1943
В начале 1943 года советское правительство понимает, что война проиграна. Оно предлагает мир. Германия соглашается, но ставит тяжёлые условия. Новая граница проходит примерно по Уральским горам и восточному побережью Каспийского моря. Хотя эта граница кое-где отстоит от фронта на 500 миль, советское правительство понимает, что лучше уж отдать всю эту территорию без боя , чем потерять в бою не только её, но и ещё больше (заметим, что данная граница является стратегической целью Гитлера – отсюда он может защитить Германию от любой серьёзной угрозы из Азии).
Согласно условиям мирного договора, численность советской армии не может превышать 40 тысяч солдат, 500 танков и 400 самолётов (включая транспортные). Также советские войска должны уйти из северной Персии. Любой советский завод может быть в любой момент подвергнут германской инспекции. Также все казармы и аэропорты могут быть проинспектированы в любой момент без предварительного уведомления. Ни одно передвижение советских войск, в котором задействовано более одной бригады, не может быть проведено без предварительного (за 48 часов) уведомления Германии. Также Германия имеет право проводить разведывательные полёты над всей территорией СССР – без предварительного уведомления советской стороны. Все международные договоры с участием СССР должны быть подтверждены Германией. Также Германия требует, чтобы Советский Союз передал ей Сталина, Берию и других высокопоставленных чиновников. Также Советский Союз обязан распустить свою коммунистическую партию, равно как и все международные коммунистические организации, штаб-квартиры которых находились в Москве.
Союзники Германии по Оси также извлекают пользу из расчленения Советского Союза. Финляндия получает обратно территорию, потерянную в Зимней войне (включая доступ к Баренцевому морю (тут ошибка – Петсамо и так было финским после Зимней войны, и лишь в 1944 году оно досталось СССР – М.Ш.)) – и вдобавок чуть больше. Немного территории также достаётся Венгрии и Румынии. Балтийские страны становятся независимыми, но находятся под сильным германским влиянием. Турция получает южные регионы Советского Союза, населённые мусульманами – больше, чем она завоевала – но, большинство нефтяных месторождений к северу от Кавказа остаются под германским контролем. Гитлер не желает передавать их Турции, которая вступила в войну позже других – и к тому же он полагает, что если Турция захочет больше, то и готовности к сотрудничеству у неё будет больше.
Влияние британских бомбардировок возрастает (разрушения жилых домов подрывают моральный дух населения, но уровень разрушений пока не очень серьёзен). Когда британцы увеличивали интенсивность бомбардировок, немцы не могли ответить им тем же, так как у них не было достаточно бомбардировщиков (эффект потерь 1940 года). Большинство бомбардировщиков, имевшихся в наличии, использовались на Восточном фронте – особенно после того, как советское руководство начало эвакуировать свою индустрию еще дальше на восток. Но как только немцы производство бомбардировщиков увеличили (начиная с середины 1942 года), а советское сопротивление начало сходить на нет, Германия начала наносить ответные удары. Снова главные британские города испытали на себе воздушные атаки. Программы развития оружия дальнего поражения находятся на верном пути, но прогрессируют они медленно.
Также над Германией увеличивается количество американских бомбардировщиков (Британия убедила Соединённые Штаты принять политику «сначала -- Германия»), но американцы не желают посылать в Британию большое количество наземных соединений. Они нужны американцам для того, чтобы обратить вспять японцев. Правда, американцы переводят в Атлантику некоторые военные корабли -- после того, как немцы начинают топить торговые суда в американских водах. Эти военные корабли используются для конвоев и борьбы с подлодками. Когда война с Советским Союзом заканчивается, огромное количество немецких соединений переводится на запад – так что о каком бы то ни было вторжении в континентальную Европу не может быть и речи. Другой вариант – это высадка в Северной Африке, чтобы помочь британским войскам, но силы для такой высадки ещё должны быть сначала сформированы в Британии. А это будет сделать непросто из-за немецких подлодок. Да и французские войска будут противиться такому вторжению. Американцы посылают некоторые специализированные соединения (эквивалент сегодняшнего «спецназа») для того, чтобы они помогли британцам во время рейдов и тем самым набрались опыта. Американцы полагают, что небеса над Германией идеально приспособлены для того, чтобы проверить тактику и прикинуть, что для бомбардировщика подходит, а что – нет. Они полагают, что такими же будут и условия над Японией.
После того, как Советский Союз разбит, немцы планируют выбить британцев из Северной Африки и Ближнего Востока – и тем самым занять нефтяные месторождения. В 1941 и 1942 годах «Африка Корпс» (при поддержке итальянцев) уже пытался атаковать, но был остановлен у Эль-Аламейна. А особых подкреплений Гитлер Роммелю не посылал – войска были нужнее на Восточном фронте. Так что британские войска на Мальте успешно противодействовали конвоям Оси.
Войска Виши в Сирии и Ливане согласны сотрудничать (на это сотрудничество повлияли турецкие претензии на часть северной Сирии – равно как и немецкие войска в Турции, которые были усилены за счёт соединений, переведённых туда из Советского Союза). В апреле 1943 года немцы начинают атаку двумя «клинами» – один наносит удар из Ливии, а другой из Сирии. В мае восстают арабы. В Ираке британская администрация свергнута, а в Палестине, Египте и Трансиордании арабские партизаны атакуют британские войска. Немецкие армии идут по Палестине, а за ними следуют войска СС. В десятках вади происходят свои бабьи яры. Несмотря на свои антисемитские взгляды, Гитлер строго воспрещает разрушения каких бы то ни было религиозных святынь («Пусть арабы сами решают, какие святыни их, а какие нет»). Британцы пытаются защитить города (кроме Иерусалима, который объявлен открытым городом и брошен) – не только немцы чему-то научились на примере битвы за Москву. Британские войска не настолько сильны, чтобы и противостоять немцам, и проводить антипартизанские операции. Когда британские позиции окончательно ослабевают (никакие подкрепления через Средиземноморье невозможны из-за увеличившейся активности подлодок – а путешествие вокруг Африки занимает пару месяцев), Черчилль приказывает в июле 1943 года отступить в Эфиопию. Оба немецких клина соединяются у Суэцкого канала (хотя для «Африка Корпс» дистанция до канала и была короче, но он был малочисленней, у него были проблемы со снабжением (конвоям по-прежнему мешали британские войска на Мальте), и на войска влияло долгое пребывание в негостеприимном климате).
После победы на востоке немцам больше не нужно концентрировать все свои ресурсы для нужд наземных соединений. Теперь они могут сконцентрироваться на новой задаче – поставить Британию на колени. Ещё в середине 1942 года немцы начали увеличивать количество своих подлодок и самолётов дальнего действия (как разведчиков, так и бомбардировщиков). Рёдер и Дёниц добиваются лучшей координации действий между Люфтваффе и Кригсмарине (самолёты дальнего действия Люфтваффе выполняют роль разведчиков для подлодок). Гёринг видит во всём этом угрозу своему могуществу и могуществу Люфтваффе. Гитлер склоняется к тому, чтобы поддержать Гёринга, но приказывает создать авиационные части для Кригсмарине (пока их численность невелика, но координация теперь улучшается – и её эффективность покажет, что количество авиачастей Кригсмарине следует увеличить).
Всё ещё помня о поражении в Битве над Британией в 1940 году, немцы ещё в конце 1941 года ускорили развитие летающих бомб ракет дальнего поражения. Первая летающая бомба (эквивалент «V-1» из нашей реальности) падает на Лондон 19 августа 1943 года. Они медленны и неточны – и их легко перехватить. Их можно использовать только против мишеней большого размера – скажем, городов. Их нельзя использовать против аэродромов или заводов. Поэтому на города падают летающие бомбы – а бомбардировщики концентрируются на заводах, портах и аэродромах.
Вскорости Люфтваффе разрабатывает новую тактику – комбинированные атаки, в которых участвуют как самолёты, так и летающие бомбы. Эти атаки доказывают свою эффективность, так как RAF приходится делить свои самолёты для противодействия обеим угрозам – особенно если эти угрозы исходят с разных направлений (летающие бомбы запускаются с фиксированных позиций в северной Франции и Бельгии, так что бомбардировщики подлетают с запада или юга). Однако вскоре (20 декабря) по Соединённому Королевству нанесён удар новым оружием – А4. Это первая в мире баллистическая ракета. После запуска из Голландии или Бельгии она может поразить даже такую далёкую мишень, как Ливерпуль. Её заряд весит 750 кг, но точность попадания ракеты ещё хуже, чем у летающей бомбы.
Остановив японское неступление, Соединённые Штаты сами переходят в атаку в Тихом океане. 20 февраля американские и австралийские войска высаживаются на Гвадалканале и Соломоновых островах – это первый шаг к тому, чтобы устранить любую угрозу Австралии. Поначалу противодействие высадке незначительно, но вскоре японцы проводят сильную контратаку. Плацдармы союзников на Гвадалканале быстро уменьшаются, и только массированная бомбардировка, которую проводят морская авиация с авианосцев и бомбардировщики из Австралии, предотвращает катастрофу. Американский плацдарм в итоге простирается на 10 км в длину и 3 км в глубину. 10 марта американцы высаживаются в другом месте – и одновременно атакуют с плацдарма. К началу июня Гвадалканал находится в руках у американцев – но цену за это они заплатили немалую. Более 35 тысяч американцев и австралийцев погибло. Если и дальше сопротивление будет таким же фанатичным, то в Японии высаживаться будет уже некому. В июле Рузвельту приносят смелый план, разработанный адмиралами Нимицем и Кингом. Они предлагают атаковать в центральной части тихоокеанского театра военных действий, продвигаясь к Формозе. Чтобы защитить южный фланг, потребуется взять Марианские и Маршалловы острова – а на севере больших островов нет. Это обеспечит сразу несколько преимуществ. Японская империя будет разрезана надвое (и тем самым Япония окажется отрезанной от территорий, богатых минералами и нефтью), союзники будут контролировать некоторые острова, с которых Японию можно будет бомбить – и, кроме того, такой удар, который не будет направлен против главных оборонительных порядков Японии, повлечёт за собой меньше жертв, нежели продвижение с юго-востока. Главная проблема, с которой столкнётся реализация данного плана – это длинные линии снабжения для американского флота, и короткие – для японцев. Да и японский флот по-прежнему силён. После некоторых раздумий Рузвельт с планом соглашается. Главный противник плана – генерал Макартур. По-прежнему испытывая горечь после разгрома на Филиппинах, он хочет продолжать наступление с юго-востока (то есть именно в сторону Филиппин). Рузвельт ему отказывает. Макартур грозит уйти в отставку, если не добьётся своего. Рузвельт не хочет его терять, но и уступать не намерен. Макартуру предлагается командование наземными войсками, но он отказывается – и уходит в отставку.
Для этого наступления американцы собираюр почти все имеющиеся в наличии силы -- 7 тяжёлых авианосцев, 12 эскортных авианосцев и более 100 других военных судов. В декабре 1943 года морские пехотинцы высаживаются на Квайелейне, Эниветоке и Тараве. В то же самое время флотилия из 3 тяжёлых и 5 эскортных авианосцев направляется на восток – и атакует японский опорный пункт Трук. Поскольку он слишком далёк для бомбардировщиков, базирующихся на Гвадалканале, его атакует только морская авиация. После нейтрализации этого опорного пункта и взятия Гилбертовых островов американцы чувствуют уверенность в себе. Как только острова взяты, начинается постройка аэродромов. С этими базами и новыми самолётами дальнего действия американцы чувствуют, что дорога к победе на Тихом океане открыта.