serGild пишет:
Кстати, я тут думаю о южанах и климатических параллелях со Средиземноморьем.
О переходящих по льду замерзший Рейн германцах и замрзающем Босфоре.
О покрывающейся лесами Галлии и болотами Германии. О нарастающей веками депопуляции в той же Галлии, слабо коррелирующей с нашествиями варваров и сильно — с наступающим малым ледниковым.
вот что пишет по этому поводу Березкин
Появление соответствующих аргентинских культур ознаменовано, как и в Перу, резким разрывом с пред-шествующей многовековой традицией. Если же посмотреть еще шире, то окажется, что почти повсюду в Новом Свете в VIII—IX веках н. э. культурно-этническая карта претерпевала быстрые изменения. На востоке и на юго-западе нынешних США, а также на Бразильском нагорье начинается бурный расцвет земледельческих обществ, в то время как в Мезоамерике и Центральных Андах многие древние центры, напротив, гибнут. В поймах Амазонки и ее главных притоков племена, изготовлявшие многоцветную расписную керамику, распространяют культуру, основанную на выращивании кукурузы. В горной Колумбии ведущие культурные центры неожиданно перемещаются из южных районов в северные и восточные.
В каждой отдельной области Нового Света хозяй-ственные и этнические перемены имели, разумеется, свои конкретные причины. Но если синхронность событий не кажущаяся (точность наших хронологических оценок оставляет, конечно, желать лучшего), должен был существовать и некоторый общий фактор, оказывав-ший влияние на весь континент. Вполне вероятно (а в отношении культур на территории США и северной Мексики простотаки несомненно), что на исторические процессы в древней Америке воздействовали глобальные колебания климата. Период упадка или, наоборот, рас-цвета новых культур обычно продолжался до XII—XIII веков н. э., после чего ход развития снова менялся. Давно известно, что по крайней мере в Северном полушарии время с IX по XII века отличалось наиболее теплым климатом («средневековый климатический оптимум»), а с XIII века начался переход к «малому ледниковому периоду». В экваториальной области запада Юж-ной Америки с первой из этих двух фаз примерно сов-падает период повышенной увлажненности, тогда как экспансия культуры уари (VII—VIII века), а затем инков (XV век) приходится на то время, когда климат региона становится суше.
Чтобы отразиться на ходе исторических процессов в Центральных Андах, размах климатических колебаний не обязательно должен был быть велик. На заоблачном плоскогорье у края пригодных к использованию земель или в районах с резко пересеченным рельефом, где за день пути можно миновать все растительные пояса от пуны до жаркой пустыни или вечнозеленых лесов, даже незначительные изменения температуры и ув-лажненности способны вывести из равновесия хозяйственную систему. Примером служит неожиданный снегопад в середине 1970-х годов, за которым последовали другие, после чего в некоторых горных районах Перу погибло до 4/5 поголовья скота.
Стихийные бедствия случались и раньше. Особенно грандиозные катаклизмы имели место на западе Южной Америки около 1300 года н. э. (по другой оценке 1100 год). Они связаны с упоминавшимся явлением эль-ниньо. Лишившиеся в такие периоды стад или урожая племена начинали теснить соседей в поисках подходящих полей и пастбищ, вызывая длинную цепь войн и нашествий. Иначе говоря, срабатывал тот же «принцип домино», что и в эпоху евразийского переселения народов.
то есть конца тысячелетия нам чего то особо глобального не предстоит, сильные перемены произойдут в 10-11 веках когда большинство цивилизационных центров в Андах и Мексики погибло или деградировало, востановвшись лишь при обратном движении климата в 14-15 веках, при этом вступили в расцвет явно периферийные земледельческие провинции Амазонии и Миссисипи, которые затем в те же сроки, 14-15 век опять деградировали
serGild пишет:
О судьбе старой Эльпидии и Ближней Керандии, о падающем плодородии почв и росте болот в Дуопотамии. О сравнительном улучшении условий на плоскогорьях Аче, подобно ситуации с плоскогорьями Малой Азии в темные века.
Почитывал тут "Переходы от античности к феодализму" Перри Андерсона и много думал. Эльпидия и Ближняя Керандия позиционируется у нас как зоны интенсивного хозяйствования, где много пригодной земли, но относительно мало по отношению к ней народу, человеческий труд представляет большую относительную ценность чем ценность обрабатываемой им земли. Эльпидия и Ближняя Керандия у нас относительно развитые(по отношению к другим государствам неархийской дуги) рабовладельческие общества, с преимущественно латифундообразным землевладением, с выразительной и высокой(относительно также всех других регионов ниархийской дуги) элинистической культурой, расцвет которой и стал возможен на достаточно высоком прибавочном продукте рабовладельческого производства. То есть у нас грубая аналогия Западной Римской Империи, у данной формации есть конечно до поры плюсы, но соседняя варварская периферия уже практически догнала в развитии, и постепенно пересматривает условия неравного обмена навязанного ей, относительная цена рабов, и за ним стоимость рабского труда скоро перестанет перекрывать сопутствующие издержки. Так Эльпидия и Керандия к концу тысячелетия скорее всего окажутся в стагнации, и вот как раз финал наступит при климатических изменениях конца-начала тысячелетия, римский максимум увлажнит пампу, скот не сможет выкапывать траву из под более толстого снежного покрова и начнет падать от бескормицы, скотоводы сметут сотрясаемые бунтами земледельческие государства, какие то миграции может опять придут на перуанское нагорье. Но вот будет ли феодализм и что то другое непонятно, в том числе среди важных отличий, у нас нет христианства и соответственно надстройки церковной иерархии