Церковная реформа именуемая никоновой на самом деле вовсе не никонова .
Никон её только осуществил .
Хорошо известно ,что подробные планы церковной реформы были выработаны в грекофильском окружении Алексея Михайловича .
Ещё с 1646-1648 годов цар-ский духовник Стефан Вонифатьев , Федор Ртищев и сам Алексей Михайлович наметили основные черты церковной реформы и подготовили для неё и почву и средства .
Замысел реформы появился у именно грекофила Алексея Михайловича и именно ему принадлежит затея церковной реформы .
Причем после разрыва с Никоном и его ухода дело реформы продолжил сам царь лично .
Ведь и сам Алексей Михайлович воспитывался в грекофильских традиции своей семьи .
Уже патриарх Филарет начал исправлять книги и церковную службу по греческим образцам .
Грекофильство Стефана Вонифатьева , Федора Ртищева и самого Алексея Михайловича было выражением их геополитических претензий на всё византийское наследство и создания единого православного царства .
Алексей Михайлович коренным образом меняет политику Московского царство .
Он стремится к возрождению Византийской империи со всеми ее атрибутами, но с центром в Москве.
Поскольку для византийских императоров была очень важна законодательная деятельность, то наподобие Кодекса Юстиниана возникает Соборное Уложение 1649 года .
Т.е. даже Соборное Уложение 1649 года делали по образу и подобию Кодекса Юстиниана .
Русский царь пытается во всех деталях вести себя так, как вели византийские императоры и требует этого-же и от патриарха и от церкви .
Алексей Михайлович хотел и весь придворный церемониал сделать точно таким-же , как некогда у византийских императоров !
Соответственно и все богослужебные книги ,чины и обряды должны были строго соответствовать греческо-византийским .
Начинается византизация и огречивание русской Церкви и русской культуры .
Попытка восстановления и реконструкции византийской традиции при Алексее Михайловиче заставляли искать хранителей этой традиции.
Но таковых на русских землях можно было найти только на Украине сохранявшей тесные церковные связи с Константинополем .
Однако Украина была частью Польского государства и испытала сильное влияние Западной Европы.
Сближение с греками , Балканами и Украиной вело не только к византизации и огречиванию , но и к европеизации в русской культуре.
Вот корни и причины "никоновой" церковной реформы .
Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева.
Именно под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов.
Этот же кружок доставил Никону и патриаршество.
Никон первоначально грекофилом не был и похоже ,что он не был им вовсе .
Его грекофильство кажется было только маскою , надетой для возможности достижения им патриаршества .
Для проведения реформы был нужен только новый патриарх , помоложе и поэнергичней .
Вот Никон и стал патриархом .
Столичные реформаторы Стефан Вонифатьев и Ко считали необходимым в первую очередь исправить русские книги и русскую церковную жизнь по греческим меркам , канонам и книгам .
Они хотели всю исправить всю русскую церковную жизнь и книги по греческим нормам .
Аввакум Петрович ,Иван Неронов и другие провинциальные ревнители благочестия требовали в первую очередь очищение церковной жизни .
Они прежде всего хотели и это видно по их челобитным :
правильного и чинного порядка в совершении служб духовенством ,
обязательного образовательного ценза для кандидатов в церковный сан ,
искоренения пороков и нехристианских обычаев среди народа и духовенства ,
чистки духовенства от негодных пастырей ,
изгнания пьяниц из духовенства ,
ограничения , а по возможности и запрета на кабаки и зелено вино .
Конечно провинциальные ревнители благочестия тоже требовали неукоснительного исправления книг ,чинов и обрядов( по древним книгам и рукописям ) , но это не было для них главным , а идея грекофилов о глобальной неисправности и испорченности русских богослужебных книг ,чинов и обрядов была для провинциальных ревнителей благочестия абсолютно неприемлемой .