Возвращение в мир без Ахеменидов ¶
Исходную развилку я поменял – теперь никаких скифов. Просто в 55.. году Куруш гибнет в бою с мидянами. Аштиагу удается на некоторое время восстановить закон и порядок в Мидийской Империи.
Но ненадолго. Мидия не обладала хорошо продуманным и отлаженным механизмом государственности, по сути оставаясь «варварским королевством», пусть и огромным по территории. После смерти Аштиага в 544 году новое восстание потрясло сразу несколько провинций державы. Первой вновь отделилась Персия, за ней последовали Гиркания и Ария. Последнюю, впрочем, довольно быстро оккупировала Бактрия, став среднеазиатской сверхдержавой.
От Империи осталась только Мидия плюс Маннея и провинции на Кавказе. После прихода к власти сын Аштиага Киаксар II сумел остановить развал государства, но вернуть отвалившиеся провинции ему не удалось. Этому воспрепятствовало и разрушительное нашествие массагетов (533), которых удалось изгнать обратно в степи ценой большой крови. Впрочем, их часть осталась в Гиркании, образовав королевскую династию для этой бывшей мидийской провинции.
Киаксар попытался реваншироваться несколькими годами спустя, когда вторгся в Ассирию. Началась долгая и тяжелая война, которая едва не привела к Мидию к окончательной гибели. На первых порах мидяне добились больших успехов, захватив почти всю среднюю Месопотамию и отрезав Вавилонию от ее арамейских провинций. У Персии они захватили Аншан. Однако после того как в войну вступила Лидия, начался перелом: мидийцы не могли справиться с тремя столь мощными противниками. В 523 году персам удалось взять Аспадан и Экбатаны, так что над Мидией нависла угроза гибели. Вавилон, однако, такого исхода не желал и начал оказывать поддержку уже самим мидийцам. Последним помогло резкое обострение отношений Лидии с ионийскими городами, так что царь Силукаш был вынужден снять с ТВД большую часть своих сил.
Война закончилась в 519 году. Мидия потеряла все свои территории на Кавказе, фактически перестав быть империей. Тем не менее, Мидия выжила. Восточные мисяне (армяне), поддержанные Лидией, создали на территории бывшего Урарту свое королевство. Лидия же прирастила к своей территории Каппадокию, Понт и Киликию, достигнув зенита могущества.
Продолжение следует.
"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)