Тауантинсуйу ¶
Как известно, по молодости лет будущий первый кругосветный путешественник Ф. Магеллан отметился в португальских экспедициях в Северную Африку и даже был (в 1514 г.) ранен (копьём в ногу).
Развилка: Магеллан ранен не был, провоевал в Марокко ещё год и только после этого вернулся на родину.
Там он, как и в РИ, потребовал себе повышения, не получил его, со всеми разругался и уехал в Испанию. В Испании детерминизм с опозданием на год продолжился.
14 сентября 1520 г. пять кораблей вышли из порта Санлукар-де-Баррамеда и двинулись через Атлантику. Хотя корабли были те же, что и в РИ ("Тринидад", "Сан-Антонио", "Консепсьон", "Виктория" и "Сантьяго"), но личный состав из-за разницы в 1 год отличался от нашего мира процентов на тридцать. В сочетании с другими погодными условиями это сделало путь экспедиции во многом отличным от известного нам.
Как и в РИ, корабли остановились на зимовку у берегов Патагонии. Как и в РИ, вспыхнул бунт, удачно подавленный Магелланом. Правда, "Сантьяго" в этом мире не погиб у патагонского берега, а двинулся со всей флотилией дальше. Зато при прохождении Магелланова пролива (19 октября — 24 ноября 1521 г.) пошёл ко дну "Консепсьон". Кроме того, не прошёл детерминизм на "Сан-Антонио" — попытка бунта была куда менее робкой и оказалась подавленной.
Эскадра, сократившаяся до четырёх кораблей вышла в океан, который в этом мире уже не назовут Тихим, т.к. через две недели плавания по нему внезапно налетевшая буря разметала корабли.
"Триндидаду" и "Сан-Антонио" удалось удержаться вместе, пересечь океан и добраться до вожделенных Молуккских островов. Т.к. в рамках борьбы с детерминизмом и под воздействием ещё двух бурь они отклонились к югу от РИ-трассы, то путь их прошёл вдоль северного края архипелага Туамоту, и далее через архипелаг Токелау, Каролинские о-ва и остров Яп. К Филлипинским островам экспедиция подошла севернее реала и, поскольку никаких враждебных раджей им по дороге не попалось, Магеллан там не погиб.
Погиб он месяцем позже, во время столкновения к востоку от Сулавеси со случайным португальским кораблём. Ядро, попавшее в пороховой погреб, не оставило великому мореплавателю ни единого шанса.
Оставшийся в одиночестве "Сан-Антонио" продолжил свой путь и 31 августа 1523 г. вернулся в Испанию.
"Виктория" просто пропала без вести.
Однако в гораздо интереснее для нас судьба "Сантьяго". С водоизмещением 75 т. и экипажем в 29 человек двигаться дальше в неизвестность было рисковано. Вернуться назад мешали противные течения и ветра, да и тащиться обратно унылым и опасным Патагонским проливом никому не хотелось. Посему было решено двинуться на север — к Мексике, благо течение способствовало и ветер был попутным.
Дни тянулись за днями, берега нигде не было видно, лишь один раз на горизонте проплыл пустынный остров. Всё ближе и ближе был экватор, от которого уже рукой было подать до долгожданных испанских владений.
Но, к сожалению для членов команды и к счастью для дела АИ своенравная Фортуна не дала их планам осуществиться.
5 января 1522 г. на корабль обрушился шторм невероятной силы. Три дня он гнал беспомощное судно на восток, пока не разбила его о рифы в нескольких днях пути к югу от долины Ика (на юге современного РИ-Перу).
Из 29 человек уцелели шестеро. Один офицер, четверо матросов и почему-то корабельный кок. По счастью, носителей оспы среди них не было.
Через два дня пути по пустынному побережью наши герои вышли к небольшой рыбацкой деревушке.
В феврале их уже доставили в Куско. К середине апреля они уже могли более-менее объясниться с приставленными к ним жрецами.
---------------------Незаметно пролетело пять лет.-----------------------------
Прогрессорство испанцев в сочетании с находками на месте кораблекрушения понемногу приносило свои плоды, а именно:
Порох.
Железо.
Как следствие — примитивная артиллерия.
Арбалеты.
Теоритические знания в области географии, космологии и навигации, тактики, кораблестроения.
Навигационные приборы.
Новшества эти были достаточно узкоспециальны и в целом в империи продолжал последующие несколько лет царить детерменизм. Хотя последние завоевания Уайны Капака и были более удачны, это не спасло ни его, ни его старшего сына от оспы, а империю — от гражданской войны. Закончилась она победой Атауальпы в марте 1532 г., на несколько месяцев раньше, чем в РИ.
Когда новый Сапа Инка был уже на полпути к Куско, его нагнал гонец с вестью о высадке испанцев в Тумбесе.
Соответствующие распоряжения были отданы незамедлительно.
Франциско Писарро не добрался даже до Кахамарки. В начале ноября 1532 г. его отряд был окружён в одном из горных ущелий и разбит. Теперь инки обзавелись и конницей (в количестве 54 лошадей).
Чуть позже были захвачены и стоявшие в Тумбесе корабли.
Одно точно:
Солнце взойдет над Карфагеном, и каменные големы не вторгнутся в Европу.