[HTML_REMOVED]
Археологические культуры:
1.Лупембе (палеокойсанцы),
2.Стиллбей,
[HTML_REMOVED]
3.Атерская (это и есть герои «Миллиона лет до н. э.», хотя в этих местах сохранялись также и группы неандертальцев),
4.Хормусанская,
5.Дабба (родственна Кебаре),
6.Халфан и Идфуан (также родственна Кебаре),
7.Солютре (выходцы из Магриба),
8.Перигорская (реликт первых кроманьонцев ориньякской культуры, впервые проникших в Европу около 40 000 г до н. э. по Босфорскому перешейку с Ближнего Востока)
9.Павловская (одна из культур виллендорфско-костенковской общности),
10.Граветт,
11.Гримальди (негроиды, но по технике родственна Граветту),
12.Франхти (знаменитая пелопоннесская пещера),
13.Молодова (родственна Липской),
14.Липская,
15.Межиричско-Добраничивская и Мезинская,
16.Виллендорфско-костенковская (вероятно, переселенцы из Западной Европы),
17.Сюрень (Южный берег Крыма, родственна Имеретинской),
18.Губская (связана с Барадостской культурой),
19.Имеретинская (также связана с Барадостской),
20.Каменнобалковая (родственна Имеретинской),
21.Амвросиевская (родственна Имеретинской),
22.Мураловская (родственна Имеретинской),
23.Замятнинская (родственна Имеретинской),
24.Каповая пещера (на Южном Урале),
25.Кебарийская (предки племен Иерихона),
26.Атлитиан (родственна Кебаре),
27.Барадостская (протошанидарские племена палеодравидов),
28.Каракамарская (выделена В.А.Рановым; вероятно, предки буришей),
29.Ходжагорская (родственна Каракамарской),
30.Ренигунта (также родственна Каракамарской),
31.Невас (возможно, родственна Каракамарской),
32.Кульбулакская,
33.Шинкаревская (выходцы из Средней Азии),
34.Афонтовская (родственна Забайкальской),
35.Мальтинско-буретская (создатели уникальных палеолитических календарей, родственна Толбагской),
36.Толбагская,
37.Забайкальская,
38.Есенская (родственна Забайкальской).
39.Сары-Арка (родственна Забайкальской).
40.Пещерская (родственна Забайкальской).
41.Шугноу-Худжистская (родственна Толбагской).
42.Санномысская (родственна Толбагской).
43.Сячуань (родственна Забайкальской).
44.Осиновская (предки палеоазиатов),
45.Дюктайская (считается принадлежащей предкам американских индейцев),
46.Башко-Хоабиньская (предки австрических народов),
47.Ниах (возможно, предки папуасов),
48.Табон (пещера на острове Палаван),
49.Хадрамаутская (родственны Хормусанской),
50.Судзуки (родственна Осиновской),
51.Хэбейская (родственна Толбагской),
52.Сокданни (родственна Толбагской),
53.Чжиюй (родственна Толбагской)
Список, конечно, далеко не полный. Например, еще очень плохо изучен верхний палеолит Китая, Турции, африканских и ряда других стран, и если раскопки приведут к обнаружению новых археологических комплексов и культур, это может повлечь пересмотр принятых на сегодняшний день линий развития в разных частях света.
В Старом Свете в это время выделяются три большие группировки позднепалеолитических культур: Сибирско-Монгольская, Европейско-Приледниковая и Африкано-Средиземноморская. Это не этнические и не расовые подразделения, а скорее самые общие типы культуры, которые впоследствии сыграют очень важную роль в развитии мезолитических культур.
В расовом же отношении выделяются бореально-сибирская популяция, которая включала в себя все археологические культуры между Францией и Байкалом, «аустрическая» популяция – от Южного Китая до Камчатки (горы Южной Сибири и пустыни современной Монголии, видимо служили надежным барьером между этими двумя общностями в течение долгих тысячелетий), австралоидная, распространенная почти по всей Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Австралии и Новой Гвинее; в Африке в это время господствует койсанская раса. Предки позднейших яфетидов, семитов, хамитов, дравидов и прочих расово-этнических групп Ближнего Востока в это время еще представляли собой небольшие популяции (возможно, несколько тысяч человек каждая). В Европе господствовали кроманьонцы, а позднейшие предки арийцев-индоевропейцев, финнов и эскимосов только недавно пришли в эту часть света из Магриба (их авангардом стала культура Солютре, от которой – вернее, от сменившей ее Мадленской — затем прослеживаются линии ко всем позднейшим индоевропейским, эскимосским и финским археологическим культурам Евразии). Интересно, что позднейшие негры, появившиеся в Западной Африке относительно недавно – в мезолите или даже в начале неолита, гораздо ближе в генетическом отношении к белым европейцам, чем к койсанцам. Наличие расы Гримальди в Италии указывает на то, что негры пришли в Африку со Средиземноморья. Первые переселенцы уже проникли в это время на Аляску, но их численность не превышала, видимо, несколько тысяч человек, и продвигаться далее на юг они смогли только после таянья Северо-Американского Ледника.
Антропологи, похоже, без особых разногласий пришли к выводу, что наш общий предок имел признаки всех трех основных рас, то есть он был слабо дифференцирован в расовом отношении, но в наиболее типичном виде был близок к представителям австралоидной расы. Расовые различия были заложены в генах человека еще до его «сапиенизации», но реализовались значительно позже, когда человек разумный мигрировал в иные природные зоны: в тундру, пустыни и на плоскогорья умеренных широт. Расовые изменения обусловлены двумя причинами: адаптационными (приспособление к иным природно-климатическим условиям) и генетико-автоматическими.
[HTML_REMOVED]
Плотность населения обитаемой части Земли (93 миллиона кв. км. при населении около 3 млн. человек) составляла 30 км/1 чел. В Европе, вероятно, обитало около 100 тысяч человек (50км\1чел), в Африке 1,2 миллиона, в Азии – 1,6 миллионов. При этом расселение в зоне тундр и пергляциальных степей не было сплошным, а концентрировалось «кустами» — крупными объединениями, внутри которых отправляли общие ритуалы и складывалась сеть браков (в т.ч. групповые), объединяющими несколько минимальных общин (средняя населенность первых – 500, вторых – 20-25 человек). В таежной Южной Европе, а тем более в Африке численность минимальных общин и их объединений значительно возрастала, но даже там расстояния между минимальными общинами составляли 1-2 дня пути.
[HTML_REMOVED]
Режим питания позднепалеолитических людей отнюдь не был регулярным. Расчеты экологов, согласно которым, например, 20000 обитателей европейских тундр и степей от Франции до Урала должны были потреблять в год 15 тысяч тонн мяса, что эквивалентно съедобному весу 2000 мамонтов, представляются слишком схематичными. Во-первых, питательный рацион даже тех племен, у которых сложилась высокоспециализированная охота на отдельные виды крупных млекопитающих (диких лошадей, слонов, пещерных медведей), не ограничивался исключительно мясной пищей. Собирательство и рыболовство играли колоссальную роль в обеспечении пищей целых племен в те периоды, когда крупная мясная добыча ускользала из их рук или была недоступна. Летом даже в тундре до половины калорий человек должен был получать от употребления растительной пищи, а мясная играла главную роль только в зимний период. Весна повсеместно была самым голодным временем, когда некоторые племена могли терять от 10 до 30 % своей численности. Мясные пиршества случались лишь по факту удачной охоты и отличались обжорством, в то время как в периоды голодовок в пищу шли старые шкуры животных и древесная кора, а две-три жмени спелых ягод или грибов становились деликатесом. Стало быть, образ сытого позднепалеолитического охотника — истребителя миллионов крупных травоядных, возникший в последние годы с легкой руки некоторых экологов, нуждается в корректировке, и процесс истребления ледниковой мегафауны в любом случае должен был занять много тысячелетий.
[HTML_REMOVED]