почему я думаю, что как минимум в одной из названных стран это посольство примут?

Кстати, коллеги помните речь о таком развитии событий я заводил на одном из недавних слетов? Только я на навахов ставил

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Вот кстати по поводу..

Вот кстати по поводу навахо: "Большая резервация племени навахо, численность которого составляет чуть более 200 тысяч человек, вполне сопоставима по своим размерам со средним американским штатом: она занимает всю северо-западную часть Аризоны, части штатов Юта, Колорадо и Нью-Мексико. Индейцы этого племени называют свою землю Страна Навахо, подчеркивая ее административную независимость. Страна Навахо, как, впрочем, и другие индейские резервации, – это государство в государстве, имеющее собственное правительство, столицу – город Уиндоу-Рок, свои законы, правила, традиции и даже время: в отличие от Аризоны на территории резервации переходят на летнее время. Впрочем, никаких пограничных кордонов на въезде в Страну Навахо нет. О том, что вы покинули пределы США и вступили в иной мир, свидетельствует лишь неброский придорожный указатель.

Сразу бросается в глаза, сколь, мягко говоря, скромно выглядят поселения навахо. В них нет ничего по-американски яркого, рекламно-сияющего, рассчитанного на привлечение туристов. Здесь живут довольно бедно – что, на первый взгляд, удивительно, ведь природа щедро одарила эти края запасами нефти, газа, угля, урана. Но навахо считают, что земля и все, что она хранит, заслуживает самого почтительного отношения. Поэтому они редко разрешают проводить на своих землях геологические и иные изыскания, разрабатывать месторождения природных ископаемых.

Здесь полностью отсутствует игорный бизнес — никаких казино, что принципиально отличает местные края от резерваций восточного побережья или штата Калифорния. Царит жесточайший сухой закон – категорически запрещены не только торговля горячительными напитками, но и их ввоз. Приезжим и туристам в лучшем случае предложат безалкогольное пиво или вино. Естественно, отсутствие "огненной воды" привлечению туристов и любителей повеселиться не способствует.

Аборигенов, будь то полицейский, официантка в ресторане, персонал гостиницы или служащий бензоколонки, отличает не выставляемое напоказ, но и не скрываемое чувство собственного достоинства и даже некоего превосходства. Приезжему мягко, но недвусмысленно дают почувствовать, что он всего лишь гость в этом мире, который живет по своим законам и обычаям. Женщины отдают предпочтение традиционной одежде, которая состоит из длинной и широкой юбки, широкой блузы, жилета, мокасин и бесчисленных серебряных украшений. Многие мужчины, особенно молодые, носят длинные волосы. Навахо сохраняют и собственный язык, настолько сложный, что военные США использовали его в качестве шифровального кода для передачи секретных донесений во время Второй мировой войны.

Приезжающие в Страну Навахо, как и в другие резервации, должны знать о целом наборе запретов, которые необходимо соблюдать. Во-первых, это касается фотографирования. Навахо категорически запрещают снимать людей, их собственность и животных. Фотографии памятников природы делать можно, но только для личного, не для коммерческого использования. Если вам доведется стать свидетелем какой-то церемонии – например, танца, – ни в коем случае нельзя мешать участникам, а также аплодировать. Такие танцы, как правило, отнюдь не шоу, а религиозная церемония.

Отдельные участки резерваций полностью закрыты для чужаков, поскольку являются священными местами. Ритуальная жизнь индейцев очень сложна, и вторжение в нее людей в шортах, с фотоаппаратами и кинокамерами явно неуместно и, понятно, может вызвать нежелательные последствия.

Если вы съехали с главной магистрали и оказались в поселении навахо, состоящем не из современных домов, а так называемых хоганов – круглых глинобитных хижин, не стоит пытаться зайти в них без приглашения. Это не туристический аттракцион. Духовный, исторический и географический центр навахо – не столичный город, а расположенный на границе со штатом Нью-Мексико каньон Д’шэй. По масштабам он, конечно, куда скромнее своего знаменитого соседа – Гранд-каньона, однако производит незабываемое впечатление своей красотой. На дне его бежит бирюзового цвета речушка, сквозь дымку просматриваются разбитые, как по линейке, огороды и строения поселка. Здесь, среди четырех священных гор, как и сотни лет назад, храня весь уклад своих предков, живут по своим законам индейцы навахо, или дине, как они сами себя называют. Это касается и отношения к семье, и к племени, и к тому, как возделывать землю или собирать целебные травы.

Однако считать, что в Стране Навахо время остановилось, было бы ошибкой. Индейцы считают, что для здоровья племени необходимо не только сохранять традиции, но и осваивать новое. Несколько удивительно выглядел среди резервации прекрасно оборудованный стадион, но потом я узнал, что спорт индейцы очень любят. В местной газете отчет о спортивном поединке школьных бейсбольных команд красовался на первой полосе: "воины" навахо нанесли поражение "медведям" хопи.

Жизнь нынешних индейцев может показаться столь обыденной и скучной, что остается только удивляться, как это молодежь не покидает родные края ради благ современной американской цивилизации.

Однако объяснить это просто. Здесь совсем иная шкала ценностей. Главное в жизни индейца – семья и племя, оказаться вне этого круга – самое страшное, что с ним может случиться".

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Так Грузию с Украино..

Так Грузию с Украиной я уже размонтировал, пора... ох давно пора за США приниматься"

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Коллеги , а про кома..

Коллеги , а про команчей или апачей мне кто нить подобного не приведет ? Для правки старого и многими читанного сюжета

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Завтра посмотрю. Пор..

Завтра посмотрю. Пора бы уже и на боковую, через 6 часов надо быть на работе

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Cмельдинг
альтистории тайный советникъ
Цитата

эх, весело. Вперед и..

эх, весело.

Вперед и с песней! а то что это за двойные стандарты, панимаеш...

Волкодав: Жадобаааа!!!
Жадоба (хмуро): Ау...

Cмельдинг
альтистории тайный советникъ
Цитата

Den пишет: И почему..

Den пишет:

И почему я думаю, что как минимум в одной из названных стран это посольство примут?

в Боливии уже приняли.

Волкодав: Жадобаааа!!!
Жадоба (хмуро): Ау...

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

:sm46: :sm46: :sm..

Радостно пляшем гопак, сначала на полу, потом на могиле той известной страны.

Россия превыше всего!

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Cмельдинг пишет: в ..

Cмельдинг пишет:

в Боливии уже приняли

Уже на одну больше объективного минимума. Кстати я тут посмотрел законы... реально имеют право. Куда большее чем отдельные штаты из состава США. все 300 (!) резерваций

Коллега Смельдинг это таки повод для написания рассказа

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Владыка Континентов
Цитата

Ура! Давна пора пинд..

Ура! Давна пора пиндосам отведать блюдо собственного приготовления...

альтистории тайный советникъ
Цитата

Den пишет: Так Груз..

Den пишет:

Так Грузию с Украиной я уже размонтировал

Мы живы...

СВОБОДУ ИНДЕЙЦАМ!!!

ГЕРОЯМ СЛАВА!!!

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Krutyvus пишет: Мы ..

Krutyvus пишет:

Мы живы...

А кто говорит о смерти? Я же это во имя мира во всем мире и счастья на Земле вот

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

альтистории тайный советникъ
Цитата

Den пишет: же это ..

Den пишет:

> же это во имя мира во всем мире и счастья на Земле вот

Хм... Значит, вот кто враги человечества...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Крутывус - А вы сомн..

Крутывус — А вы сомневались ?

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Маглмед Лбещанное по..

Маглмед

Лбещанное по команчам и апачам:

"До своего минимального значения — менее 1500 человек — цифра упала в 1920 г. Сейчас племя насчитывает около 8 тысяч членов, большая часть из которых — 5 тыс. — проживает близ своей столицы в Лоутоне (Оклахома). Из 3 млн. акров земли, обещанных команчам (вместе с кайова и кайова-апачами) по договору 1867 г., на сегодняшний день они сохранили лишь 235 тыс. Непосредственно в собственности племени находится участок площадью в 4400 акров".

Не развернуться им увы

У апачей все куда лучше:

"Резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку (от навахов — Ден), в Нью-Мексико, — одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая — предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть все — от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей — независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями."

Но это лишь одно из племен. Вот еще:

"В 1845 Хикарилла насчитывали 800 человек. К настоящему времени эта цифра увеличилась до 1800.

Резервация Хикарила простирается на 1 миллион акров, и на этой площади можно встретить самые разнообразные ландшафты. На севере — горы, леса, обрывистые каньоны, долины, множество маленьких озер, на юге — полупустыня с удивительными столовыми горами и песчаником.

Начиная с 1900х годов Апачи Хикарилла расширяют свою резервацию, на покупку земель тратятся миллионы долларов.

Столица резервации Хикарилла Апачей — Дульче (Dulce), штат Нью Мексико, в 90 милях на восток от Фармингтона.

Сегодня энтузиазм Хикарилла, их воля к жизни, с глубоким знанием и любовью к своей земле помогают им достичь новых ступеней уверенности в своих силах и благополучия, так как они принимают важное участие в экономическом росте северного Нью-Мексико и Юго-Запада Америки.

Племя нашло себя в современном мире. Доход с шерсти многотысячных овечьих стад существенно дополняется деньгами с сотен нефтяных и газовых скважин.

Им удалось приспособиться ко многим переменам в культуре и окружающей среде, произошедшим за эти 200 лет. Старые обычаи сохраняются, Хикарилла по-прежнему воины, но уже в современном смысле. Это блестящие бизнесмены, у них сильные лидеры, которым хорошо удается сотрудничать с правительством США.

Их резервация в один миллион акров — один из последних в США районов с незагубленной фауной: там остались олени, лоси, медведи и пумы. Поэтому и лицензия на отстрел лося стоит здесь 3500$, что выгодно отличается от других районов, где цена доходит до 10000$. Так же здесь можно заняться рыбалкой и другими видами активного отдыха".

Есть и другие. Но у меня инфы нету. Полазь в Интернете может что найдешь.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

А всего скока числен..

А всего скока численно апачей ? И это , они с команчами родственные чтоль получаются ? Тогда в племенной союз сольем , не жалко

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

А вот вообще мегарес..

А вот вообще мегаресурс — подробная карта Нью-Мехико, где показаны границы и навахов и хикарилла, и зуни и резервация "Форт Стентон". Мескалеро почему-то не нашел (может это и есть Форт Стентон"?). Кстати именно о мескалеро сказано в небезызвестной книжке "Томек на тропе войны")

[HTML_REMOVED]

ЗЫ: коллега Магомед я думаю, что данных для маленькой резни в НМ я тебе скинул уже достаточно

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Магомед пишет: А вс..

Магомед пишет:

А всего скока численно апачей ?

20 тысяч.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Премного благодарен ..

Премного благодарен

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

И главный хит сезона..

И главный хит сезона — Подробная карта США с указанием ВСЕХ резерваций (более 300)

[HTML_REMOVED]

ЗЫ: Магомед благодарностью не отделаешься с тебя пиво

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Как видим любимая мн..

Как видим любимая мною резервация навахов граничит и соответственно легко объединяется с землями еше 5--6 племен.

Вот еще немного инфы в целом по резервациям: "Всего резерваций в США насчитывается около 300, однако не каждое из 550 официально признанных племён имеет собственную резервацию — некоторые племена имеют несколько резерваций, некоторые не имеют ни одной.

Крупнейшая по площади — резервация навахо (около 64,7 тыс. км²), однако есть резервации, территории которых не превышают 50 км². В общей сложности, индейцы контролируют 225,4 тыс. км² территории США, что составляет 2,3 % процента площади всей страны (9 629 091 км²). 12 резерваций имеют площадь больше чем у штата Род-Айленд (3144 км²), и 9 — больше чем у штата Делавэр (5327 км²)".

Словом сепаратизму на Великих Равнинах быть!

И вообще пора теме перемещаться в "Нашу ветку". Она какая-то не особо курилочная.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Den пишет: Крупнейш..

Den пишет:

Крупнейшая по площади — резервация навахо (около 64,7 тыс. км²)

Чтобы было понятнее это размером с Латвию. Или если сравнивать с США с Западную Виргинию. С резервациями хопи, хикарилла и др. соседями еще больше.

Напоминаю Den пишет:

природа щедро одарила эти края запасами нефти, газа, угля, урана

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Вождь Три Водородные..

?Вождь Три Водородные Бомбы и его сыночек-наследничег Сильная Радиация?;)

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Владыка Континентов
Цитата

Маруся пишет: Вождь..

Маруся пишет:

Вождь Три Водородные Бомбы и его сыночек-наследничег Сильная Радиация?;)

Владыка Континентов
Цитата

так значит после Буш..

так значит после Бушера вот где мы АЭС строить будем...

альтистории статс-секретарь
Цитата

А как канадские инде..

А как канадские индейцы отнесутся к инициативе?

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

АНТ пишет: А как ка..

АНТ пишет:

А как канадские индейцы отнесутся к инициативе?

Пока скорее всего никак. У них положение в целом лучше. Но если дело пойдет...

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Все же чтение Сат-Ок..

Все же чтение Сат-Ока в детстве, оказало на меня тлетворное влияние... Вырос борцом за права индейцев Немного ликбеза по Канаде:

"По переписи 1996 года в Канаде насчитывалось немногим более 1,1 миллиона человек аборигенного населения, причем важно отметить, что с момента предыдущей переписи в 1991 года их численность возросла примерно на 100 тысяч 1. Основную массу так называемого зарегистрированного аборигенного населения (около 800 тысяч человек 2) составляют индейцы (69%), метисы (потомки смешанных семей индейцев и европейцев) — их около 26% от всего аборигенного населения — и эскимосы, называемые здесь инуитами (5%). Эти три основные группы аборигенного населения определены конституцией как коренные жители Канады, которых принято здесь, в стране иммигрантов, называть "первыми нациями" (First Nations).

Расселение коренных народов по стране просматривается на основе следующих данных: 17,7% всего коренного населения страны проживает в провинции Британская Колумбия, почти столько же (17,5%) — в Онтарио. Эти две провинции являются местожительством для большинства индейцев. Степные провинции (Манитоба, Альберта и Саскачеван) являются домом для примерно 45% всего коренного населения страны, причем самая большая группа метисов проживает в Альберте и Манитобе. В Квебеке проживает почти 9%, а во всех Атлантических провинциях — 5% аборигенов Канады, почти столько же — на Северо-Западных территориях и в Нунавуте, менее 1% — в Юконе. Хотя именно в последних, представляющих собой по административному делению три федеральные территории, коренные народы составляют значительную, если не основную часть населения (например, в Нунавуте более 85% населения представлены инуитами).

Аборигенное население Канады в лингвистическом плане разделяется на 11 языковых семей, полностью отличающихся друг от друга. Наиболее распространенной языковой группой является алгонкин (Algonquain) — на диалектах этого языка говорят индейцы Кри (Сгее), живущие в прериях Онтарио и в Квебеке, гурон (Huron) из того же Квебека, а также блэкфут (Blackfoot) из южной Альберты, оджибуэй (Ojibway) из Манитобы и Онтарио и малисит (Mahseet) из Нью-Брансуика. Культура, социальная организация (скажем, матриархат в ряде индейских племен), система управления (некоторые племена сохраняют традиционную систему самоуправления, некоторые находятся под федеральным управлением) также серьезно меняются от племени к племени. В 1996 году четверть всего аборигенного населения Канады говорило преимущественно на родном языке, еще 15% использовало родной язык в быту. Наиболее высок уровень использования родного языка у инуитов (75%), среди индейцев и метисов уровень владения родным языком составляет соответственно 35 и 9%. На территории Нунавут местный язык эскимосов инуктикут стал третьим официальным государственным языком.

Средний возраст коренного населения Канады — 25,5 года — ниже, чем средний возраст канадцев (35,4 года), что связано не столько с большим количеством детей в семье, сколько с меньшей продолжительностью жизни коренного населения (лишь 8% коренного населения имеет возраст 55 и более лет, в то время как для других канадцев этот показатель составляет 20%).

В Канаде коренные народы фактически подразделяются на две группы: так называемые статусные индейцы (Status Indians), зарегистрированные в качестве таковых, и имеющие все права и льготы по соответствующему законодательству, и нестатусные индейцы (Non-Status Indians), заявляющие о своем индейском происхождении, но не имеющие достаточных оснований для его формальной регистрации. Так, в провинции Британская Колумбия проживает примерно одинаковое по численности население статусных и нестатусных индейцев, в совокупности составляющее 4% всего населения этой тихоокеанской провинции. Нестатусные индейцы обычно не входят в племена, на них не распространяются права и льготы законодательства о коренных народах (освобождение от налогов, медицинская страховка, субсидии на жилищное строительство и образование) и проживают они преимущественно в городах. Всего же, по данным переписи 1996 года, около 30% аборигенного населения проживает в сельских резервациях, 30% — в крупных городах, 20% — в небольших городах и остальные разбросаны по северным территориям или проживают вне резерваций.

Статусные индейцы формируют племена или общины (bands), которым выделяются финансовые ресурсы и земли, управляемые федеральным правительством. Всего в Канаде сейчас насчитывается немногим более 600 племен, 137 из которых проживает в Британской Колумбии, 26 — на Северо-Западных территориях. Проживают они преимущественно в резервациях 3, формальное число которых сейчас составляет 2370, причем вместе взятые они занимают площадь в 27,5 тысячи км2 (это соответствует по площади лишь трети такой небольшой провинции Канады, как Нью-Брансуик). Но реально заселено менее чем 900 резерваций. Нынешние общины, конечно же, не отражают былое социально-этническое устройство коренных народов Канады. Более того, принятый в 1985 году законодательный акт (известный как Акт С-31) разрешает каждому племени или общине самим формировать список своих членов, что оставляет за рамками государственного регулирования многих аборигенов, утративших связь со своими соплеменниками. Еще совсем недавно племена коренных народов создавались путем раздела или слияния на основе не столько этнических, сколько экономических и административных факторов.

Средний размер резервации в Канаде — 2 тысячи гектаров, однако он варьируется по провинциям (скажем, в той же Британской Колумбии, где находится более 70% резерваций Канады, средний размер составляет только 20 гектаров, а общая их площадь — около 0,4% территории провинции). Причина последнего — в хозяйственной привлекательности богатых лесными ресурсами земель Британской Колумбии. Вот как об этом пишут исследователи С. Оун и Д. Грир из Университета Виктории: "С насаждением европейской формы правления в XIX веке традиционные земли коренного населения отбирались именем Короны, обычно без договора, а аборигенное население концентрировалось в маленьких "резервациях", которые и близко не напоминали территории, некогда обеспечивавшие поддержание их образа жизни. Леса на землях Короны тогда, как и сейчас, покрывали свыше 90% земельного фонда провинции...". Исторически в Канаде использовались два пути построения "взаимоотношений" с коренным населением — создание резерваций и ассимиляция с пришлым населением. В результате социальные проблемы коренного населения оказались наиболее драматичными — самый высокий уровень бедности и безработицы, алкоголизм и наркотики, наибольшая заболеваемость и наименьшая продолжительность жизни. Проведенное в 90-е годы обследование показало, что число инвалидов среди аборигенного населения Канады в возрасте старше 15 лет вдвое больше, чем в среднем по стране. Таким же образом, уровень самоубийств среди подростков у статусных индейцев на рубеже 1980-1990-х годов был в 5 раз выше, чем у остального населения Канады. Доходы аборигенных семей значительно меньше, чем в целом по стране, при этом обращает на себя внимание тот факт, что индейцы, проживающие в резервациях, зарабатывают меньше, чем их соплеменники, живущие вне резерваций. Высок и уровень преступности среди аборигенного населения Канады: в 1997-1998 годы аборигены составляли 17% всех заключенных в стране, тогда как их доля в населении Канады составляет лишь немногим более 2%. Все эти и другие обстоятельства говорят о весьма трудных проблемах, которые приходится решать аборигенному населению Канады в настоящее время. Этническое сознание, как и принадлежность к аборигенам, — пишет канадский исследователь Д. Савчук, — могут не проявляться до тех пор, пока не проявится давление внешних сил или не станет понятно, что надо что-то делать для улучшения сложившейся ситуации".

К пониманию необходимости самоопределения коренного населения путем признания его прав и включения в процесс принятия государственных решений на различных уровнях, к процессу возврата земель аборигенным народам — и поныне являющейся ключевой проблемой отношений к коренным народам — в Канаде пришли далеко не сразу, хотя договорные отношения с коренными народами здесь стали строиться еще до образования конфедерации в 1867 году. 4

Для урегулирования вопросов взаимоотношений с коренными народами в 1880 году правительством было образовано Министерство по делам индейцев, существующее и поныне. Известно об 11 договорах, которые заключались и обновлялись в результате переговорных процессов между правительством и коренными народами, по некоторым из них до сих пор ведутся дополнительные переговоры. Договоры с 1-7 (они значатся в национальном регистре по порядковым номерам) были заключены в период с 1871 по 1877 годы и касались урегулирования вопросов землепользования на территориях бывшей Компании Гудзонова залива (самой крупной компании Канады в колониальный период, разбогатевшей на торговле пушниной) — к западу от озера Верхнего, вплоть до Скалистых гор. Речь шла фактически об уступке индейцами английской короне всех основных прав на пользование земельным фондом. Договоры с 8-11 касались северных территорий Канады, первоначальные переговоры по которым были проведены в период с 1899 по 1921 годы. Все эти договоры определяют взаимные права сторон, в том числе права на получение образования, на охоту и рыболовство, территориальное распределение резерваций, ежегодные выплаты федерального правительства, а также некоторые конкретные льготы и привилегии коренного населения, которые варьируются в зависимости от специфики каждого договора.

Борьба аборигенов Канады за возврат своих исконных земель не прекращалась на протяжении всех последних полутораста лет. Однако практика законодательно-договорного решения этих вопросов имеет относительно недавнюю историю: лишь в 1974 году состоялась формальная передача земель индейцам, проживающим на берегах залива Джеймс в северном Квебеке. К настоящему времени договорной процесс является главным в урегулировании отношений между правительствами разного уровня и аборигенными сообществами. Созданы и некоторые механизмы самоуправления коренного населения страны, в том числе договоры и совместные структуры по использованию природных ресурсов, особые права администрирования поселений коренных жителей, своя система полиции (в резервациях допускается работа только тех полицейских, которые хорошо знакомы с культурой и традициями индейцев), особое налогообложение на землях резерваций, надзорные органы по контролю за соблюдением принятого в этой области законодательства и т.п. Венцом такого государственного подхода можно считать создание в 1999 году территории Нунавут в рамках фактического самоопределения эскимосского (инуитского) населения Канады.

Из других договоров последнего десятилетия можно упомянуть следующие. В 1992 году племя гвичьин (Gwich'in), живущее в дельте реки Маккензи, получило права на владение более 16 тысяч км2, в том числе права на недра на территории более 4 тысяч км2 в пределах Северо-Западных территорий, а также свыше 1,5 тысяч км2 на территории Юкон. При этом за аборигенным населением сохранились права на охоту, рыболовство и собирательство, гарантировалось его участие в работе государственных структур, принимающих хозяйственные решения и обеспечивающих охрану окружающей среды. Двумя годами позже вступил в силу договор между правительством Канады, племенами сахту-дене (Sahtu Dene) и метисами о передаче в собственность этих народов 41,5 км2 земель, в том числе прав на недра в пределах 1,8 км2. Было решено выплатить аборигенным общинам в течение 15 лет 75 миллиона долларов в качестве доли от доходов федерального правительства, получаемых от роялти, которые выплачиваются горнодобывающими компаниями. В 1999 году после пяти лет переговоров был заключен Догрибский договор (Dogrib Claim Treaty), no которому аборигенной общине в долине реки Маккензи выделялось 39 км2 территории и принимались обязательства о выплате ей 90 миллионов долларов от доходов, получаемых от природных ресурсов на этой территории.

Для повышения уровня занятости аборигенного населения в горнодобывающей промышленности, которая является стержневой в экономике тех же Северо-Западных территорий (не считая разведанных к настоящему времени больших запасов нефти и природного газа) здесь была создана специальная Комиссия по обучению аборигенов горному делу (Mine Training Committee), состоящая из представителей бизнеса, правительства и аборигенов.

Немало предстоит еще сделать и в плане развития системы образования, поскольку сохраняется проблема посещаемости школ аборигенным населением, недостаточно быстро осуществляется охват населения средним образованием и т.д. Например, за десять лет с 1988 по 1998 годы число молодых аборигенов, получивших полное по канадским меркам 12-летнее школьное образование, на Северо-Западных территориях возросло всего на 25%. Начальное школьное образование для аборигенного населения здесь ведется на девяти местных языках, в этой связи возникает проблема подготовки учителей, владеющих этими языками, менее успешно сдаются экзамены по английскому языку. В Канаде практически отказались от школ-интернатов, некогда достаточно широко распространенных на канадском Севере 5. Ныне считается, что обучение детей должно происходить без отрыва от традиционной семьи и хозяйства. Это, конечно, существенно увеличивает расходы на образование, однако сохраняет многовековые традиции коренного населения.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения между коренными народами и правительством Канады, является Закон об индейцах (Indian Act) от 1876 года с последующими поправками, последние из которых относятся к 1996 году 6. Закон касается главным образом земельных отношений, но также регулирует общественные структуры, образование, сельское хозяйство, использование недр на территориях коренного населения, ограничения по продаже алкогольных напитков и т.д.

Возросла политическая активность аборигенных общин, в том числе через общественные организации коренных народов. Среди наиболее влиятельных организаций общенационального уровня — Ассамблея коренных народов (Assembly of First Nations), представляющая в канадском политическом спектре интересы индейцев и метисов; Конгресс аборигенных народов (Congress of Aboriginal Peoples), выступающий за права метисов и нестатусных индейцев; свои особые организации имеют инуиты (Inuit Tapirisat of Canada) и женщины — представительницы коренного населения (Native Women's Association of Canada). Немало общественных организаций действует на провинциальном и местном уровнях.

1 — Отметим для сравнения, что во время образования канадской конфедерации в 1867 году число индейцев, основного коренного населения страны, оценивалось в 100-120 тысяч (См. Нiller J. Canada and the Aboriginal Peoples, 1867-1927 Ottawa 1997)

2 — K этому числу следует добавить тех, кто претендует на аборигенное происхождение, однако не имеет достаточных доказательств (См. Canada Year Book, 1997 Ottawa 1997)

3 — Первые резервации на территории страны были образованы еще в 1859 году на острове Леннокс близ реки Морель для индейцев племени микмак. Более ранние резервации представляли собой скорее поселки вокруг христианских миссий.

4 — Формальное признание прав аборигенного населения Канады относится к Королевской декларации 1763 года

5 — Первые школы-интернаты для коренных жителей, называвшиеся в то время "индустриальными школами" (поскольку задача состояла в обучении местного населения различным промышленным ремеслам), были созданы в 1883 году именно на Северо-Западных территориях, а затем быстро и широко распространились по всей территории страны, за исключением Квебека и Приатлантических провинций.

6 — В Канаде, как считают местные специалисты, единый закон об аборигенах позволяет избежать различной трактовки и несистемности в государственной политике в отличие, например, от США, где действует более четырех тысяч различных актов в этой области".

Как видим потенциал все же меньше чем в США. Начинать надо оттуда. Конкретно сиу-дакота и навахо.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Ответить