Валерий-Хан пишет:
Да это полбеды, что бензин оказался в Майкопе... как в баках истребителей 9-той САД оказалась залита вода?! Вот это- интересно...
Далее, 20 июня производится воздушная разведка аэродрома Бяла-Подляска, которая установила, что на нем вместо 60 обычно дислоцирующихся немецких машин сидит около 200 бортов. Что командует Копец? Правильно. ДЕМОНТИРОВАТЬ ВООРУЖЕНИЕ с советских истребителей...и строго запретить открывать огонь зенитной артиллерии.
А то, что в ночь с 21 на 22, вопреки директиве ГШ, все летчики 10-той САД были отправлены по домам, к семьям?
Есть кое-какие странные факты.
НО! Надо же смотреть на картину в целом!
В среднем по числу летчиков-истребителей (с учетом ВВС Черноморского и Балтийского флотов) советская авиация имела четырехкратное превосходство над противников (расчет по числу самолетов-истребителей приводит к еще большим цифрам, так как во многих истребительных полках советских ВВС самолетов было в 1,5-2 раза больше, чем летчиков). На северном и южном флангах огромного фронта (т.е. в Прибалтике и на Украине) численное превосходство советской истребительной авиации было просто подавляющим: 7 к 1 в полосе наступления немецкой группы армий "Север" и 5 к 1 в полосе наступления группы армий "Юг".
Ничуть не менее внушительными казались и потенциальные возможности советской бомбардировочной авиации. 22 июня 1941 г. в составе группировки советской авиации (с учетом ДБА и авиации ВМФ) числилось 1300 ДБ-3/3ф, 1750 СБ, 205 Пе-2, 140 Ар-2, 195 Су-2 и 50 Як-2/4. На вооружении группировки люфтваффе на Восточном фронте было 520 Ju-88, 300 He-111, 340 Ju-87 и 130 Do-17. Суммарный "бомбовый залп" (считая по максимальной бомбовой нагрузке) советской авиации был в 2,5 раза больше, чем у противника (6480 и 2550 тонн соответственно). Следует отметить и то обстоятельство, что значительно большее число самолетов-носителей делало советскую группировку менее уязвимой для ПВО противника и теоретически обеспечивало большую вероятность регулярной "доставки" этих 6,5 килотонн к вражеским объектам.
В такой ситуации командование люфтваффе вынуждено было прибегнуть к такому, рискованному и затратному, тактическому приему, как массированный удар по аэродромам базирования советских ВВС. Еще раз подчеркнем — это был вынужденный шаг, чреватый огромными потерями, а вовсе не "волшебная палочка", удачно найденная немцами и недоступная их противникам.
К каким же результатам привело это решение на практике?
Как ни странно, но конкретный и аргументированный ответ на этот вопрос неизвестен и по сей день. Точнее говоря, известна лишь одна составляющая ответа — потери люфтваффе оказались вполне ощутимыми. Выполнив 22 июня 1941 г. порядка 4 тыс. боевых вылетов, немецкая авиация потеряла безвозвратно ("повреждения от 100 до 60%, приводящие к списанию самолета" по принятой в люфтваффе классификации) 60 боевых самолетов (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и пикировщиков). Еще 54 машины получили повреждения меньшей степени тяжести. Общие потери составили, таким образом, 114 самолетов (1-й Воздушный флот — 9, 2-й Воздушный флот — 47, 4-й Воздушный флот — 58). Во все эти цифры не включены потери, связанные с авариями при взлете, столкновениями в воздухе и прочими причинами, явно не связанными с противодействием противника.
Безвозвратная потеря 60 самолетов за один день была для немцев "непозволительной роскошью". Авиационная промышленность Германии в 1941 г. продолжала работать в одну смену и выпускала в среднем 10 бомбардировщиков и 8 истребителей в день. При таких пропорциях производства и потерь вся группировка люфтваффе на Восточном фронте могла "закончиться" за два месяца.
Если потери немецкой стороны известны с точностью до единиц, то о потерях советских ВВС остается строить лишь более-менее правдоподобные гипотезы. И в данном случае проблема заключается даже не в закрытости архивов, а в отсутствии самих первичных документов. Территория "белостокского выступа", в котором были развернуты 11, 9 и 10 авиадивизии, понесшие 22 июня 1941 г. самые большие потери (как принято считать, 654 самолета) была покинута беспорядочно отступающей Красной Армией в первые 3-4 дня войны. В ходе этой беспримерной катастрофы без вести пропали десятки генералов, тысячи танков и сотни тысяч солдат. Никакого "реестра самолетов" с точным указанием перечня повреждений, полученных ими во время удара по "мирно спящим аэродромам", с указанием времени налета вражеской авиации (что позволило бы соотнести его с известными и доступными документами люфтваффе) просто никогда не существовало.
В Центральном архиве МО рассекречено и доступно всем желающим архивное "дело" 9 САД. Внутри папки листок бумаги размером с коробку папирос "Казбек". На листочке написано, что дивизия была разгромлена в первые дни войны, а штабные документы не сохранились. И это — ВСЁ.
Откуда, из каких источников известно, что
Валерий-Хан пишет:
в баках истребителей 9-той САД оказалась залита вода?
На самом деле ВВС ЗапОВО состояли из восьми авиадивизий (бомбардировочных авиадивизий — 4, смешанных авиадивизий — 3, истребительных авиадивизий — 1 ), 36 авиаполков и восьми корпусных авиаэскадрилий. Они были оснащены, в основном, самолетами старых типов. Так, из 855 истребителей новыми были только 253 машины (29, 6 %), а из 466 фронтовых бомбардировщиков — лишь 139 (%) 11. Остро ощущались нехватка штурмовой авиации — основного средства поддержки войск. Всего было 85 машин, из них 8 Ил-2. Неудачной была и структура организации ВВС округа. Группу армий " Центр" поддерживало крупное авиационное оъединение — воздушный флот, что позволяло массированно использовать авиацию на направлениях наступления главных группировок. ЗапОВО таких объединений не имел. Все авиасоединения распределялись между округом и армиями. Централизованного управления авиацией не было. Более того, 37,5 % авиадивизий были смешанными, на вооружении у них находились бомбардировщики, штурмовики и истребители.
Освоение техники шло медленно. Ощущалась острая нехватка боеготовых экипажей. В ВВС округа насчитывалось всего 224 неисправных самолета, на самом же деле, в случае боевой тревоги не смогли бы подняться в воздух 342 боевые машины 12. В сложных метеоусловиях днём летала пятая часть экипажей. На новых самолётах при плохой погоде в дневное время вылеты совершали 64 экипажа (15 %), а в ночное — только 4 13.
Базировались ВВС из-за недостатка аэродромов скученно. Часть аэродромов не имела необходимого оборудавания, подъездных путей, средств связи, ёмкостей для горючего, запасов боеприпасов. Так, из 57 оперативных аэродромов, расположенных западнее Минска, горючее было лишь на 22 14. Так как большинство аэродромов могло принимать лишь самолёты старых типов, шло ускоренное строительство 39 аэродромов с искусственной взлётно-посадочной полосой.
Глубина базирования авиачастей и соединений составляла в среднем 60 — 110 км для истребительной и штурмовой авиации, 120 — 300 км — для бомбардировочной. Часть аэродромов истребительной авиации находилась в непосредственной близости от границы. Из-за их недостатка, реконструкции имевшихся, на некоторых аэродромах скопилось значительное количество самолётов. Причём, большая часть машин нового типа находилась на передовых аэродромах, расположенных вблизи границы, в зоне досягаемости артиллерийского огня противника. Например, на аэродроме Долубово, находившемся в 10 км от границы, базировалось 73 самолёта (в том числе 50 новых МиГ-3) 126-го истребительного авиационного полка 9-й смешанной авиадивизии (командир генерал-майор авиации А.С.Черных) 15.
[HTML_REMOVED]http://gpw.tellur.ru/page.html?r=eve&s=sem01<\/u><\/a>
А Вы всё про воду.
Частный случай, даже если правда. Что не факт.