Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: westbrich, Den

Русское православие

Ответить
Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Русское православие

В середине 17-го века когда Патриарх Никон решил устроить редактирование богослужебных книг, о сием деле вовремя донесли царю Алексею Михайловичу. Царь в православии разбирался не лучше простого мужика, а точнее именно на этом простецком полуязыческом бытовом уровне.

Привели патриарха пред царские очи, бухнули на колени и......

— Так ты, собака, решил службы Русским Богам на поганый греческий манер вести?! Как это Христос не русский Бог?! Сгною, собака!!! И всех твоих умников в монастырях заточу! Ишь ты! Русскую веру подлым иноземцам продавать!

Я те дам, пес смердящий, константинопльскую благодать, в Стамбул продам!

Так и завершилась история с попыткой раскола. История пошла иным путем. Мир обещал место быть

Россия превыше всего!

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Каммерер пишет: о с..

Каммерер пишет:

о сием деле вовремя донесли царю Алексею Михайловичу. Царь в православии разбирался не лучше простого мужика, а точнее именно на этом простецком полуязыческом бытовом уровне.

Это СИЛЬНО альтернативный Алексей Михайлович!

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Каммерер пишет: Мир..

Каммерер пишет:

Мир обещал место быть

Не обещал:(( Ибо Тишайшему потребен ОЧЕНЬ СИЛЬНО альтернативный сынок, чтобы не получилось [del][/del]возврата к РИ первой трети 18го столетия.

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Олег
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: Цар..

Каммерер пишет:

Царь в православии разбирался не лучше простого мужика

Говорят есть магическое слово матчасть.

Когда несете фигню, несите её бережно, стараясь не расплескать – важна только полная фигня.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Каммерер пишет: Цар..

Каммерер пишет:

Царь в православии разбирался не лучше простого мужика, а точнее именно на этом простецком полуязыческом бытовом уровне.

Ну а то,что дед был патриархом ему не помогло (нет тот конечно был светский патриарх,но всё же... кстати придумал альтернативу,открою новую тему).

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Сынок может быть дру..

Сынок может быть другой. Это не проблема зачать его в другой день и от другой женщины.

Россия превыше всего!

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А если от Касимовско..

А если от Касимовской невесты Всеволожской (как-то ни Алексею,ни Михаилу не везло на "первую любовь"-у того Хлопова была.)

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ну и пусть внук Патр..

Ну и пусть внук Патриарха. Информация в генах не передается. Случайно заглянул в монастырь, да узрел в одной из келий пару импортных монасей за прелюбопытным занятием. Ну и осерчал, на всех любителей иноземной мудрости. Могло быть просто плохое настроение.

В итоге плотного разговора с царем, Никон скончался от апоплексического удара скипетром. Патриархом назначили — можно Абакума, или кого из царских друзей. Церковники свято исполняя заветы царя сохраняют и бережно пестуют народное русское православие, с сыном ночки-зари Исусом, русским Богом Николой, святым Богами и прочими милыми языческими шалостями. Вскоре священики получают право передавать приходы по наследству. Овдовевшим попам позволяется жениться повторно. Пишутся новые богослужебные книги, впрочем до большинства попов они не доходят. Постепенно православие становится понастоящему русским и все больше и больше отдаляется от византийского оригинала.

Сыграл тот разговор с Никоном и добрую игру с царем — у того резко повысилось либидо, сыграл свою роль отказ от постов (тока по желанию, святосмти ищущим, а мирянам нах...) Родились у Алексея три сына. Старший Владимир от незаконной, но любимой жены, дочки брянского боярина Пересветова рода. Вот он то и унаследовал престол, а младшие Петр и Иван стали просто князьями.

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: Ну ..

Каммерер пишет:

Ну и пусть внук Патриарха. Информация в генах не передается.

Она передается в полученном образовании и воспитании. И Алексей его в РИ получил.

Царь Алексей Михайлович воспитался в грекофильских традииях своей семьи. Его дед был ставленником иepyсалимского патриарха Феофана, которому поэтому Филарет Никитич всегда оказывал особую любовь, расположение и готовность исполнять все его просьбы о помощи святому Гробу, или о помощи тем лицам, которых Феофан рекомендовал вниманию Московского патриарха. Крайняя не любовь Филарета Никитича к латинству и южно-русской унии, побуждала его еще теснее примкнуть к православному востоку, поддерживать с ним непрерывные тесные связи и единение, вследствие чего он находился в самых живых и деятельных сношениях со всеми восточными патриархами, имел с ними постоянную переписку. Все приходившие в Москву греки встречали у него ласковый и радушный прием, несколько греческих иерархов постоянно жили в Москве, пользовались особым расположением и покровительством Филарета Никитича, и занимали при нем влиятельное положение во всех делах по сношениям с православным востоком. Филарет Никитич сделал несколько церковных исправлений, в видах согласование русских церковных чинов с греческими; он попытался было устроить на своем патриаршем дворе греческую школу, заставлял делать переводы с греческих книг на русский. Словом Филарет Никитич много содействовал развитию и укреплению у нас идеи о необходимости тесного постоянного единения между русской церковью и тогдашней греческой[16].

Вполне естественно было, что по тому же пути, по которому шел в своих сношениях с православным востоком Филарет Никитич, пошел и его внук — царь Алексей Михайловичу только он еще шире, тем его дед, понял самую идею о необходимости полного единения русской церкви с тогдашнею греческою, и энергичное всестороннее проведение ее в жизнь стал считать одною из главных и насущнейших задач своего царствование. На этом пути он встретил себе полную поддержку и одобрение со стороны своего уважаемого духовника протопопа Стефана Вонифатьевича, благодаря чему из царя Алексея Михайловича и выработался вполне сознательный, убежденный и очень энергичный церковный деятель грекофил, каким он и остался до конца своей жизни. известный Павел Алепский в одном месте своих записок замечает: «нынешний благополучный царь и новый патриарх Никон очень любят греческие обряды и имеют большую склонность к рассуждениям и к учению христианскому, в особенности царь». Тот же Павел Алепский передает, что за одним обедом царь, разговаривая чрез переводчика с антиохийским патриархом Макарием, «просил (Макария) молиться за него Богу, как Василий Великий молился за Ефрема Сирина, и тот стал понимать по-гречески: чтобы и царю также уразуметь этот язык»[17]. Как именно Алексей Михайлович сам себе представлял свои грекофильские церковные стремления и в какую реальную форму должны были, по его мнению, отливаться эти стремление, это с особенной ясностью выразил впоследствии, в своих к восточным патриархам, в которых он приглашал их в Москву для суда над Никоном и для приведения в порядок русских церковных дел. Так грамоте к константинопольскому патриарху Паисию он пишет: «мы ныне от зелного рачение нашего — потщавшеся обновити и подутвердити соуз церковного общаго нашего мира — тоя единые православные веры, да будет между вами же и нами яко же прежде сице и ныне и потом непременно до кончины века, — пишем и молим тя известитеся опасно хотяще.... быти нам с вами желаем едино, якоже глоголет самая истина Христос, моля Отца своего о хотящих веровати: да будут едино, якоже и мы едино есмы». И в заключение пишет: «Господь же мира и утешения, иже разстоящая совокупляяй во едино и тойжде соединение веры да даст благодать пребывати единомыслию церквей своих, сущих во пределех наших и ваших, даже до скончания века нерушиму с вами во исправление и преспеяние и ращение в лучшая нам». В грамоте к александрийскому патриарху Паисию царь заявляет: «во всех благочестиа догматех согласоватися с вами хотяще... Отец присносущный и Бог... да преподаст святый свой мир, соединение и единомыслие святым своим церквам». В грамоте бывшему константинопольскому патриарху Паисию царь пишет, что приглашает Паисия в Москву, чтобы «церквей наших единомыслию не отторгнутися Христа и вас». В грамоте к антиохийскому патриарху Макарию царь заявляет, что обязанность царя не о царском только пещися, но самое главное: «еже есть общий мир церквам и здраву веру крепко соблюдати и хранити нам; егда бо сия в нас в целости и снабдятся, тогда нам вся благая строения от Бога бывают: мир и умножение плодов и врагов одоление, и прочии вещи вся добре устроятися имут». Просить Макария приехать в Москву «да общий мир церквей от сего известится, иже толико есть потребен, в православии сущим, елика и дыхати нам воздуха, присно бо желаем соблюдати единение веры нашея и быти всегда соединени с вами во едином дусе и в соузе мира, яко же и звани быхом во едином уповании звания нашего»[18]. Очевидно царь Алексей Михайлович попечение о вере и церкви считал одною из первых и самым ответственных своих царских обязанностей: Бог взыщет именно с него, как главного ответственного лица, за нерадение в делах церковных, да и само царство его пострадает, если он допустить какое либо нестроение церковное. Самое же попечете о церкви должно было выражаться, по его представлению, по-преимуществу в поддержании полного единства между всеми православными церквами и, в частности, между русской церковью и вселенскою греческою, в устранении из русской церковной практики всего, что препятствовало и в будущем может препятствовать полному единению русской церкви с греческою. Вся последующая церковная реформа Никона была поэтому, в глазах Алексея Михайловича, только простым, необходимым и прямо обязательным для него — царя актом, устрояющим полное единение русской церкви с греческой и другими православными церквами, к чему он, как православный царь, всегда деятельно обязан был стремиться. А эта обязанность, в свою очередь, покоилась на том его представлении об отношении русского царя к вселенскому православию, по которому русский царь есть единственный теперь в целом мире представитель, опора и охранитель всего вселенского православие, наследник и продолжатель дела великих и благочестивых древних греческих царей. Эти идеи об исключительном призвании русского царя в православном мире, которые на все лады проводили в своих грамотах все восточные иерархи, были вполне усвоены царем Алексеем Михайловичем, и он не прочь в своем лице воскресить образ древних греческих императоров. В грамоте к афонитам, от 11 января 1666 года, царь просит их прислать в Москву «из святогорских монастырей греков, добрых и ученых людей, которые-б знали эллинское и словенское учение, трех человек иноков... Да в святогорских же монастырех сыскати б Судебник да Чиновник всему царскому чину прежних благочестивых греческих царей печатной; а сыскав тех ученых людей и книги, прислать к нам, великому государю, незамотчав»[19]. Из этого видно, что Алексей Михайлович действительно хотел быть возможно точною копиею старых благочестивых греческих царей, и ради этого, стремился иметь у себя их Судебник и Чиновник «всему их царскому чину», конечно с прямою целью чтобы всем своим поведением и придворным чином воочию явиться преемником старых благочестивых греческих царей.

С другой стороны несомненно и то, что в церковных грекофильских стремлениях царя Алексея Михайловича не последнюю роль играли и политические мотивы, так как Алексей Михайлович считал себя преемником древних благочестивых греческих императоров не только в делах веры и благочестия, но и законным наследником царства, верил, что ему, или его преемникам, действительно суждено в будущем владеть самым Константинополем и всеми православными народами томящимися под турецким игом. Конечно Алексей Михайлович с особым вниманием и удовольствием слушал, когда приехавший в Москву, в 1649 году, иерусалимский патриарх Паисий, в своей приветственной речи, на первой ауедиенции у государя, торжественно, в слух всех говорил между прочим и следующее: «Пресвятая Троица — Отец, Сын и Св. Дух, едино царство и господство, благословит державное ваше царствие, да умножить вас превыше всех царей, и покажет вас победителем и одолетелем насопротивных видимых и невидимых врагов, якоже и древних и новых царей: царя Давида, царя Езекия и великого царя Константина; да утвердит вас и умножить лета во глубине старости, благополучно сподобит вас восприяти вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда вашего, да освободит народ благочестивых и православных, христиан от нечестивых рук, от лютых зверей, что поедают немилостиво; да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараонских рук жезлом—знамением честного животворящаго крестаи[20]. Точно так же с большим удовольствием, вероятно, Алексей Михайлович читал в челобитной бывшего константинопольского патриарха Афанасия Пателара, приезжавшаго в Москву в 1653 году, что порабощенные турками греки имеют в русском царе «столп твердый и утвержение вере и помощника в бедах и прибежище нам и освобождение... А брату, государь, моему и сослужителю, великому господину, святейшему Никону патриарху московскому и всеа Руси, освящати соборную апостольскую церковь Софию премудрость Божию»[21]. Со своей стороны и Никон, при своем поставлении в патриархи, на приветственную речь царя, говорил ему, что он — Никон желает государю, чтобы Бог распространил его царство «от моря и до моря, и от рек до конца вселенные, и расточенная во благочестивое твое царство возвратить и соберет во едино и на первообразное и радостное возведет, во еже быти ти на вселенней царю и самодержцу христианскому, и возсияти яко солнцу посреди звезд»[22]. Понятно, что Никон так говорил, хорошо зная, что молодой царь смотрит на себя, как на призванного объединить в своей благочестивой державе все расточенные православные народы, страждущие род игом неверных.

Что политические мотивы играли известную роль в грекофильских стремлениях и настроениях царя, что ему не чужда была мысль сделаться освободителем православных народностей из под турецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, что церковное единение он считал первой и необходимой ступенью будущего политического единения, на это есть некоторые указания у Павла Алепского. Со слов одного боярина Павел рассказывает, что будто бы, когда царь окончательно отпустил Москвы антиохийского патриарха Макария, то, обращаясь окружающим его боярам, он «вздохнул и сказал: Бога, прежде чем умру, видеть его (п. Макария) в четырех патриархов служащим во святой Софии и нашего патриарха пятым вместе с ними. И все присутствующие ответили: да услышит Господь». Тот же Алепский передает и следующий слышанный им рассказ: в первый день Пасхи греческие купцы, проживавшие тогда в Москве, вместе с вельможами явились к царю с поздравлениями. Государь оделил греков по два яйца и, подозвав их к ce6е поближе, говорил им: «хотите ли и желаете ли, чтобы я освободил вас и избавил от неволи? поклонились ему и отвечали: как нам не хотеть и выразили ему подобающие благожелания. Он продолжал: когда вернетесь в свою страну, просите своих архиереев, священников и монахов молиться за меня и ять Бога, ибо по их молитвам мой меч сможет рассечь выю моих врагов. Потом, проливая обильные слезы, сказал вельможам своего царства: мое сердце сокрушается о порабощении этих бедных людей, которые находятся во власти врагов веры. Бог — да будет прославленно имя Его! — взыщет с меня за них в день суда, ибо, имея возможность освободить их, я пренебрегаю этим, и прибавил: не знаю, как долго будет продолжаться это дурное состояние дел, но со времен моих дедов и отцов к нам не перестают приходить патриархи, архиереи, монахи и бедняки, стеная от обид, злобы и притеснений своих поработителей, и все они являются к нам не иначе, как гонимые великой нуждой и жестокими утеснениями. Посему я боюсь, что Всевышний взыщет с меня за них, и я принял на себя обязательство, что, если Богу будет угодно, я принесу в жертву свое войско, казну и даже кровь свою для их избавление. Они отвечали ему: да даст тебе Господь по желанию сердца твоего!»[23]. Говорил ли действительно Алексий Михайлович те слова греческим купцам, которые передает нам Павел Алепский, мы не знаем. Но отрицать, что Алексей Михайлович действительно считал себя преемником старых благочестивых греческих царей и наследником их царства, что он за себя, и своих преемников на русском престоле, мог мечтать об освобождении всех православных народов от турецкого ига, мы не имеем оснований. «Тем более, что и в представлении других, более образованных тогдашних русских, идея полного всецелого единение русской церкви с тогдашнею греческою сливалась с идеею о политическом объединении под главенством русского царя всех православных народностей, томящихся в турецкой неволе. Так известный грекофил и борец с западником Медведевым старец Евфимий, в доказательство необходимости тесного единение русской церкви с четырьмя восточными греческими патриархами, писал, что русские должны быть «согласны во всем и купночинны с восточною святою церковию и со святейшими, равночисленными св. евангелистам, патриархи «, что тогда «и святейшие патриархи подадут вящшее благословение и молитву о благосостоянии всероссийского царствия, и народи вси окружнии, сущии православия восточного, Богу возблагодарят и царскому величеству приклонятся, т. е. Евфимий утверждает, что на почве церковного объединены всех православных народов, может произойти потом и их политическое объединение под главенством православного русского царя.

Царь Алексей Михайлович до конца остался верен своим грекофильским убеждениям, до конца настойчиво старался провести их в жизнь, осуществить на деле. Царю Алексею Михайловичу главным образом церковная реформа обязана своим началом, своим проведением при Никоне и своим окончательным признанием голосом всей русской церкви после удаление Никона. Никон—реформатор был собственно созданием царя и Стефана Вонифатьевича, он — Никон энергично действовал и проводил реформу только пока жив был Стефан Вонифатьевич и пока он сохранял тесную связь с царем. Как же скоро Стефан Вонифатьевич умер, а сам Никон не сумел поддержать свои прежние близкие отношение к царю, его грекофильство и его прежний напряженный интерес к произведенной им церковной реформе сильно охладели и заменились равнодушием. После удаление с патриаршей кафедры Никона, все дело поддержание церковной реформы пришлось вести одному царю, и Алексей Михайлович действительно умело и искусно довел его до конца: он создал новых преданных реформе деятелей — Павла, Илариона, Иоакима, которые и действовали в его духе и По его указаниям, так что только благодаря исключительно его усилием и уменью церковная реформа Никона, не смотря на все противодействие ей со стороны большинства тогдашнего общества, была торжественно и окончательно принята всею нашей церковью.
Решив привести русскую церковь к полному единению с тогдашней греческой церковью, и ради этого совершить проверку наших церковно-богослужебных книг с греческими подлинниками, нашу церковно-обрядовую тогдашнюю практику объединить с современной греческой, царь Алексей Михайлович и его духовник Стефан Вонифатьевич постарались подготовить почву и средства для задуманной ими церковной реформы, которую потом суждено было приводить в исполнение Никону. Еще в 1648 году государь послал в Киев в Печерский монастырь инока Марка «добоголюбезного епископа Зосима», которого просил прислать в Москву Дамаскина Птицкого «для своего государева дела», но в то время «послати того старца невозможно было для монастырския потребы». Тогда в мае 1649 г. государь снова обратился уже к киевскому митрополиту и к властям киевского братского монастыря, чтобы присланы были в Москву старцы — Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, так как государю «ведомо учинилось, что они божественного писание ведуши и эллинскому языку навычны, и с эллинского языка на славянскую речь перевести умеют, и латинскую речь достаточно знают, а нашему царскому величеству такие люди годны», почему царь и просит митрополита прислать «тех учителей» «для справки библеи греческие на словенскую речь, на время нам великому государю послужити». Благодаря этой грамоте государя, 12 июля того же 1649 года, в Москву прибыли из Киева старцы, книжные переводчики: Арсений Сатановский и Епифаний Славенецкий, поселившиеся сначала на большом посольском дворе, а потом в Чудове монастыре. В следующем 1650 году в Москву прибыл и третий переводчик киевлянин Дамаскин Птицкий[24]. Значит, киевские ученые старцы вызывались в Москву специально для перевода на славянский язык греческих и латинских книг вообще и частнее: «для справки библеи греческие на словенскую речь»; вызывались они потому, что «еллинскому языку навычны и с эллинского языку на словенскую речь перевести умеют и латинскую речь достаточно знают». И действительно, с приездом в Москву ученых киевлян у нас сразу книжная справка была поставлена на новых началах: стали справляться не только с древними славянскими рукописями, но и с греческими и южно-русскими изданиями. Так в послесловии к известной Иосифовской Кормчей, которая начата печатанием по повелению государя, по совету и благословению патриарха Иосифа в 1649 году 7-го ноября, говорится: «буди вам, христоименитому достоянию, всем известно: яко да соуз мира церковного твердо, в дусе кротости хранится и да не будет, несогласие ради, распри в церковном телеси, сего ради, многие переводы сие святые книги, Кормчии, ко свидетельству типографского дела, собрани быша; в них же едина паче прочих, в сущих правилах крепчайши, наипаче же свидетельствова ту книгу греческая Кормчая книга, Паисия патриарха святого града Иерусалима, яже древними писцы паписася за многия лета, ему же, патриарху Паисии, в те времена бывшу в царствующем граде Москве»[25]. В послесловии к Шестодневу 1650 года говорится: «подобает ведати, яко же в книге сей указы о ипокоях, на повечернях по трисвятом, и на полунощницах по трисвятом же, и по шестой песни, вместо воскресных кондак, указаны наряду кондак — заступнице христианом, отложити подобает. Глоголати же вместо того и на повечернях и на полунощницах и по 6 песни, егда не поется святому полиелеос, непременно воскресные кондаки, высоты ради воскресного дне: ипакой бо точию по непорочных глоголются, понеже и во греческих переводех по сему же уставу обретохом, еже воскресные кондаки на тех местах глоголати. Сего ради и последующе сему, такоже указахом и положихом в конец книги сия. На ряду же указанному да не дивится никтоже, ниже смущается о сем, зане с прежних переводов печатано, а греческих еще не видехом». Т. е. справщики заявляют, что положенные ими «в самой книге указы вместо воскресных кондаков петь, в означенных случиях, кондак Заступнице усердная», следует оставить и петь воскресные кондаки, как это показано на двух последних припечатанных после листах книги. Эту перемену они производят потому, что так найдено ими положенным в греческих книгах. В самой же напечатанной ими книге «Шестоднев» эти перемены непроизведены потому, что во время печатания книги у них еще не было под руками греческих книг, и им пришлось печатать с прежних переводов, греческие же книги явились у них тогда, когда печатание Шестоднева уже было кончено. — В послесловии учительного Евангелие, изданного в Москве в 1652 году, по благословению патриарха Иосифа, справщики заявляют: «к сему же да не усумнишися православный читателю, егда обрящеши в святой книзе сей исправление речений, в клонениих изменена и другая таковая, и возмнится нова быти и самосмышлена, но несть сице: понеже за их же святительским благословением со многих переводов свидетельствованне исправлена суть; переводы же собраны быша: един святые соборные великия церкве пресвятыя Богородицы Успения, и другий — Чудова монастыря и чудотворца Алексиа, и два Симона монастыря, древних писм, к сим же ин Острожския печати»[26].

Таким образом еще до патриаршества Никона книжная справа у нас, благодаря царю и Стефану Вонифатьевичу, уже прочно была поставлена на совершенно новых началах: при издании церковно-богослужебных книг стали справляться с греческими книгами, ими проверять наши прежние издания и, в случае разногласие славянских переводов с греческими подлинниками, стали давать решительное преимущество последним. Кроме греческих книг стали прибегать еще к сличению московских изданий с южно-русскими, как более исправными в некоторых отношениях, чем старые московские. Очевидно Никону впоследствии приходилось только продолжать книжные исправление в том духе и направлении, как это было налажено уже до него.

Помимо приглашения ученых Киевлян решено было еще в самой Москве основать такую школу, в которой бы преподавался греческий язык, почему стали искать подходящего для школы учителя грека. Когда в 1649 году в Москву приезжал иерусалимский патриарх Паисий, а с ним его дидаскал грек Арсений, который ранее жил киевской Руси и знал славянский язык, то Арсений был оставлен в Москве для предположенных книжных переводов и исправлений, а так же и для учительства. В то же время государь обратился с особою просьбою к иepyсалимскому патриарху Паисию, что бы он, возвратившись из Москвы на восток, позаботился приискать там между учеными греками благонадежного учителя и прислал его для учительства в Москву. Об этом свидетельствует грамота патриарха Паисия к государю в 1652 году, в которой он, посылая в Москву, в качестве учителя для московской школы, митрополита Навпакта и Арты Гавриила, пишет: «повелели нам, богомольцу вашему, радети и обрести единого учителя премудрого и православного, и не имел бы никакого пороку во благочестивой вере, и был бы далече от еретиков, и послати б нам иво ко святому вашему царствию поклонитися, да учинить учительство и учить эллинский язык, якоже она есть древня от иных язык, понеже она корень и источник другим»[27]. В то же самое время, очевидно под давлением царя и Стефана Вонифатьевича, и патриарх Иосиф должен был показать заботливость относительно устройства в Москве греческой школы. Грек Иван Петров в 1649 году писал патриарху Иосифу: «даю ведомость о некотором учителе смышленом эллинскому языку и разсудителя евангельскому слову, и имя ему Мелентий, прозвище Сирих, что такова учителя второго не обретается во всей вселенной и ни в котором месте. и дал свое слово — хотел придти сюда к благочестивому царю и к святейшеству вашему, а будет благоволение благочестивого царя и великого князя Алексея Михайловича, самодержца всея Руси, и произволением святительства вашего, изволите дати грамоту мне, да он придет сюда, и челом бью, да мне о том учини указ и подай ответь»[28].

Этими, коолега, идеями о "вселенскости" Алексея Михайловича грузили с детства — сохранились конспекты его богословских занятий. И это естественно, ибо из идеи Третьего Рима логически следует.

А "монаси за интересным делом" царя не шокируют, поверьте. Ибо явление на Руси в оную эпоху было вполне бытовое.

В епископском поучении, помещенном в "Кормчей книге" XV века, сборнике церковных и государственных правил, автор гневно обличает содомскую пагубу. Уставы преподобного Ефросина и преподобного Иосифа Волоцкого запрещают допускать в монастыри подростков мужского пола. Правда, монастырские уставы составлялись по примеру греческих, но русская действительность показывала, что постановления святых отцов подразумевали не столько гипотетическую опасность, сколько регистрировали печальные реалии монастырского быта.

Преподобный считал необходимым писать об этом правителю Русского государства потому, что порок принял широчайший размах. О том же говорят и другие источники. В сочинениях митрополита Даниила (XVI в.) содержится множество обличении против половой невоздержанности его современников, и в том числе обличение содомии. Протестуя против обычая многих мужчин румяниться и выщипывать волосы из бороды и усов, Даниил дает понять, что это делается с определенными нечистыми намерениями. По словам Даниила, в то время в стране господствовали грубые чувственные пороки. "...женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяши. Или весь хощеши жена быти?" Даниил рассказывает, как эти молодые люди бреют бороду, натираются мазями и лосьонами, румянят себе щеки, обрызгивают тело духами, выщипывают волосы на теле щипчиками, переодеваются по нескольку раз в день и напяливают на ноги ярко-красные сапоги, слишком маленькие для них. Он сравнивает их приготовления с вычурно приготовленными блюдами ("некая брашна дивно сътворено на снедь") и интересуется, кого они такими приготовлениями надеются прельстить.

Против содомии направлено "Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных" Максима Грека. Видно, что в груди преподобного кипело негодование. Он находил, что занимающихся мужеложством необходимо сжигать на кострах и предавать вечной анафеме.

В 1552 году митрополит Макарий в послании царскому войску, стоявшему под Казанью, в Свияжске, гневался, что государевы воины "содевали со младыми юношами содомское зло, скаредное и богомерзкое дело". Не гнушались православные богатыри и пленными, используя их в качестве наложников

Судя по всему, гомосексуальное поведение мужчин Московской Руси не обуздывалось ни законом, ни обычаем. Как писал хорватский священник Юрий Крижанич, проживавший в России с 1659 по 1677 год, "здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление".

Резюмируя все сохранившиеся сведения о мужском гомосексуализме в допетровской Руси, известный историк С.Соловьев писал – в викторианско-пуританском тоне, свойственном его эпохе: "Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех".

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Георг все сказал. То..

Георг все сказал.

Только добавлю, что:

Каммерер пишет:

В итоге плотного разговора с царем, Никон скончался от апоплексического удара скипетром. Патриархом назначили — можно Абакума, или кого из царских друзей.

И Абакум, и царские друзья — самые горячие сторонники церковной реформы. И Никона продвигали именно они.

От изменения персоналий может по другому пойти реформа, но "сохранение Каммерер пишет:

народное русское православие

" в любом случае фантастично.

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Радуга пишет: И Аба..

Радуга пишет:

И Абакум, и царские друзья — самые горячие сторонники церковной реформы.

Угу. click here[HTML_REMOVED]

Владыка Континентов
Цитата

Вот вам из АИ Энцикл..

Вот вам из АИ Энциклопедии статья "Русское христианство"

Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христианства и местных традиционныхрусских верований.

Русское христианство зародилось в середине 17 века в России в виде приспособления христианства к местным верованиям путем образования синкретических культов. Первая русско-христианская секта была основана в16хх г. царём Алексеем Михайловичем

Расцвет русского христианства приходится на первую половину 18 века.

Основной идеей всех русско-христианских сект является стремление создать "русское христианство", которое противопоставляется другому "не русскому" христианству .Русское христианство провозглашает богоизбранность русского народа и обвиняет европейцев в искажении христианства. Все положительные библейские персонажи (включая Христа) считаются русскими , отрицательные же персонажи считаются ортодоксами ,католиками , протестантами и вообще не русскими людьми . Враждебность ко всему нерусскому является одной из черт русского христианства .

Отличительной особенностью практически всех русско-христианских культов является вера в верховных небесных божеств и бога -демиурга, удалившегося от человеческой суеты и непосредственно не присутствующего в ритуалах. Почти для всех русско-христианских течений характерна вера в предсказания и знамения , полученные самыми разнообразными способами,

Русское христианство к нынешнему времени не является единым религиозным течением, а представляет множество направлений, церквей, сект, как правило, синкретичных и относящихся генетически, с одной стороны, к тем или иным местным русским верованиям, с другой — к христианству . Подобные сочетания порождают большое разнообразие всевозможных направлений русского христианства .

Значительная часть этих направлений имеет ярко выраженные национальные черты и не выходит за рамки русского этноса, внутри которого они зародились.

Русское христианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты и церкви -- Не имеют синкретических черт , они начали возникать после образования собственно "русского христианства" . Большинство верующих догматически и обрядово принадлежат к восточной ортодоксальной церкви и признают верховенство вселенского патриарха и собственно "русскими христианами" не являются и русскими себя не считают и фактически образуют отдельный этнос ..Число приверженцев на конец XX в более 70 миллионов человек . Большая часть верующих проживает в Сибири .

  • Мессианские секты --- Представлена сектами, в которых особое, часто обожествленное, положение занимают основатели движения и (или) их преемники. Как правило, в мессианских сектах существенно искажены основные догматы и положения христианства.

    Мессианские русско-христианских секты распространены преимущественно в центральной и западной России . Число приверженцев мессианских сект на конец XX в. — около 10 миллионов человек.

  • Языческо-христианские секты ---- Представлена сектами, полностью сохранившими местные традиционные верования и лишь отчасти воспринявшими отдельные христианские догматы, как правило, в искаженном виде.

    Численность сторонников языческо-христианских сект на конец XX в. не превышала 2 миллионов человек.

  • Ветхозаветные секты . Как правило, секты этой группы зародились в христианской среде и эволюционировали в сторону талмудического и неталмудического иудаизма. По вероучению и идеологии практически совпадают с иудаизмом .

    В основе культа практически всех ветхозаветных сект — попытка возрождения образа жизни, существовавшего во времена Авраама. Ветхозаветные секты имеют аналогичные иудаизму пищевые и бытовые запреты. Практикуется многоженство.Основной ареал распространения ветхозаветных сект — центр и юг европейской России .

    Вероучение основано "русского христианства" на перевранной Библии и устных преданиях русских и финноугорских народов , сочетая элементы традиционных верований и восточного христианства . В вероучении сложно переплетены христианские представления и политеистическое вероучение на основе русского языческого пантеона.

    Фактически является политеизмом .

    Пантеон"русского христианства" представляет собой сложный синтез христианского бога и русского языческого пантеона . Во главе ориша стоит бог грома и молнии Илья , основными богами считаются бог-творец Саваоф (ассоциируемый с христианским богом-Отцом), бог-спаситель Спас (Христос ) , женское божество Богородица (Мария ) бог воды и целитель Никола , бог сельского хозяйства Власий (Волос ), богиня домашнего очага Параскева (Пятница ).

    Среди приверженцев "русского христианства" постоянно возникают разногласия ,о том какого бога почитать в первую очередь Николу или Илью .

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Каммерер пишет: Пат..

Каммерер пишет:

Патриархом назначили — можно Абакума, или кого из царских друзей. Церковники свято исполняя заветы царя сохраняют и бережно пестуют народное русское православие, с сыном ночки-зари Исусом, русским Богом Николой, святым Богами и прочими милыми языческими шалостями.

Ну про Аваакумаа уже все сказали, он как раз один из лидеров реформации. Кстати кажется мне, что "народное русское православие" имело в XVI- начале XVII веков очень мало общего с описанным вами.

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Надо покопать матери..

Надо покопать материалы. И вообще, почему Алексей не может реформировать православие? Забить на третий Рим, и объявить Москву вторым Иерусалимом? А заодно привязать евангельский сюжет к российской почве?

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Ссылки на матчасть я..

Ссылки на матчасть я дал. Подробнее Каптерева эту тему мало кто копал. Там же и другие главы.

Каммерер пишет:

И вообще, почему Алексей не может реформировать православие? Забить на третий Рим, и объявить Москву вторым Иерусалимом? А заодно привязать евангельский сюжет к российской почве?

Политически невыгодно, коллега, мало того, самоубийственно. Тут Украина под высокую руку просится, а там уже могилянские реформы проведены, и Киевская митрополия с Царьградом прочно повязана. А ежели удаться Речь разгромить — дух захватывает от перспектив. Уже Молдавские и Валашские господари, Грузинские цари и пр. в Москву с намеками пишут, к единому в мире царю православному, де только твое воинство Днестр или там Кавказ перейдет — все твои будем, ослобони от басурмана..... но очевидно одно. Чтобы создать вселенско-праославную империю, нужно вселенское православие. А значит — и богослужебная реформа.

Ну мало Алексею было быть РУССКИМ царем. Хотелось быть Восточно-Римским императором. Получить и Русь по Холм и Перемышль, и Балканы, и Закавказье... И главное что, что с челобитьем Богдана возможность таковым императором стать РЕАЛЬНО появилась.

Второй момент — необходимость заимствований с запада. Ученик легко поддается влиянию учителя, начинает мыслить его терминологией и схемами, и посему все видели опасность — засади русского учится у немца фортификации, а немец его заодно (при желании) и ереси люторской научит. Значит ученик должен обладать знанием о вере, или же скорее иметь возможность разрешить сомнения у образованного и могущего опровергнуть лютеранские аргументы православного попа. А таких попов мало, очень мало на Руси.

То есть нужна православная церковная школа. А где взять образованных богословов? Только в могилянском Киеве да в Царьграде (клирики которого в Венеции и Париже давно учатся). То есть обращение к грекам неизбежно. Альтернатива (в условиях сближения с западом) — беззащитность перед лютеранской пропагандой.

Ну и третий момент — полная стена грекофилов, окружающая Алексея Михайловича с ранего детства. "Вселенскость православия" и "Третий Рим" впитаны с молоком матери. Вся русская образованая элита того века так мыслила.

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Как рекомендуете про..

Как рекомендуете прорубать стену грекофилов? Может стоит переборщить с воспитательным процесом у царевича? Чтоб проникся и возненавидел?

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: Как..

Каммерер пишет:

Как рекомендуете прорубать стену грекофилов? Может стоит переборщить с воспитательным процесом у царевича? Чтоб проникся и возненавидел?

А где альтернативы грекофилам? Куда рубить? К кому мог бы потянуться царевич, отталкиваясь от греков? Сылочку на Каптерева почитайте. Весь активный и мало-мальски образованный клир настроен реформаторски. И все за книжную справу — Аввакум и компания вытсупили против Никона именно потому, что он начал править по новопечтаным книгам, изданным греками в Париже и Венеции, ибо подозреали их в еретичестве (надо сказать справедливо, уклонения в католицизм и протетантство у тогдашних греков в частностях имелись). Но и Аввакум со товарищи уважали греческую старину и учились по Святым Отцам IV-VI веков, давно имевшимся в русском переводе. Только что книги желали править по старым оригиналам, а не по новопечатным изданиям.

Течения, исповеддующего предлагемое вами "русское православие" в тогдашней русской церкви нет. Разве что какой-нибудь недоучившийся сельский поп, поставленный по принципу "на безрыбье и рак рыба".

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Каммерер пишет: Как..

Каммерер пишет:

Как рекомендуете прорубать стену грекофилов? Может стоит переборщить с воспитательным процесом у царевича? Чтоб проникся и возненавидел?

Никак.

Ну разве что ПОЛНЫМ геноцидом русской элиты того времени.

Просто то, что ошибок накопилось слишком много — понимали абсолютно все. Соответственно — абсолютно все видели необходимость "очищения". Т.е. — отказа от "русскости". А дальше начались разногласия — по каким источникам править.

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Каммерер пишет: Как..

Каммерер пишет:

Как рекомендуете прорубать стену грекофилов?

"Реформатор" не должен получить образования, не говоря уже о подготовке к правлению, но при этом уцелеть и воцариться. Далее как обещает ув. Радуга резня, далее как обещает ув. Георг слив юга и широкое проникновение в страну лютеранства (ещё раз резня), далее кончина "живчика" и контрреформы?

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Че Бурашка
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А если Московию усил..

А если Московию усилить? К примеру отбиться от Тохтамыша и перестать платить дань Орде уже в 14 веке. Затем в 15 веке русифицируем ВКЛ, зачищаем Степь... И зачем нам тут греки с лютеранами?

!HASTA LA VICTORIA SIEMPRE!

"Если вы имеете ввиду евгенику ,то в условиях СССР она была весьма необходима."(с) Абрамий

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А если развилку рань..

А если развилку раньше провести? После Дмитрия Донецкого, но до Иоана 111 ?

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: А е..

Каммерер пишет:

А если развилку раньше провести? После Дмитрия Донецкого, но до Иоана 111 ?

Тогда развитие событий должно быть примерно таковым: в начале XV века Тимур разгромил Османов пострашнее реала и посадил в Малой Азии одного из своих отпрысков, который оказался не промах и в наступившем после смерти Хромца бардаке сумел удержаться, основав в Анатолии еще один Тимуридский султанат. Недобитые, но катастрофически ослабевшие Османы уцелели только на Балканах, но тут в наступление перешли венгро-польские крестоносцы Владислава Варненчика и турок добили.

Османского султаната нет, Болгария, отвоеванная у турок, присоединена к Венгрии, Сербия и Валахия Венгрией завассалены. Византия, еще ранее обещавшая Западу за помощь принять Унию, теперь, при наличии крестоносцев-освободителей у ворот Царьграда, эту самую Унию принимает. Ее примеру следуют Сербия, Болгария, Трапезунд и пр.. Соответсвенно в Великом Княжестве Литовском уния с Римом так же проходит, и Киевский митрополит подчиняется папе. И только Москва отвергает Унию как и в РИ.

Вот вам и мир русского православия, которому ничего не грозит — по той простой причине что иного православия кроме русского в этом мире не существует. Русская церковь варится чисто в собственном соку, подобно Эфиопской.

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

слишком персиковато ..

слишком персиковато и глобально. Интересны минимальные влияния на РИ. Вариант когда на Руси принимается полный отказ от царегратского патриархата. Разрыввается приемственость с Византийской церковью и развивается собственная национальная версия православия. Выбирается свой патриарх, который тут же клеймит греков предателями веры и политическими шпионами. Создается свое богословие на своих национальных традициаях. В идеале "находят" настоящий Новый Завет.

Россия превыше всего!

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Каммерер пишет: А е..

Каммерер пишет:

А если развилку раньше провести? После Дмитрия Донецкого

Э-э, какого, какого?

Может быть, лучше всего начать с самого Владимира Крестителя. Скажем откушал в раннем детстве Владимир персик, или ещё ранее некая Малуша не попалась на глаза князю Святославу и не была им обрюхачена. Таким образом Русью продолжает править Ярополк, который хоть и покровительствовал христанам, но решительностью своего младшего брата не обладал. Таким образом нет насильственного массового крещения. И хотя в то, что язычество все же устоит я не очень-то и верю (перед глазами пример всех стран Европы, где язычники везде проиграли христианам), но в этом случае, возможно, христинам на Руси придется более приспосабливаться к существующим верованиям.

Каммерер пишет:

Вариант когда на Руси принимается полный отказ от царегратского патриархата. Разрыввается приемственость с Византийской церковью и развивается собственная национальная версия православия.

Мир без Юрия Долгорукого? Изяслав Мстиславич также вел курс на отрыв русской церкви от Константинополя.

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Леший пишет: Может ..

Леший пишет:

Может быть, лучше всего начать с самого Владимира Крестителя. Скажем откушал в раннем детстве Владимир персик, или ещё ранее некая Малуша

Это другая развилка. С языческими северной и западной Русью и христианской южной.

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: сли..

Каммерер пишет:

слишком персиковато

Наоборот зело реально. На старом форуме обсуждалось пару лет назад "государство Тимуридов Анатолии", реалистичность общепризнана.

Каммерер пишет:

и глобально

Что поделаешь. Зато надежно.

Каммерер пишет:

на Руси принимается полный отказ от царегратского патриархата. Разрыввается приемственость с Византийской церковью и развивается собственная национальная версия православия. Выбирается свой патриарх, который тут же клеймит греков предателями веры и политическими шпионами.

Такой вариант как раз и возможен лишь в случае принятия греками унии с Римом. Иных способов кроме "глобальных" не вижу. Если без портативного персикомета конечно.

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

вариант в непомерных..

вариант в непомерных амбициях московских князей и желании изменить внутренюю политику. Сплочение нации.

Россия превыше всего!

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Каммерер пишет: вар..

Каммерер пишет:

вариант в непомерных амбициях московских князей и желании изменить внутренюю политику.

Амбиций больше чем в РИ вряд ли может быть — чисто по законам физики.

Каммерер пишет:

Сплочение нации.

Какой?

У нас в наличии (исходя из заданного периода) половина Руси под властью ВКЛ и плюс Велкий Новгород, которому малость паралельно то, какие там амбиции взыграли у московских князей. Тверь и Рязань тоже в лес смотрят. Причем в Киеве и в РИ сидел митрополит-униат, присланный сбежавшим от турок в Рим Царьградким патриархом. Новгород как известно на Киев пристально поглядывал.

В этой ситуации Москве не оставалось ничего иного, как развернуть пропагандистскую кампанию в духе идей Третьего Рима. Де мы одни сохранили чистоту православия, Царьград же пал из-за шатаний в вере. Но со стороны литовских и новгородских православных резонен вопрос — а чего это вы, московиты, нас православию учите? Мы не хуже вас разбираемся. Царьград для нас исконноый церковный авторитет, а вы вчера из леса вылезли. Нах вашего самозванного патриарха.

И тут Москве остается одно — доказывать свою верность именно Вселенско-православному преданию, и усиленно изображать из себя новую Византию — чтобы набить себе авторитет как новый центр ВСЕЛЕНСКОГО православия. Иначе литвины и новгородцы не зауважают, и Русь не объединится. А значит — брак с Софьей Палеолог, иделогема Третьего Рима, вызов Максима Грека, оживленные контакты с Афоном... И никакого разрыва с Вселенским преданием.

А вот ежели Уния реально прошла — тут без вариантов. Греки отступили в латинство, литвины так же. Нет смысла придерживаться вселенскости.

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

georg пишет: Такой ..

georg пишет:

Такой вариант как раз и возможен лишь в случае принятия греками унии с Римом. Иных способов кроме "глобальных" не вижу.

Хм, а отрыв русской церкви от Константинополя во времена Изяслава Мстиславича Вы считаете нереальным?

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Леший пишет: Хм, а ..

Леший пишет:

Хм, а отрыв русской церкви от Константинополя во времена Изяслава Мстиславича Вы считаете нереальным?

Так он и не собирался отрываться полностью. Только сделать Киевскую митрополию автокефальной. Вроде как Сербская и Болгарская церкви после IV КП — в оживленном общении с Константинополем, признают его старшинство, но управляются сами.

Кстати нашел архивную тему про Анатолийских Тимуридов — click here[HTML_REMOVED]. Здес разница будет лишь в полной победе Унии в освобожденной Византии, что реально.

Ответить