Den пишет:
Ибо "осевое время".
Это если придерживаться историософской концепции Ясперса. Den пишет:
Например христианство будет явно другим и с другой историей. Я не богослов чтобы просчитать все последствия.
Я тоже не А.И. Осипов, но вкратце думаю так. Если с богословской точки зрения, то изменятся лишь персоналии отправивших на распятие Христа (так как искупительная жертва всё равно должна состояться),вместо римского прокуратора будет царь иудейский из династии Иродов (которому наличие ещё одного некоронованного царя-философа явно ни к чему, зря что ли они избиение младенцев устроили). Тут даже не придётся фарисеям угрожать, что пожалуются кесарю в Рим на Пилата, так как кесарь далеко и ему прямой угрозы от Христа и не было, неизвестно как бы он отреагировал (к тому же Христос прямо одобрил сбор дани в пользу кесаря). А если по Иудее и Галилее начнёт ходить толпа за неким "царём иудейским" пусть и "не от мира сего" это прямая угроза царю в Иерусалиме (который не из династии Давида). Да ещё торжественный вход в столицу ему организовывать (римлянам до этого не было дела, пока священники не привели Христа к Пилату, чтобы тот утвердил приговор, до этого был чисто иудейский вопрос).
А если с исторической точки зрения подходить, то вероятно (это ИМХО) спор о том, следует ли обращённым из язычников принимать иудейские штучки (обрезание, еда), который описан в Деяниях апостолов, когда апостолы решили, что для обращённых не-евреев возможны послабления вероятно будет решён иначе,то есть, чтобы считаться христианином нужно будет принять еврейские правила. Ну и на первом месте будет вероятно глава Иерусалимской церкви апостол Иаков "брат Господень" (и в силу родственных отношений, а у иудеев прямо особый пункт насчёт всех родословных, и вообще), а Павел вряд ли отправится в путешествия с проповедями.Будет менее космополитичный характер. Скорее возможно реформирование иудаизма на основе христианства и появление какой-то новой религии. Так в своё время было в Индии, когда прогрессивный буддизм вытеснил архаичный брахманизм, даже правители династии Маурьев его принимали. Но потом брахманизм возродился в форме индуизма, как бы интегрировав в себя положительные стороны буддизма, а буддизм в Индии перестал быть широко распространён. Я не знаю насколько мои аналогии правильны, но если в буддизме есть "малая" и "большая" колесница, то в случае с христианством оно конечно распространится на территорию Римской империи, как и буддизм за пределы Индии, только в самой Иудее оно останется в форме малой колесницы,то есть более строгая и близкая к оригиналу форма, а на других территориях большая колесница будет (с послаблениями).Догматически Христос наверное будет не лицом Троицы,то есть равнозначной ипостасью Бога, воплотившейся на Земле,а всё-таки ближе к иудейскому пониманию Мессии.Хотя сложно сказать, к чему они придут.Den пишет:
политические нюансы первых нескольких веков после развилки малозначимы.
Ну незнаю, одно отсутствие антиримского движения зилотов резко смягчает политическую обстановку в стране. Ну делает царь несколько реверансов в пользу кесаря, римского народа и сената,может быть какой-то ограниченный контингент присутствует римских войск, но не более того. А потом само наличие Иерусалимского храма во II-III веках н.э. это уже означает, что есть первосвященник и т.д. (рискну предположить, что если возникнет ислам, то храм будет уничтожен арабами позже, так как правильный храм будет в Мекке (кааба)).
Хотя вряд ли представители династии Иродов будут жить между собой мирно. Каждый будет претендовать на всё наследство Ирода Великого, быть единоличным царём. Римляне как-то сдерживали их амбиции силой, разделяли и властвовали. А здесь перегрызуться. Я прописал старшего брата (Ирода Халкидского) этнархом в Иудее), а младшего (Ирода Агриппу I) — в Галилее, хотя в РИ именно Агриппа был в Иерусалиме. Но возможно будут и наследники у Архелая.