Персик Наполеону ¶
В этой теме нет конкретной развилки, скорее общие соображения по «пучку миров», связанных с ранней смертью Бонапарта.
Хотя поначалу революционные и наполеоновские войны помогли Франции заметно расшириться, в конце концов, страна не выдержала противостояния с целым континентом длинной в четверть века и вернулась к старым границам, положив миллионы своих и чужих солдат на полях Европы. При этом Франция стала первой страной, где начался демографический переход, и потери для неё были самыми чувствительными.
Конечно, лучший вариант для французов — король-реформатор, который смог бы ввести буржуазное законодательство без прелестей революции вроде массовых казней и бегства национальной элиты. Но Марсельеза, прусско-австрийская граница под Варшавой и находка Розеттского камня — те детали истории нашего мира, от которых я бы не хотел отказываться. Думаю, смерть Наполеона в 1805–1807 годах от случайного ранения во время одной из битв была бы неплохим вариантом, как получить всё разом.
Какие бы это имело последствия для Европы? Даже с таким талантливым полководцем как Бонапарт, остальные европейцы разбили французов, здесь, я думаю, тех же успехов удастся достигнуть раньше. При этом потери, понесённые Францией, заметно меньше, а значит, условия мира тоже могут оказаться выгоднее для страны. Даже в реальности первая версия Парижского договора была относительно вегетарианской, здесь же за Францией может остаться часть Нидерландов или Италии.
Границы в Польше остаются те, что обеспечила матушка Екатерина. Это скорее хорошо для России и плохо для поляков. Этническое ядро польского народа не выделяют в автономию, которую Россия переварить не может, а оставляют распиленным пополам между прусаками и австрийцами. Разбросанную по Белоруссии шляхту империя русифицирует без проблем и даже вероятно с радостью для русифицируемых. В Австрии плюс-минус РеИ вариант, где «большая Галичина» обособлена, а местные поляки пытаются ассимилировать хохлов. Ну а Пруссия проводит культуркампф, и, вероятнее всего, в этом мире в Варшаве говорят по-немецки.
Пруссия тоже вырисовывается другой. Здесь Берлин не получает обширные земли на западе Германии в обмен на Варшаву. Поляки неплохо справятся с ролью венгров в Австрийской империи, постоянно качая права и мешая стране заниматься собственно немецкими делами. Наконец, без Наполеона крепостное право могут отменить и позже, причём существенно.
Резкое расширение России не под прикрытием корсиканского чудовища, поглощающего всю Европу, а сразу после формирования АИ Венской системы или во время всеевропейского похода на Париж мне кажется невозможным. Имхо, Финляндия останется за Швецией, а вот с Бессарабией сложнее. Возможно, в следующей русско-турецкой войне придётся добиваться не российской границы по Пруту, а расширения Молдавской автономии, максимум смены сюзерена у княжества.
Какие вопросы к коллегам:
1. Оптимальный момент для развилки. Когда в названный период Наполеон имел шанс отправиться на тот свет?
2. Насколько правдоподобны мои соображения? Что стоит поменять?
3. Не будет ли АИ Венская система отличаться от нашей? Если да, то, как и насколько?
4. Любые замечания и дополнения.