Подведем итоги обсуждений и правок по 1й ЭКМ.
Эльпидо-Кхшатро-Махия Первая
Напомним о состоянии дел к началу 5го века.
Эльпидия:
население Ближней Керандии достигло 750 тыс,
Старая Эльпидия выросла до 1,5 млн, постепенно замедляя рост в связи с ростом смертности в переполненных городах и эмиграцией в соседние регионы
Дуопотамия продолжает потреблять пленных в непрерывных взаимных стычках племен и родов аче, тупари, ава... Севернее "Рио-Саладо" вдоль Нила городов и крепостей нет — заболоченные земли, гораздо выгоднее обустраивать берега Хапи вплоть до земель ава, платя северянам за каждого пойманного беглого. Население провинции перевалило за 450тыс из которых 400тыс — геоморы.
Население Каритии достигло 400тыс из которых треть — переселенцы с переполненных земель юга
Наконец Эремия продолжает быстро расти и богатеть достигнув 300 тыс
Всего таким образом в Эльпидии скопилось 3,4млн человек.
Также заселена и вся Керандия до болот, отделяющих ее от Гран Чако. На ее просторах пасут стада до 200тыс чел, уже грызущихся между собой за земли, стада и жизнь.
К северу в племенных союзах Тупари, Ава и Каиава примерно по 300тыс человек, порядка 600тыс в восьмиколенном союзе Аче. Союзы Мбья, Чирипа и Пай невелики — порядка 100-150 тыс в каждом.
Кхшатра:
К началу нового века число покоренных пукинов и иных жителей севера достигла 350тыс,
земледельцев южных долин — до 320тыс
кхшатров — 170тыс
Итого 840 тыс человек под властью Спитамы Завоевателя.
Династическая ситуация в Эльпидии:
290-318 г.г. Басилевс Алкид. Взял кхшартский "город" Фешабур в Керандии, переименовал его в имени себя – Алкидий. Помирившись с кхшатрами, женил на шахской дочке своего сына Никелая.
318-330. Басилевс Никелай. Первые годы его царствования были спокойны, но потом запорожские тупари затеяли очередной «Великий поход на Юг». В одном из столкновений басилевс был убит.
330-335. Басилевс Никандр, сын Никелая. На трон сел в двадцать лет, по натуре – воин, но плохой правитель. Убит царедворцами на охоте, свалили на листрогонов.
335-360. Басилевс Феогност, сын Никелая, брат Никандра. Поставлен на трон в четырнадцать лет царедворцами, которые первое время правили от его имени, вертя малолетним басилевсом как вздумается. Некоторое время власть была в руках у его матери Ктимены, второй жены Никелая. Потом басилевс подрос, после очередного набега тупару показал, на что способен, приобрел популярность в армии. Расправился с некоторыми влиятельными вельможами, кого казнил, кого отправил на фронтир. Вернул обратно Алкидий, захваченный кхшатрами в начале его царствования. Умер от болезни на пике своего могущества.
360-372. Басилевс Александр, сын Феогноста. Мелкие набеги тупару, столкновения с кхшатрами на границе. Пережил своих детей и второго брата – Амфитриона.
372-402. Басилевс Деифонт, сын Феогноста. Один из достойнейших государей. Победил тупару, поднимаясь на кораблях по Паране. Когда в Эремии отбивал набеги племен ава и каиава в Дельфинополе трон попытался захватить его племянник Ксанф, сын Амфитриона (в начале 380х). Однако полевая армия и большая часть Великих Домов поддержала Деифонта и Ксанфу удалось бежать в Кхшатру (именно из за вскрывшихся контактов с нею его и не поддержали Великие Дома). Поскольку сын базилевса Алкид умер от лихорадки в 397, после смерти Деифонта трон достался его зятю Тимею.
Между тем, принятый в Кхшатре Ксанф женился на дочери царя, принимал участие в пукинских войнах, где и помер от непривычного прибрежным жителям высокогорного климата. Однако от него остался сын, названный Искендиаром, который после смерти Деифонта мог претендовать на престол Эльпидии как последний прямой наследник басилеев по мужской линии.
Зять Деифонта Тимей хоть и не был Андромахид по крови, но он вырос в Эльпидии и был своим для знати.
Керандийцы Эльпидии, со своей стороны, стояли за Искендиара, потомка Кавада по отцу и матери и гаранта мира с братьями севера и управы на аристократов.
Среди горожан в храмах стали произноситься зажигательные речи о Кхшатрийском выкормыше, собравшемся продать родину предков потомкам мятежников, поклоняющимся иным, туземным богам (по чистой случайности все верховные жрецы были из знати и имели немалые имения в Двуречье).
Таким образом, поддержка у Тимея в Эльпидии была куда сильнее чем у Искандера.
Но и Спитама был не прочь вернуть потерянный еще при Феогносте Фешабур и пополнить число своих подданных множеством эльпидских ремесленников, волей или изгоном.
Естественно, у элиты Эльпидии подобная программа восторга не вызывала.
Война становилась неизбежной и только басилей Деифонт, не хотевший ее но бессильный предотвратить, самой своей жизнью сдерживал ее начало.
Укреплялись пограничные города, собирались припасы, пополнялись отряды и подтягивались к привычным местам вековых стычек. Эльпидцы были уверены в победе. Практически вся страна кроме Керандии была едина, даже Карития не грозила мятежом а обещала поддержку. Даже с приращением на севере Кхшатра была многократно слабее Эльпидии, к тому же преимущество обороняющегося было уже не у нее, а в открытых стычках и битвах последние 100 лет чаще побеждали эльпидцы, выставлявшие больше конницыДомов и царской агеме и приобретшие в походах на тупари неплохой боевой опыт.
http://dalniestrany.ru/images/stories/Countries/Amerika/Argentina/Физическая%20карта%20Аргентины.jpg
Южная граница Эльпидии идет по рио Саладо до линии крепостей Хунин(Андромахия)-Пергамино(Ареофоя)-Сан Николас(Никелая), ведущей к Парене-Южному Нилу.
Эта линия прикрывает культурную или ближнюю Керандию от набегов кхшатров и диких керандийцев и от нее идут ответные набеги эльридских дружин на запад.
От Сан Николаса-Никелайи через Росарио(Нерейю) к Санта Фе(Фетидии) идет цепочка принильских крепостей, где особую важность представдяет Санта Фе-Фетидия как место разрыва огромных принильских болот Ибику (уступающих только Пантаналу), откуда ведет северный торговый тракт через Двуречье к Каритии. От Нерейи же идет торговый путь вдоль р.Каркараны к Кордобе (Задракарте) — восточному форпосту Кхшатры, изначально населенному необычными бородатыми горцами-земледельцами комечингонами. На полпути меж Нерейей и Задракартой лежит переходящий из рук в руки раз в поколение перевалочный городок Фешабур-Алкидис (Бель Виль).
Севернее Кхшатру и Эльпидию разделяют не только болота но и солончаки, дурные и бесплодные земли.
К западу от Задракарты тянется с юга на север горный хребет (сьеррос де Кордова), за которым и начинаются уже бесспорно кхшатрские земли.
Попробуем оценить численность противостоящих армий.
Македония с населением 500тыс при Филиппе выставляла армию в 30тыс пеших и 3 тыс конных., т.е. в 7% населения.
http://militera.lib.ru/science/razin_ea/1/03.html
Это возможно конечно только при наличии внешнего источника снабжения (рудники Стримона, союзные контингенты фракийцев...) при высоком напряжении и постоянных войнах (война кормит войну). Но и при этом такое число воюющих возможно для пешей в основном рати на своей или близлежащей территории.
В Кхшатре, для ее воинского сословия из 170тыс имеем 34тыс взрослых мужчин из которых часть больны, увечны, оставлены на хозяйстве, на управлении и на удержании недавно покоренного Альтиплано. Итого из 34тыс военнообязанных, взяв 5% кхшатров (1 из 20) получим 8,5 тыс. на север, юг и поддержание порядка, 2% в южную армию – 3,4 тыс.
При этом, надо учесть, что Парфия при Каррах выставила с Суреной против Рима на 10 тыс конных всего 1тыс. пахлаванов (да, это была не вся армия, но и Кхшатра не могла вывести с севера всех).
И это показывает цену вопроса. Видимо не только по доспеху но и по коням, способным нести такой вес. Причем этого хватило на все 30-35 тыс полевой армии у Красса.
При всем богатстве гор — вряд ли Кхшатра сравнится по ресурсам, богатству, населению, числу воинов с Парфией.
Ну и тем более кони. Пусть даже среди спасенных коней и оказались 1-2 прото-нисейской породы. Пусть даже за века потомки персов смогли восстановить в меру возможностей породу. Но, учитывая привередливость и дороговизну в содержании прошедших сквозь бутылочное горлышко кхшатро-нисейцев — их должно быть также крайне мало сравнительно с общим конским поголовьем.
Так что — 500 пахлаванов с тысячей воинов-оруженосцев на конях попроще для подкрепления удара. Это и предельно возможно для Кхшатры, и достаточно, чтобы решить сражение. И еще 2 тысячи легкоконных с луками и дротиками, не считая обоза, как минимум в тысячу человек.
Добавим также также союзнх керандийцев по найму — еще 2-3тыс
Итого 5,5-6 тыс. и обоз.
Эльпидия.
Хотя она и наследница Македонии, но модель там совсем иная.
Картина скорее чем то напоминает раннесредневековые русские княжества — население 3,4 млн, пара десятков Великих Домов, сравнимых по силами с центральной властью, инокультурные лесные и степные противники на границах, уступающие в численности и общем развитии, но способные больно кусаться, против которых однако обычно хватает местных контингентов с привлечением усиления из центра.
Степень милитаризации Эльпидии куда меньше, чем у Кхшатры, завоевательные походы малопродуктивны, куда выгоднее вкладывать ресурсы во внутреннюю колонизацию и морскую торговлю, рабов и без всяких войн поставляют северные листрогоны, а для отражения набегов хватает и дружин аристократов с ополчениями приграничных полисов.
Таким образом, можно положить на 20 Домов в среднем по конной дружине-агеме-иле в 200 воинов, из которых в поход пойдет треть, т.е. около полутора тысяч обученных и снаряженных воинов-героев на конях, к которой добавим полтысячи царской этерии.
Из 340тыс горожан способны к дальним походам порядка 5% — 17 тыс, из них в южный поход пойдет хорошо если пятая часть – т.е. еще 3,5 тыс менее обученных и в менее слаженных частях.
Наконец, 2-3 тыс. нанятых тупари, каритийцев, керандийцев.
Итого около 8 тыс. удалось собрать Тимею, опять же не считая обоза.