"Традиционные монархии" vs "Варварские королевства" ¶
Сначала определимся что такое "Традиционная монархия". В моем понимании, образцом таковой была древняя Македония. Цитирую из своего поста в ЖЖ:
Македонское царство (вернее, королевство) Аргеадов-Антигонидов было, пожалуй, близко к понятию "идеальное государство". Очень редко бывает, чтобы страна погибла не из-за фундаментальных внутренних причин, а исключительно из-за непреодолимой внешней силы. То, что с боевым духом у македонцев было все в порядке вплоть до гибели государства, подтверждает и тот факт, что спустя сто с лишним лет после уничтожения македонии римляне очень охотно вербовали македонцев в легионы (греков они в большинстве как потенциальных рекрутов вообще не рассматривали)
За многосотлетнюю историю македонский народ НИ РАЗУ не восставал против власти. Вообще. И явно это было не от забитости крестьян — эти крестьяне поставили на колени всю Грецию, а затем и весь Восток. И долгое время удерживали последний. Все гражданские войны — это борьба придворных партий. Но при этом, в отличие от остальной Греции, не было опять же ни единой попытки ликвидировать царскую власть в принципе.
В Македонии сильная монархия, сильная знать и сильный народ каким-то образом сосуществовали не подавляя друг друга (чего в истории не было больше нигде). И для управления всем этим хозяйством македонским государям не требовалось госаппарата! Во время поздних Антигонидов они обходились всего одним (!) чиновником. Существовал какой-то скрытый механизм, который практически не давал сбоев.
Характерно, что когда македонская знать вырвалась из-под действия этого неведомого механизма (после смерти Александра), тут-то она устроила перфоманс что надо. Эпоха диадохов — это соревнование отморозков в степени их отмороженности. Такой феноменальный паноптикум в истории еще поискать надо. Но это и урок: нет строя хуже, чем власть неконтролируемой, озверевшей элиты. Любая тирания или охлократия в тыщу раз лучше.
Итак, в Македонии монархическая власть и элита не подавляли основную массу народа, т.е. существовало некое равновесие между высшими и низшими. Аналогичная ситуация была и в Эпире. Правда, пример Эпира менее чист — там все-таки существовал институт народного собрания, что делало это государство "монархической демократией".
"Варварское королевство" — полная противоположность первой модели. Это государство состоит из двух классов, один из которых беспощадно подавляет другой. Пример — почти любое государство Европы раннего Средневековья.
"Варварское королевство" почти всегда возникало, когда некая территория покорялась относительно малочисленной группе завоевателей. То есть, в начале своего существования там существовало два этноса, каждый из которых одновременно составлял и класс. Впоследствии этнические различия между классами стирались, а вот сословные, напротив, возрастали.
Одновременно в тех странах Европы, где знать и основная масса народа происходила из одной и той же этнической группы, начался импорт модели "варварского королевства" (такая система победила в наиболее развитых государствах Европы, так что не удивительно, что они стали примером).
Исключением была разве что периферия — Скандинавия и Русь, которые больше напоминали по своему устройству македонскую модель.
Интересно, что вторая модель возникла благодаря существованию Римской Империи, которое радикально изменило весь цивилизационный ландшафт в Европе. Римляне уничтожили только-только нарождавшуюся государственность кельтов, иллирийцев и фракийцев. Более того, в споре с коллегой Тимом выяснилось, что Империя старательно боролась с возникновением государственности на ее границах в начале нашей эры. Пример Дакии, которая по своему устройству опять-таки напоминала македонскую модель, стал самым известным. Римляне поощряли трайбализм и добились в этом значительных успехов. А после того как римская конструкция рухнула, территории имперских провинций, уже твердо сидевших на игле общего рынка, оказались совершенно беспомощными в отлаживании своей собственной автономной системы и были легко покорены племенами германцев. Так система "варварских королевств" и классический европейский феодализм начали преобладать.
Между тем, факты показывают, что именно 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. могли бы стать настоящей "цивилизационной весной" для европейских народов (по крайней мере, на западе, юго-западе и юго-востоке континента), повторив процесс, прошедший в Средиземноморье шестью-семью веками ранее. Скорее всего, эти государства по своей структуре опять-таки больше бы напоминали Македонию, а не государство Франков.
Означало бы это гораздо большую "архаичность" Европы (уважение к Традиции в таких государствах было бы гораздо сильнее) или наоборот позволило бы сделать более быстрый рывок? И с учетом того, что довольно-таки "бесчеловечный" европейский капитализм возник из столь же "бесчеловечного" европейского феодализма, может быть в этом мире и "капитализм" бы стал совсем иным, более "социальным" что ли?
(Это я все размышляю о мире без Римской Империи)
"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)