ПТУРщик пишет:
ымы пишет:
цитата:
По его словам, Сомали выражает признательность России, которая уже имеет опыт успешной борьбы с пиратами.
А это когда? Или я что-то пропустил?
В ряде портопунктов и просто удобных мест в конце 70-начале 80-ых были созданы пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) для сил ВМФ СССР, действовавших в Восточной Атлантике – в порту Луанда (Ангола); для сил, развернутых в районе Красного моря – на архипелаге Дахлак (Эфиопия); для сил 8-й оперативной эскадры – в Бербере (Сомали) и на рейде о-ва Сокотра (НДРЙ).
Однако нестабильность политических режимов в странах, с которыми Советский Союз имел договоренности о заходах кораблей, их довольно частая переориентация во внешнеполитическом курсе на другие страны, в том числе и США, зачастую приводили к потере не только арендованной стоянки, но и большей части созданной СССР береговой инфраструктуры.
Так, в ноябре 1977 г. сомалийское правительство денонсировало договор с Москвой и обязало 2-тысячную советскую колонию в трехдневный срок покинуть страну. В этих условиях силам ВМФ пришлось решать одну из специфических задач – "эвакуацию советских и кубинских граждан".
С этой целью из порта Бербера в столицу страны Могадишо прибыл большой десантный корабль с усиленной ротой морской пехоты на борту. Отходя, десантники увели с собой принадлежащие СССР плавмастерскую и плавучий док. ну и подемонили ...чуток...
Одной из частных задач, решаемых советскими кораблями в кризисных ситуациях, являлась защита (сопровождение) своих и "чужих" торговых судов и транспортов с различными грузами на переходе морем и на якорных стоянках в портах зарубежных государств.
Иногда корабли ВМФ СССР вынуждены были применять оружие.
Так, морской тральщик "Разведчик"(КЧФ) 14 мая 1990 г. вступил в бой по защите транспорта "Интернационал" от нападения боевых катеров эритрейских пиратов в Красном море. артогнем противник был обращён в бегство. Всего с января по август тральщик провел 52 судна в 29 конвоях.
Первоначально в составе «москитного флота» духовных потомков Дж.Воробья находились маленькие моторные лодки – «джонки», эти утлые суденышки с экипажем из 3 человек были оснащены самым разнообразным оружием: 107 мм американскими безоткатными орудиями, крупнокалиберными пулеметами «Браунинг», либо несколькими трубами от советских реактивных установок «Град». Затем появились более крупные катера с артиллерией, кр. пулемётами.
31 мая 1988 г. в проливе Массауа-Северный был обстрелян скоростными катерами шедший из Персидского залива танкер Балтийского флота «Олёкма» (капитан А.Н.Иванов). Почти шесть месяцев этот танкер работал в Персидском заливе и Красном море, снабжая водой и топливом корабли ВМФ СССР, которые находились на боевой службе в этом регионе. 31 мая 1988 г. экипаж судна получил команду о возвращении на родную базу. Как и полагается, танкер шёл с ходовыми огнями, всеми опознавательными знаками. прожектором высвечивался флаг вспомогательного Флота ВМФ СССР, освещалась и надпись, указывающая на порт приписки (город Балтийск). Хорошо была видна и советская символика. из темноты показались быстроходные катера. Они шли на большой скорости, без огней. Большая часть команды «Олёкмы» отдыхала. прозвучали выстрелы. На танкере сыграли аварийную тревогу. В результате обстрела танкер получил серьёзные пробоины, из строя были выведены рефрижераторная камера и радиорубка. На своём боевом посту погиб начальник судовой радиостанции Михаил Григорьевич Новиков.
Для постоянной защиты судоходства в Красном море с июня 1988 г. на острове Нокра постоянно базировался один артиллерийский катер. Боевая служба этих небольших двухсоттонных кораблей вдали от родных баз ещё недостаточна описана. По итогам базирования катера в сложных климатических условиях и сложной адаптации к ним моряков, видимо, было принято решение для вновь отправляемого катера сформировать два экипажа, которые бы сменяли друг друга. Для службы подготовили артиллерийский катер «АК-312» проекта 205П из состава 165 ДПЛК 141 БРКОВР Керченско-Феодосийской ВМБ, на нём провели капитальный ремонт, на корабле дополнительно установили два крупнокалиберных пулемета "Утёс". В феврале 1989 г. из Севастополя для несения боевой службы на ПМТО ушёл артиллерийский катер «АК-312», первый экипаж под командованием капитана 3 ранга Некрасова. До архипелага Дахлак он шёл на буксире поисково-спасательного корабля ЧФ «Баскунчак». После четырёх месяцев службы экипаж Некрасова был сменён вторым экипажем, которым командовал старший лейтенант (с сентября капитан-лейтенант) Геннадий Андрусенко. Второй экипаж прибыл на острова на корабле управления «Тамань» и выполнял задачи БС с 13 июня по 13 декабря 1989 г. В Севастополь второй экипаж отправился тоже на «Тамани». В последний день боевой службы второго экипажа из-за поломки гирокомпаса катер сел на рифы. Так что первому экипажу пришлось участвовать в ремонте катера, поставленного после аварии в док. И если до этого боевые службы проходили спокойно, то на долю первого экипажа «АК-312», которым командовал уже капитан-лейтенант Н.Белый, выпали уже реальные дела
эпизод из боевой службы артиллерийского катера АК-312
Командир корабля капитан-лейтенант Н. Белый получил задачу доставить с о-ва Дахлак на гражданский корабль, следовавший через Красное море на родину, 70 уволенных в запас матросов морской пехоты с ПМТО Нокра (Дахлак). На переходе нк был атакован четырьмя эритрейскими боевыми катерами типа "Ягуар", которые открыли пулеметный и артиллерийский огонь.
В ответ экипаж АК-312 применил глубинные бомбы, которые сбрасывались впереди по курсу преследователей с установкой различного времени замедления их подрыва. В результате катера эритрейцев были или разнесены в клочья,или бежали
В мае 1990 г. «АК-312» завершил свою эпопею в Красном море и отбыл к месту постоянного базирования.
На смену ушедшему катеру в 1990 г. пришёл катер пр. 206М «Т-72» (бортовой 353), которым командовал Андрей Прокопчик. Катер оставался на ПМТО до самого конца ‑ февраля 1991 г., уходил последним с архипелага и прикрывал конвой кораблей до самого Адена.
морские пехотинцы тоже активно участвовали в боях. На большой дальности по бурунному следу "джонки" засекали радиометристы «БДК-50» . Офицеры морской пехоты данные моряков переводили в «сухопутные параметры» и передавали их на позиции зарытого в землю танкового взвода. Танкисты открывали заградительный огонь, мешая нападающим занять выгодную позицию для залпа по острову. Но бывало, что они прорывались...
В 1990 г. охранявшая базу десантная группа с «БДК-50» (с 09.02.-13.06.1990) под командованием капитана 2 ранга А. Горбачева была сменена «БДК-101» с десантной группой под командованием подполковника Филонюка.
В августе 1990 г. МТЩ «Разведчик» ЧФ был сменен МПК «Комсомолец Молдавии» ЧФ . Кроме того, в Красное море пришёл и МТЩ «Параван» ТОФ. С 1 августа 1990 г. по 7 декабря 1990 г. нёс боевую службу в Красном море МПК «Комсомолец Молдавии» (впоследствии – «МПК-118»).
19 октября 1990 года «МПК-118» конвоировал конвой в составе 2-х больших десантных кораблей (БДК), танкера «Шексна» и МТЩ «Параван» (ТОФ). В 14.30 конвой был обстрелян береговыми батареями с о. Асарка-Северная и мыса Кароли. По головному «МПК-118» было выпущено 6 снарядов и 3 неуправляемые ракеты (типа «Град»)... Мы ответили...Участок побережья, где была позиция батарей противника растворился таки взрыв боезапаса За период боевой службы «Молдаван» провёл более 30 конвоев, обеспечивая охрану советских судов.
10 декабря 1990 г. эритрейцы подвергли обстрелу танкер «Шексна». Сопровождавший его тральщик «Параван» прикрыл танкер и дал отпор нападавшим.
В декабре 1990 г. МПК «Комсомолец Молдавии» («МПК-118») был сменен МТЩ «Дизелист», который приступил к боевой службе. 19 декабря 1990 г. тральщик "Дизелист" и танкер "Шексна" в Красном море были атакованы шестью катерами . Комендоры «Дизелиста» уничтожили два катера. Танкер «Шексна» — источник питьевой воды и горючего, оснащенный всего двумя пулемётами, регулярно ходил через Красное море в ближайшие арабские страны. Только благодаря ему на советской базе поддерживалась жизнь. За каких-то полгода «Шексна» прошла более тридцати тысяч миль (полторы «кругосветки»). Капитан танкера Вячеслав Пальгов говорил, что без ракетно-артиллерийских обстрелов не обошёлся ни один переход.
После того, как война закончилась, база на архипелаге Дахлак была расформирована. Но прежде чем уйти, наши и эфиопские солдаты разрушили всю аппаратуру как военного, так и гражданского назначения, разбили и потопили патрульные лодки, корабли и плавающий док – всё, что могло быть использовано эритрейцами.
с уважением, Саул (8 месяцев "боевой" на Дахлаке)