Иван Грозный умер в 1553 году ¶
Сподвиг меня на эту тему пересмотр шедевра Эйзенштейна.
Итак, возвратившись в Москву после взятия Казани осенью 1552 года царь Иван серьезно занемог. И скоропостижно скончался до 12 марта 1553 года (в этот день была в РИ назначена присяга боярской думы на верность его сыну). В РИ, как известно, партия сторонников царевича Димитрия победила. А что у нас будет в АИ?
Рассмотрим всех претендентов.
1) Димитрий Иоаннович. Единственный сын царя среди претендентов. Юрий Васильевич сын великого князя, Владимир Андреевич — только внук великого князя, отец его не был коронован. Помнится этот вариант мы как-то мусолили в приватной беседе с коллегой Че Бурашкой во время очередного моего визита в Красноярск. Коллега предлагал вариант "второй Святослав". Когда Анастасия регент и "вторая княгиня Ольга". А мне что-то мнится вариант "вторая Елена Глинская". И слишком уж рядом пример, слишком уж соблазнительно. Да и логика событий предполагает. Царице надо на кого-то опираться. Её родня хоть и многочисленна, но не так родовита. Нужен кто-то, кто будет защитником, полководцем. А такие частенько становятся любовниками. Эйзенштейн в фильме делал намеки на Курбского в этой роли. Почему бы, кстати и нет. В общем, в варианте Дмитрия видится следующее. Владимир Старицкий, таки конкурент, разделяет судьбу своего отца и заканчивает жизнь в царских подвалах. Затевается "маленькая победоносная война". Скорее всего, как и в РИ, с Астраханским ханством. И, скорее всего, будет победа. Ну а потом очень может быть, что боярам надоесть возвышение Анастасии и её фаворита и она разделит судьбу свекрови. Анастасия, конечно, этот вариант должна просчитывать и находить противодействие. Может, даже, пару заговоров раскроет. Тогда вариант "княгиня Ольга".
Обычно сбрасываемый со счетов Юрий Васильевич. За ним, конечно, никто не стоит. И тесть его, князь Палецкий, намекал Старицким, что не будет возражать возведению Владимира Старицкого на престол, если Юрию дадут удел. Но если сторонники Дмитрия и Владимира передерутся, Юрий может возникнуть как компромиссная фигура.
Ну и собственно Владимир Старицкий. Реальный недостаток, что он сын всего лишь удельного князя, к тому же то ли государственного преступника, то ли невинно замученного. В общем "то ли он украл, то ли у него украли, но история сомнительна". Насколько он полноценен и адекватен — диспутабельно, но точно не как Юрий. По логике вещей надо ему избавляться от Дмитрия. И весьма вероятность, что случится с Митенькой тоже самое, что и его единокровным братом в РИ. А если не случится, то возможна смута, когда подросший царевич будет требовать у дядьки "незаконно занятый" им престол. Ну а начальные деяния царя Владимира — все та же война с Астраханью, на которую он отправится лично (Иван Грозный туда не ходил). Жаль, что Владимир к тому времени женат. А то был бы компромиссный вариант. Женить его на Анастасии, объявить царем, но Дмитрия — наследником. В другие варианты царя Владимира с наследником Дмитрием (аналогия Вещий Олег и Игорь Старый) что-то мне не верится.
Что скажите, коллеги?