Попаданцы в бронзовый век. ¶
- Гигантский змей! – воскликнул Старший-над-складами и вцепился в копье. – Храни нас боги.
Царь царей недовольно скривился. Да, издалека новое чудо богов можно было принять за огромного длинного змея, но только издалека и будучи столь же глупым как Старший-над-складами.- Мне стыдно перед повелителем истинных людей за тебя, - возразил Старший-над-Крылом рассвета. - Разве ты не видишь окна и двери? Разве не видишь людей вокруг? Это огромные дома!
- Взгляните на дома, что стоят, и на те, что перевернулись, - медленно и спокойно произнес Хранитель печати и провел рукой, поправляя седую бороду. – Это огромные дома-колесницы. Наш царь царей воистину мудр, раз захватил с собой художника Анедеррея, ничтожный не раз вспоминал о таких чудесах.
Тхуаттин слегка улыбнулся. Ему была приятна похвала старого наставника. Узнав о новом чуде на Поле Богов он не только повел в поход ближних людей и дружину, но и прихватил единственного ныне живущего человека, прошедшего путем Богов. Не зря.- Колеса слишком малы, чтобы нести огромный дом, - возразил Старший-над-Крылом рассвета.
- Приведите ничтожного, - скомандовал Царь царей и продолжил рассматривать удивительные дома-колесницы.
Казалось, что они словно ехали один за другим, а потом резко зарылись в землю и некоторые завалились на бок. Вокруг суетились люди, словно муравьи около огромного жука. Кто-то жег костры, кто-то спорил, собравшись в толпы, многие хлопотали вокруг раненых.
Диковинные одежды, закрывающие все тело и множество светлых волос говорили, что это не истинные люди, а чужеземцы. Они не походили на отряд воинов – ни у кого нет оружия и слишком много женщин. Не были и переселенцами, нет ни скота, ни птицы.- О Тхуаттин, Царь царей, сын Хантилли, Царя царей, лев-победитель из рода льва-победителя, повелитель истинных людей, покоривший Ушкеель и Тил-Асар, господин всех земель от синего моря до горных вершин, от Гнилого ручья до Белых скал, любимец богов…
Царь царей с равнодушием слушал как полностью именует его художник Анедеррей и размышлял о новых людях. Светлые волосы и диковинные одежды, точь-в-точь как у прошедших ранее тропой Богов. Возможно, они пришли из одной и той же страны?
Боги послали много иноземцев. Около ближайшего дома Царь царей насчитал не меньше десяти дюжин человек, а всего домов дюжина без одного.- Спроси ничтожного, Амунна, знакомы ли ему эти дома и люди? Он может встать.
Старший-над-Крылом рассвета повторил вопрос художнику. Анедеррей вскочил и пристально вгляделся в дома. На мгновение на его лице вспыхнуло удивление, а потом счастливая улыбка, показалось что вот-вот он побежит вниз по склону, к иноземцам – но вдруг Анедеррей помрачнел, плечи его опустились и он снова пал ниц перед колесницей Царя Царей.- О повелитель истинных людей! Когда я жил под иным небом, я видел похожие… повозки и даже ездил в них. Только они были зеленого цвета, возможно, эти из земли другого государя.
- Спроси ничтожного, Амунна, кто ездил в этих повозках и сколько там может быть воинов?
- О Царь царей, в таких повозках ездили свободные люди, - ответил художник, выслушав обращенный к нему вопрос. - Каждый день они путешествовали из отдаленных городов в столицу, что бы работать. Кто в мастерских, кто младшим писцом во дворец государя, или лекарем, многие ездили учиться. Иногда наоборот горожане ездили подальше от столицы, чтобы возделывать свои поля и сады. Вряд ли у них есть оружие. Быть может есть несколько стражников на весь поезд.
По ближним людям прокатилась волна шепотков.- Воистину, правление могучего Тхуаттина, Царя царей, сына Хантилли, Царя царей, угодно богам, - произнес старый наставник. – Они послали воистину великий дар!
Мастера! Боги послали мастеров! Да, много бесполезных женщин и стариков, но сколько здесь мужчин, которые умеют то, что никто другой? Анедеррей великий художник, он расписал Храм и Дворец так, что Царю Царей завидуют все государи, ближние и дальние. Даже за морем нет столь прекрасных фресок! Петероввич принес с собой вкусную картошку и создал удобнейшие глиняные троны для отправления нужды, которых опять же не было ни у кого из государей.
Тхуаттин нахмурился, вспомнив о Петероввиче. Дары богов не только велики, но и опасны. Огненная вода пьянит сильнее вина и пива, люди быстро теряют разум, от ничтожного мастера до льва-победителя. Если бы не она, то на львином троне восседал бы его старший брат, а то и престарелый отец.
Но он мудрее отца и брата. Если дары снова будут негодны, то он опять отстегает богов плетью и отправит обратно мастеров с помощью их же изобретения. Как отправил Петероввича, облив его огненной водой и поднеся факел.
Неожиданная мысль охватила Тхуаттина, и он тут же повелел Амунне:- Спроси ничтожного, кто тянул эти повозки и почему я не вижу их следов?
- О Царь царей, такие повозки суть хитрые механизмы, как часы Петровича. В первом вагоне должен быть возничий, управлявший поездом. Прости, государь, но вряд ли он, я или кто-то в этом мире сможет заставить повозки снова двигаться. Для этого нужна особая сила электричество, передаваемая по медным проводам. Её создают сложные механизмы размером в десятки локтей.
Мысль об огромных повозках, врезающихся в строй вражеских копьеносцев была настолько прекрасной, что Царю царей не хотелось её отпускать. Ни один строй не устоит от такого удара, а из окон можно спокойно расстреливать и колоть копьями бегущих.
Анедеррей как всегда говорил непонятно, но сколько не ломай об его спину палок, лучше он не скажет. Он не знает как двигать повозки. Или не хочет говорить.- Лапаррана, ты найдешь среди них возничего и проверишь слова Анедеррея. Быть может он ответит иначе.
- Воля Царя царей будет исполнена, - Старший-над-Крылом заката почтительно кивнул.
- Амунна, узнай у ничтожного, из чего сделаны повозки? Дерево? Бронза? И от чего так отражается солнце в окне?
Услышав ответ ничтожного, Царь царей не выдержал и протянул руки к небу.- Слава богам!
- Слава богам! – воскликнул верный Хурицций. – Если повелитель истинных людей велит разобрать повозки и сделать из них оружие и броню, то он получит войско, которому нет равных во всем подлунном мире! Боги воистину щедры к государю! А дворец его будет еще прекраснее, если в окна вставить стекло!
- Боги щедры, - воскликнул Старший-над-складами. – Боги справедливы! Но все в мире пребывает в равновесии и гармонии. Боги послали нам великий дар – и боги возьмут себе в ином месте. Если мы обратим этих людей в замковых слуг, то наши кладовые оскудеют, придется больше брать с землепашцев, они начнут хулить Царя Царей и богов и призовут бедствия.
Тхуаттин посмотрел по-новому на иноземцев. Телеппин был прав, чем придется отдариваться за такое?
Боги не раз открывали свои врата, пропуская обычно диковинных птиц или зверей. Один раз они послали стадо небесных коров, больше и толще чем любые земные, а из вымя их текли реки молока. Но беды не случилось, может от того, что молоко и старых коров регулярно подносят богам? От Анедеррея тоже не вышло беды, но он искусно разукрасил храм. За Петероввича отец забыл щедро одарить Бессмертных, и тот сотворил огненную воду.- Хурицций, Хранитель печатей трех Царей Царей, спроси у лучших людей моего царства – какой путь может умножить мое славу и величие?
Тхуаттин услышал примерно те советы, которые ожидал.
Старший-над-Крылом заката предложил обрушиться на небесных людей и обратить их в царских рабов, принеся в жертву слишком старых и уродливых. Старший-над-Крылом рассвета предложил отправить к людям посланца и предложить им сдаться, а богам принести в жертву коров и парочку лучших воинов иноземцев. Старший-над-складами предложил зарезать царскую обезьяну, превратить мастеров в слуг, взять красивейших дев в Дом Солнца, женщин раздать воинам, а прочих продать в соседние царства, чтобы наполнить казну и передать им возможное проклятье. Старший-над-писцами и зажигающий свечи поспорили, решая как благодарить богов и каких именно.- Если бы Царь Царей спросил о пути меня, я бы сказал, что вряд ли принесение этих людей в жертву угодно богам. Если кто-то отошлет государю обратно его дар, то это оскорбит его, оскорбит и богов подобные дела, - произнес старый Хранитель печатей. - Да, боги дают и боги отбирают. Но бывает так, что боги отбирают, а потом дают. Вспомните, боги забрали у нас земли за Гнилой рекой, послали нам пиратов. Царь царей умилостивил их обильными жертвами и это ответный дар богов! Не стоит бояться!
Тхуаттин кивнул. Слова старого наставника были сладки словно мед и ценны как золото.- Можно продать слабых в соседние земли. Но боги отправили этих людей именно сюда, а не к иным государям. Им не место там. Можно обратить сих людей в царских слуг или рабов, но это противоречит воле богов и их судьбе.
- У них нет воинов и оружия! - воскликнул Старший-над-Крылом заката. – Это знак, боги хотят, чтобы они стали слугами и рабами.
- Только Царь Царей может увидеть несомненную истину в знамениях Бессмертных! – отрезал Хурицций. – Мы оба можем ошибаться. Ты видишь будущих рабов или слуг, я вижу, что если их забрать во дворец, то их станет больше, чем истинных людей, а Старший-над-складами говорит, что придется увеличивать дань с деревень! Это знак, что людям не место во дворце.
- А где же? – спросил старший-над-писцами. – Дать им землю, как свободным людям? У нас нет столько земли.
- Ничтожный Анедеррей, скажи, твой народ умеет выращивать картошку? – неожиданно спросил Хурицций.
Совершив положенный поклон и вспомнив титулы, художник ответил, что его народ очень искусен в выращивании картошки, она у них «второй хлеб».- Скажи, ничтожный Анедеррей, насколько холодно в землях твоего народа зимой?
Услышав о реках покрытых льдом и снегах укрывающих землю по колено, Царь царей невольно поежился от холода, а затем улыбнулся. Старый и мудрый Хурицций как всегда видел больше чем кто-либо другой и сумел разглядеть знак богов.- Боги послали нам людей, умеющих жить в холоде и растить картошку. Для них наши зимы в горах что детское копье для взрослого воина. Там, - Хурицций указал на горные пики, - много пустой земли. Особенно после прошлогоднего похода Царя Царей. Сейчас весна, скоро время сева! Разве это не знаки богов? Мастера помогут разобрать повозки и пойдут работать во дворец. Остальные останутся вольными людьми, таково их место в мире. Такой я вижу волю Бессмертных.
- У них нет ни инструментов, ни семян, - Старший-над-складами задумался. – Казна Царя царей велика, а он щедр. Они иноземцы и с них будет справедливо взять большую подать и больший налог.
- Я услышал вас, лучшие люди, - изрек Царь царей. – Несите барана, я посоветуюсь с богами.
Совет Хурицция был хорош. Он очень убедительно трактовал волю Бессмертных, и был совершенно прав – столько иноземцев во дворце ни к чему. Новые селенья в горах будут полезны, они могут кормить медные шахты. Воистину, это есть воля богов!
Людей много для одного поселения, их нужно разбить на несколько общин. Лучше на четыре, ибо фаз Луны ровно четыре. Важно правильно подобрать землю. Одним дать больше леса, другим водопои, третьим жирные земли, четвертых возвысить над всеми. Тогда бунта не случится, землепашцы всегда ненавидят соседа, с которым делят угодья больше чем злых духов.
Печень жертвенного барана оказалась неожиданно хорошей. Плотная, правильной формы и цвета. Тхуаттин тщательно ощупал долю каждого из богов, и почти не нашел изъянов. Лишь небольшие наросты на доле войны и вина. Видимо, боги не хотели войны и напоминали об огненной воде – о том, что не из всех даров проистекает добро. Но нарост совсем небольшой, значит их можно умилостивить дарами. Не зря вчера приснился белый бык!
Лучшие люди тоже рассмотрели печень в руках Царя царей и у них исчезли всякие сомнения.- Боги послали хороший знак! – изрек Тхуаттин. – Лапаррана, пошли к иноземцам гонца, и пусть возьмет Анедеррея как переводчика. Пусть расскажет им о моем величии и славе и донеси им мою волю. Я даю им восемь дней в честь каждого из великих богов. Пусть желающие служить мастером моим придут и склонятся перед повелителем истинных людей, я дам им хлеб, пиво и место во дворце. Пусть непорочные девы, желающие служить Солнцу, придут ко мне, я выберу достойных и сменю им одежды. Пусть придут их жрецы, я дам им дары, чтобы они молились за меня. Пусть все прочие разобьются на четыре общины, выберут лучших мужей и придут ко мне. Я возьму с них клятвы, посажу на землю у своих ног, дам в долг инструменты и семена, дарую землю, буду кормить со своих складов до урожая, назову им дань и царские работы. Всех прочих я на девятый день предам смерти, как не нужных мне и богам. Такова моя щедрость.
Иноземцы внизу засуетились и замахали руками. До чего же беспечные люди, только сейчас заметили воинов под боком. Царь царей нахмурился - их еще долго придется учить почтительности.
Под катом - краткая зарисовка.
Если вкратце, то подмосковная электричка (весна, середина пятницы - заполнена, но не час пик, едут как с работы и учебы, так и часть дачников) Курского направления попадает в параллельный мир. Скорость небольшая в момент переноса, пара вагонов легло на бок, но и только, больших жертв нет.
Другой мир пребывает примерно в среднем бронзовом веке, условно XV-XVI вв до н.э. Они оказались на крупном острове а-ля Крит или Кипр. Не самое развитое государство, за морем есть местные Египет, Междуречье и другие страны. Владения Царя Царей где-то 150 тыс. человек (вот тут не уверен), это даже по меркам его эпохи не самая велика держава - но на острове он самый сильный. Только не единственный.
Царство просвещенное, уже есть письменность, используется во дворце. Точнее, целых две письменности - старые иероглифы и новый слоговой алфавит. Вот до законов Хамураппи еще не додумались, хотя о такой концепции слышали.
Добывают медь, выращивают вино, пшеницу, ячмень, фрукты, покупают олово. Есть небольшой флот. На острове еще несколько других царств, часть той же этнической группы и культуры, часть совсем иной языковой семьи. Плоскогорья заселены гораздо слабее, там слишком холодно (зимой иногда выпадает снег), плюс недавно царь царей разорил селенья горных пастухов под ноль).
Кроме столицы есть еще один город (второй сожгли и решили не восстанавливать).
В дела вольных общин Царь Царей и его аппарат особо не лезут - собирают дань, решают спорные вопросы, судят, гоняют на обязательные работы и на войну. Кроме них есть сословие государственных рабов, сословие государственных слуг. У простых людей рабы временные, как правило за долги.
К культурным особенностям можно отнести сакральность Царя Царей, наличие Дев Солнца - прислужницы в храме, часть из которых удостаивается чести ублажать Царя Царей, а остальные - его приближенных. Человеческие жертвоприношения редки, только по особым случаям.
Армия - ополчение из вольных общин (копейщики+лучники+пращники) +несколько боевых колесниц (появились недавно) во главе с царем и царская дружина - тяжелая пехота.
Аномалия в которую угодила электричка на Земле медленно дрейфует, раньше была чуть в стороне от железной дороги. Срабатывает не всегда, часто результат не заметен. Местные заметили только перенос стада коров лет 50 назад (их потомки живы и поныне), рукастого рабочего Петровича 25 лет назад с мешком картошки на велосипеде (недавно его за плохое поведение принесли в жертву - облили огненной водой и отправили к богам) и студент Андрей (изрисовал пол храма и дворца в стиле аниме, местным понравилось)
Интересно насколько реалистичным получился мир, насколько вменяемым решение Царя Царей - и перспективы попаданцев
Причина: слегка причесал текст