Вашингтонский договор ¶
Знаменитое Вашингтонское соглашение 22го года носило чисто рекомендательный характер. В результате долгих дебатов не удалось прийти к общему знаменателю. В результате, был только ограничен минимальный предел срока службы линкоров в 20 лет. Предложение протолкнуто Францией и Японией. Смысл в том, что ведущие военно-морские державы уже имеющие значительные линейные флоты не смогут дальше увеличивать численность флота, по техническим и материальным ограничениям. Кроме того, договором предписывается безлимитное сокращение линкоров дредноутовского и додредноутовского типов.
По крейсерам, Англичане пытались ввести ограничение по калибру, но США и Япония провалили предложение, сами, намереваясь построить корабли мощнее «Фробишера».
Сейчас попробуем рассмотреть линию развития крейсеров в 20-30х годах.
Англичанам необходим значительный крейсерский флот. Наличие колоний и протяженных линий коммуникаций требует большого числа крейсеров. По первоначальным планам предполагалось построить 80 крейсеров. Затем планы были скоректированны до 60-и. Надо добавить, что в начале 20-х годов Англия провела значительное сокращение флота. Были порезаны все додредноуты и дредноуты, тяжелые крейсера, скауты, океанские крейсера и легкие крейсера до типа «С». Списаны эскадры устаревших миноносцев. Постепенно выводятся сверхдредноуты и линейные крейсера с 343 мм орудиями.
В своей новой кораблестроительной программе англичане первым делом строят крейсера-защитники торговли. В 1928-м году сходят со стапелей первые крейсера типа «Девоншир»: 12 ктн. 32 узла. 4х2х203мм, 4х102мм. Пояс 80-102мм в средней части.
Одновременно закладываются легкие крейсера «Орион» 8ктн, 32 узла, 4х2х152мм, 6-8х102.
Франция после интересных крейсеров «Дюге Трюон» 2 шт. (4х2х152 мм в башнях и безбронные, эти корабли практически были шагом вперед после стандартных кораблей ПМВ) строит серию из 6-и кораблей типа «Сюфрен» 11 ктн, 35 узлов 5х2х203, пояс 20 мм. Построены только два. Адмиралтейство совершенно справедливо решило вовремя прекратить кораблестроительные эксперименты с картоном и переключиться на нормальные корабли с нормальной защитой. Результатом стали 4 крейсера типа «Алжир». При строительстве использовались корпуса недостроенных «Сюфренов», в итоге после усиления конструкции получилось 11.5 ктн, 33 узла 4х2х203, 8х100, пояс 90-110мм, палуба до 60мм.
После них и двух экспериментальных кораблей «Жанна Д,Арк» и «Эмиль Бертен» (ТТХ соответствуют РИ) построена серия «Ла Галисоньер» 4 корабля – 9 ктн, 33 узла 2х3 + 2х2 х 152, 10х100, пояс 90 мм, палуба 50мм. И два тяжелых крейсера «Лайон Гамбет» и «Кольбер» введены в строй в 1937-1939м. 25 ктн, 32 узла. 2х4х280мм, 6х2х130, 12х100.пояс 180мм. Практически это облегченные линейные крейсера типа «Дюнкерк», заточенные на борьбу с вражескими крейсерами.
Германия. Кораблестроение практически соответствует РИ. Сказывется Версаль. Строятся три тяжелых крейсера «Дойчланд», учебный «Эмден» и 5 крейсеров типа «Кельн» и «Ляйпциг» с 9х150мм. В первой половине 30-х годов уже начинается влияние развилки.
США и Япония озабочены усилением своих флотов. Крейсера предпочитают большие, для действий на ТО.
Американцы после серии легких крейсеров типа «Омаха» (корабли переходного типа) и 4 линейных крейсеров типа «Лексингтон» переходят к сериям океанских крейсеров. Это в первую очередь «Солт Лейк Сити» 14 ктн, 33 узла 5х2х203, 8х127. пояс 100мм. Затем в начале 30-х идут 8 кораблей серий «Балтимор» и «Пенсакола». Первые 16ктн, 33 узла 4х2х254мм, 8х127. Вторые: 20 ктн, 33 узла, 3х3 х254мм, 6х2х127мм. Бронирование у обоих типов до 150мм.
Япония после серии экспериментальных «Аоба» 4 корабля, (8ктн, 32узла, 6х203мм) переходит на калибр 260мм. Таких кораблей построено 12 штук. Это в первую очередь «Такао» (18ктн, 32узла, 5х2х260, 12х127мм пояс 140мм, палуба 80мм) и ему подобные. К середине 30-х годов появляется потребность гармонизировать флот легкими крейсерами. Закладываются 8 крейсеров типа «Могами» 14ктн, 34 узла, 5х2х203, 12х127 пояс 120мм палуба 80мм. И 6 «Тикума» 10ктн, 35 узлов 4х3х152, 12х127мм. Пояс 75мм.
Англичане после первых серий делают вывод о необходимости как строительства больших «Охотников», так и малых эскадренных и эскортных крейсеров. Первые, это заложенные в 30-х 4 типа «Лондон» и 4 типа «Йоркшир» 28 ктн, 32 узла. 4х2х280, 12х102 (на вторых 8х133) пояс 180мм, палуба до 100мм. Вторые 14 кораблей типа «Таун» 14 ктн, 32узла, 4х2х203мм 8х102. пояс 127мм. Кроме того, строятся 8 скаутов «Аретьюза» 9ктн, 34 узла, 4х2х152мм, 8х102мм. Пояс 85мм.
Германия, постепенно сбрасывая ограничения Версаля, начинает втягиваться в гонку вооружений. В 35м году закладываются 4 крейсера типа «Гамбург» 10 ктн, 32 узла 4х3х150, 8х105мм, пояс 100мм, палуба 80мм. В 36м после Лондонских переговоров снявших часть ограничений строятся тяжелые крейсера «Блюхер» 28ктн, 32 узла, дальность плавания 14тыс.км. 3х3х284мм, 2х6х150, 2х7х127мм пояс 200мм, палуба 130мм. Всего заложено 3 корабля.
СССР. Здесь ситуация малоотлична от РИ. После достройки трех «Светлан» из них «Красный Кавказ» с 4х180мм, переходят к полноценным кораблям 26 проект. Всего построено 6 штук. Затем разрабатывается проект 68, 4 корабля заложены в 39-40годах. ТТХ: 24ктн, 35 узлов, 9х220мм, 16х100, пояс 200мм, палубы 150мм.
Россия превыше всего!