Перепощу свое сообщение с ФАИ.
В Индию этого мира христианство однозначно придет на клинках завоевателей, как ислам в РИ, и роль в истории и культуре сыграет не аналогичную, но близкую исламу.
А вот что касается Китая.... В случае вторжения кочевников-христиан — перспективы не велики. Ибо религия варваров, и с изгнанием завоевателей будет маргинализирована как ислам после падения Юаней.
А вот ежели с юга, через торговлю Кантона.... Оттуда как раз победа христианства возможна, и именно по "тайпинскому" сценарию — в условиях очередного перенаселения, голода и социальной напряженности христианские общины становятся эдаким "Белым Лотосом", с упором на социальные идеи Библии. И под христианским знаменем начинается крестьянская война.
В случае ее победы.... ну, смотрим РИ действия тайпинов. Конфуцианскую элиту режут. Буддизм и даосизм считаются суевериями, которые надо выкорчевать, монастыри разрушить, а монахов вернуть к мирской жизни. Если бы в РИ тайпины победили в Китае, то они почти наверняка уничтожили бы эти религии, как ислам уничтожил буддизм на северо-западе Индии.
В политической идеологии так же не остается камня на камне. Хун Сю-цюань провозглашая Тайпин Тяньго, принял титул "тянь ван" — "царь небесный". Он намеренно отказался от титула "император" (хуан ди), ибо иероглиф "ди", переводимый обычно как "император", входил в состав слова "шан ди" (высший император), которым тайпины, как и все христиане-китайцы, называли Бога. Стоит отметить, что здесь Хун Сю-цюань вернулся к древнему китайскому правилу, ибо термин "ди" обозначал бога до того, как Цинь Ши Хуан-ди впервые взял божественный титул, чтобы закрепить свою высшую царственность. Для христиан же есть лишь один "Сын Неба" — Иисус. Государь не более чем его наместник. Хун Сю-цюань именовал себя "младшим братом Иисуса", но не более чем в традиционном китайском значении этого слова — "сюн ди" ("младший брат") означало "ученик", "последователь". Можно смело переводить как "апостол". Константина Великого тоже называли тринадцатым апостолом. :rolleyes:
Кстати официальная идеология тайпинов преподносила христианизацию как восстановление древней традиции. Считалось что древние китайцы почитали истинного Бога. Воспеваемые конфуцианцами совершенномудрые правители — "Пять Царей" — характеризуются как "почитающие Бога", а ответственность за упадок истинной религии возлагается на Цинь Ши Хуан-ди, а так же ханьских У-ди и Мин-ди.
Итак, нет конфуцианских канонов (основная масса народа, будучи неграмотной, никогда не могла ни прочитать каноны, ни даже воспринять древний язык, на котором они были написаны, так что устроенный элите СИГ снесет конфуцианство), нет буддизма и даосизма (которые будут беспощадно преследоваться), нет "божественного императора"...... Но в своем глубинном субстрате победившее христианство окажется вполне китайской религией.
Ибо никуда не денется сам фундамент религии китайцев, для которого конфуцианство и даосизм не более чем надстройки. Поклонение предкам, культ усопших. Оно без вопросов и сомнений принималось всеми классами общества, не нуждаясь в поддержке государства и священнослужителей. Тот факт, что буддийская доктрина ничего не говорила о культе умерших, а по существу отрицала его, но при этом он всегда продолжал оставаться нравственной основой китайского общества, подтверждает то, что индийская религия не смогла обратить сознание китайцев в свою веру. А иезуитские миссионеры, проповедавшие католичество в Китае XVII века, просили папу Римского дозволить новообращенным оправление культа предков, ибо отвратить от него китайцев нет никакой возможности.
В нашей реальности в начале XX века республиканцы низвергли учение Конфуция (слишком тесно оно ассоциировалось с манчжурской династией и императорской системой), даосизм разлагался, буддизм находился в застывшем состоянии. Культ предков же сохранялся и, пусть не открыто, но признавался. Первым актом нового правительства, пришедшего к власти в Нанкине в 1927 году, стало создание мавзолея основателя партии Гоминьдан Сунь Ят-сена. Церемонии в его честь были единственными религиозными ритуалами, обязательными для чиновников и школьников. Хотя те или иные формы ритуала, связанного с культом предков, менялись со временем, преемственность его в своей основе оставалась нерушимой. Совершаемые в семейном храме предков церемонии, уход за могилами, святая обязанность рождения и воспитания сыновей, могущих исполнить свой долг перед предками в будущем, подчинение семье — все эти основы в XIX веке, как и в I веке до н. э., оставались общепризнанными. Останутся и в христианском Китае.
Древний культ зерна и плодородия, поклонение Небу — не изменятся. Для тех же тайпинов Бог — это «тянь-чжу» (Хозяин Неба), т.е. Бог Отец по библейской традиции, но в сознании простого китайца это Трансцендентное Божество христиан ассоциировалось с привычным представлением о Небе, которое также способно к творению, хотя это принципиально иной акт, нежели тот, который лежит в основе христианских учений.
Богоматерь органично встанет на место даосской "Небесной Царицы" — излюбленного крестьянского божества. Рапространение культа святых так же несомненно — как и у нас на Руси, они будут ассоциированы с прежними покровителями крестьянского хозяйства. Местных божеств записывали в буддийские боддхисатвы, запишут и в христианские святые. Для крестьян, зависевших от урожая со своих маленьких полей и милости природы, они являлись традиционной естественной религией. После падения манчжурской династии официальные церемонии в храмах божеств Земли и Неба в Пекине прекратились, а территории, на которых они совершались, стали парками. Но в бесчисленных деревнях по всему Китаю "туди-шэнь" (местное божество) по-прежнему получал подношения от крестьян.
Итак — возможен ли в этом мире христианский Китай? Да, возможен. И Китаю от этого хуже не будет. А вот соседям.. На образце тайпинов видно как на базе христианства в Китае формируется новое мировоззрение, готовое в дополнение к вероучению принять и западные идеи. "Тайпины — это другая нация по сравнению с императорским Китаем", — так говорили и сочувствовавшие им миссионеры, и морские офицеры, и торговцы. Кроме всего прочего — более открытая и динамичная.
Меня терзают смутные сомнения что христианизация Китая в этом мире может создать монстра.