Наступал 449 год. Аэций встречал весну в Аквинке на Дунае. Паннония была закреплена за Восточной империей, лангобарды, поселившиеся теперь на территории бывшей Маркоманнии (в позднейших РИ Чехии и Моравии) вступили в тесный союз с империей, а отступившие с северного берега Дуная свевы, герулы и руги поселились в Паннонии как римские федераты. Дунайская граница была надежно защищена на всем ее протяжении. Из Аквинка Аэций вел секретные переговоры с Ардарихом, королем гепидов. Ардарих готов был перейти на сторону Рима, но требовал слишком многого – и военной поддержки, и денежных субсидий, и отдачи под его власть после изгнания гуннов всего Потисья с племенами скиров и сарматов-садагаров. Ардарих указывал, что субсидии необходимы ему для привлечения и удержания союзников.
Аэций не имел полномочий решать финансовые вопросы самостоятельно, и направил запрос в Константинополь, куда поехал его сын Гауденций. По прибытии в столицу Гауденций обнаружил там послов Аттилы. Аттила сообщал о своей победе на берегах Танаиса, где хан наголову разгромил мятежных акациров, и предлагал Константинополю мир. Аттила был согласен признать Дунай нерушимой границей обоих держав, не посягать на союзное империи королевство лангобардов в Богемии и не требовать от империи никаких выплат, за исключением того возможного случая, когда гунны будут вести военные действия как союзники империи. Единственное, чего требовал Аттила взамен – это восстановления торговли.
Как написал в РИ Иордан: «под крайней дикостью таился человек хитроумный, который, раньше чем затеять войну, боролся искусным притворством». Аттила видел, что Аэций занял достаточно крепкие позиции, и война с ВРИ будет весьма трудной; в то же время источники денежных средств утрачены а германские вассалы ненадежны. Нужна была передышка, и теперь, когда после победы хана над акацирами у римлян уже не будет надежды сдавить гуннов войной на два фронта, было самое время эту передышку выторговать. Уже одно восстановление торговли с империей должно было дать гуннской державе возможность оправится – деньги от римлян нельзя уже было получить в виде дани или субсидий, но вполне можно – в обмен на зерно, меха, мед и воск, поставляемые вассальными славянскими и финскими племенами, а так же скот, «красную рыбу» великих рек Скифии, и наконец — рабов.
На заседании консистория Хрисафий предоставил расчет – во что обойдется империи наступательная война с гуннами за пределами ее границ, в бесплодных степях и лесах. Затраты даже в нормальной финансовой ситуации представлялись неподъемными без введения дополнительных налогов. В то же время казна была пуста из-за постигшего империю стихийного бедствия. Как раз в прошлом году, в то время как Аэций отвоевывал Паннонию, в центре империи произошло масштабное землетрясение ужасной разрушительной силы. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Рухнули на значительном протяжении стены Константинополя, были частично разрушены акведуки. Памятью об ужасе, испытанном при этом землетрясении, осталась знаменитая молитва «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Огромные затраты на спасательные работы и на восстановление разрушенной инфраструктуры опустошили казну и разбалансировали финансы империи. В этой ситуации император и его консисторий сочли предложение Аттилы приемлемым. Сенатор Приск Панийский отправился морем в Великую Скифию. Посол нашел Аттилу в Танаисе, где хан, уже покоривший акациров и восстановивший восточную границу своей державы по Волге, устроил себе ставку. Переговоры, продолжавшиеся около месяца, благополучно завершились в июле.
В это же время на Западе разворачивалась кампания Майориана в Испании. Весной 449 года Майориан собирал армию в Нарбонне. Согласно ранее заключенным соглашениям контингенты выставляли армориканцы, вестготы, бургунды и даже франки.
В Испании к этому времени свевам так и не удалось утвердить свою власть. Виной тому была хроническая недоговороспособность этих отморозков. Мирные договоры с местными муниципиями они так же часто заключали, как и нарушали. В то же время сил для прочной оккупации страны у свевов не было, и чаще всего они теряли контроль над покоренной территорией как только уходили с нее. Полуостров служил ареной непрерывной войны набегов. Длительная борьба против свевов способствовала сплочению коренного населения испанских муниципий. В решении местных дел большую роль стали играть провинциальные общины или, как их называл Гидаций, конвенты, взявшие в свои руки формирование ополчений и организацию сопротивления.
В июле 449 года Майориан, оставив командующим в Галлии Эгидия, перешел Пиринеи. Тарраконская провинция все еще находилась под римским контролем и теперь стала базой для римской армии. Сосредоточив войска в Туделе, Майориан перешел хребет Иберийских гор, и, вступив на земли древней Нуманции, двинулся долиной Дурриса (Дуэро) на запад, целясь в самое сердце королевства свевов – Галисию, где располагались их поселения и семьи. Продвижение Майориана было столь стремительным, что свевы не имели возможности уклониться от боя. В битве у реки Урбика, недалеко от города Астурика, 5 сентября 449 г. свевы потерпели сокрушительное поражение. Их король Рехиар бежал в Портумкале, откуда пытался отплыть в Африку, но ветер пригнал корабль обратно к берегу, где его захватили в плен вестготы. 28 октября 449 года Майориан взял Августу Браккаров (Брагу), самый отдаленный город Галисии и столицу свевов. К этому моменту все муниципии Бетики и Картахены уже признали власть Майориана как наместника Римского императора.
В отличии от РИ, где Теодорих, ведший эту войну самостоятельно, пощадил остатки свевов, поставив над ними своего вассала, а затем и вовсе покинул Испанию, что дало свевскому королевству возможность возродится, Майориан изначально ставил целью уничтожение свевов. После падения Браккары началась полномасштабная охота на свевов по всей Лузитании. Крупные отряды уничтожались войсками римлян и союзников; на более мелкие охотились ополченцы муниципий. К лету следующего, 450 года Лузитания и Галисия были зачищены, и вся Испания вернулась под римское правление, а этнос испанских свевов прекратил свое существование.
Казалось римское оружие торжествовало на обоих направлениях. Но внезапно Римская империя оказалась на грани раскола такого типа, который в условиях эпохи мог возыметь самые тяжкие последствия – раскола религиозного…..
В то время как Рим все более приходил в упадок, а Константинополь еще только вырастал, Александрия сохраняла свои позиции, и в начале V века была крупнейшим экономическим и финансовым центром Средиземноморья, что обеспечивали в первую очередь природные богатства Египта. Египет производил в огромных количествах продукты широкого потребления – в первую очередь пшеницу, но не только. Кроме пшеницы Египет выращивал в промышленных масштабах лен – и с его мануфактур расходился широкий ассортимент разнообразно окрашенных льняных тканей для одежды и грубых полотен для промышленных целей (как то производство парусов). Египет единственный в Средиземноморье обладал богатыми природными месторождениями селитры – и Александрийские мануфактуры снабжали все Средиземноморье стеклянной посудой. Египет монопольно располагал таким драгоценным растением как папирус – и Александрия монопольно торговала по всему Средиземноморью «писчей бумагой».
Но не только собственными продуктами богат был Египет. Его географическое положение делало его монопольным поставщиком в Средиземноморье товаров Индийского океана. Из Индии в Египет прибывали пряности, торговля которыми давала громадные прибыли, с Африканского Рога – благовония, наконец из той же Индии и сопредельных стран – драгоценные камни. Ювелиры и парфюмеры Александрии, работавшие на привозимом с Востока «сырье» не имели себе равных в Средиземноморье.
В первой половине V века Александрийская олигархия, опираясь на переживавшую расцвет экономику страны, предприняла попытку установить свое политическое преобладание в Восточной империи. При этом достаточно быстро складывался альянс между торгово-промышленной элитой и Церковью. Александрийский патриарший престол в это время фактически находился в руках «династии фараонов» — одного и того же семейства, которому удавалось передавать патриаршую кафедру «по наследству» от дяди к племяннику. Патриархи-«фараоны» V века — и Феофил, и его прославленный племянник Кирилл – были талантливыми и проницательными политиками. И именно их александрийская элита сделала своими лидерами в борьбе за влияние в Восточной империи. После осуждения Нестория на Вселенском соборе в Эфесе в 431 году Кирилл утвердил себя в качестве высшего богословского авторитета. Свой статус патриарх Александрийский поддерживал целыми флотилиями даров для нужных людей в Константинополе, причем взятки Кирилл именовал «евлогиями» («благословениями»). Позиции Египта в Константинополе были прочными: в столице располагались целые кварталы египетских купцов и моряков. Оживленными были торговые и особенно финансовые связи Константинополя и Александрии; александрийские банки имели мощные филиалы в Константинополе. Влияние Александрии непрерывно усиливалось. В начале 440ых годов египтянин евнух Хрисафий, талантливый и проницательный «препозит священного кубикула», стал первым советником и фактическим соправителем императора Феодосия II. Хрисафий завоевал доверие императора вполне обоснованно – всесильный министр-евнух проводил чрезвычайно взвешенную политику. Он сумел стабилизировать финансы империи и завоевать доверие городских кругов расширением прав курий. В 446 году был издан закон об обязательном двукратном чтении, обсуждении и принятии Сенатом всех законодательных актов в империи. Но расширение прав Сената шло бок о бок с заполнением его выходцами из Александрии и городов Сирии – государственные должности в правление Хрисафия открыто продавались, и представители финансовой олигархии восточных провинций пополняли Сенат.
Разумеется старая греко-римская знать, происходившая из куриалов греческих полисов, эмигрировавших на восток римских сенаторов и потомков иллирийских и фракийских военачальников, выслуживших сенаторский ранг, не намерена была сдавать свои позиции. Этот слой, хранивший римские традиции (в противовес наступающим восточным), жил в основном государственной службой и доходами от имений и столичных проастиев. Уже с середины 440ых годов на Востоке разгоралась гражданская смута, вылившаяся в ряд кровавых столкновений между «партиями цирка» в Константинополе и крупных городах. В 40-х годах правительственной партией были прасины, которые поддерживали проегипетскую политику Хрисафия. Венеты, напротив, отстаивали политический курс, целью которого являлось сохранение господствующей роли за Константинополем и его старой греко-римской элитой.
Во главе александрийского клира после смерти Кирилла встал патриарх Диоскор, невероятно грубый, надменный, непримиримый, открыто стремившийся к утверждению полной власти египетской патриархии над всей христианской церковью. Он выступил как против Константинопольского, так и против Римского епископов. В это время в Константинополе с новым учением выступил архимандрит Евтихий (ок. 378—после 454), который считал себя истинным продолжателем Кирилла. Евтихий развил «монофизитские» аспекты богословия Кирилла до крайних пределов. Согласно имеющимся сведениям, Евтихий учил, что человечество Христа стало само Богом по природе, и оно не является человечеством нашей природы. Оно не единосущно нам по человечеству. С этим связывалось представление Евтихия о том, что у Христа—«тело небесное». Обожение человека представляет собой не соединение человеческой природы с божественной, а уничтожение этой пораженной грехопадением природы, «умерщвление плоти» и замену ее природой божественной. Учение Евтихия, во многом соответствовавшее религиозному мироощущению коптов (со времен фараонов замкнутому на смерти и загробной жизни) получило широкую поддержку в Египте.
Патриарх Константинопольский Флавиан созвал собор, пригласив на него епископов, случайно находившихся в Константинополе, и объявил учение Евтихия ересью. Однако никаких мер против Евтихия принять не удалось: его охранял воинский отряд, присланный Хрисафием. Евтихий даже угрожал сторонникам Флавиана, что сошлет их в египетский оазис. Диоскор решительно принял сторону Евтихия. Снова Византия была потрясена религиозной распрей. Римский епископ, папа Лев Великий, встал на защиту Флавиана. Лев писал императору, но особенно старался убедить Пульхерию, поскольку знал о ее вражде к Хрисафию. Августа Пульхерия, устраненная братом от власти, теперь стала лидером и знаменем старой греко-римской элиты в ее противостоянии востоку.
Чтобы прекратить волнения, император Феодосии II созвал собор. Он собрался 8 августа 449 г. в Эфесе. Это был так называемый «разбойничий собор». Александрийский клир, чувствуя расположение к себе Хрисафия и императора, действовал бесцеремонно. В своем обращении к собору император, считая виновником распри Флавиана, потребовал строгого наказания нарушителей церковного мира. Заседание началось бурно. Сторонники Диоскора кричали: «мечом на двое рассеките признающих два естества!». Диоскор настаивал на отлучении Флавиана. Папские легаты протестовали и держали себя также вызывающе. Общее смятение достигло высшей точки, когда на заседание собора ворвался фанатичный монах Варсума, приверженец Диоскора, во главе тысячной толпы вооруженных сирийских монахов, которые стали избивать епископов — сторонников Флавиана. Параболаны Диоскора переломали пальцы нотариям приверженцев Флавиана и отобрали у них протоколы. Самого Флавиана монахи Варсумы избили практически до смерти, причем Диоскор в ярости топтал его ногами. Всем епископам представили чистый лист папируса для подписей. В страхе они подписались — Флавиан был проклят, его отправили в ссылку. Таким образом, используя фанатичных монахов, александрийских параболанов и воинские части, присланные Хрисафием, Диоскор и Евтихий при помощи грубого насилия одержали полную победу. Флавиан был низложен и вскоре умер от полученных травм. Новым константинопольским патриархом был провозглашен египетский ставленник Анатолий.
Торжество Дисокора было однако отнюдь не безусловным – греческое духовенство было категорически не готово принять монофизитство, и смута, сопровождавшаяся кровавыми столкновениями, разгоралась в империи. Запад же принципиально не признал решений собора, а папа Лев объявил Диоскора низложенным. Император Валентиниан требовал нового собора, Феодосий отвечал что все спорные доктринальные вопросы разрешены в Эфесе и обжалованию не подлежат. Таким образом к концу 449 года религиозный раскол между Востоком и Западом становился реальностью.
Следует отметить кардинальное отличие от РИ, имеющееся в этом мире относительно этно-религиозно-политических раскладов в Восточной империи. В РИ имел место сокрушительный разгром Аттилой восточно-римской армии и вслед за тем – гуннское нашествие на Балканы вплоть до Фермопил и стен Константинополя. Гунны взяли 70 городов и вырезали массу населения, в результате чего Иллирик и Фракия были депопулированы. Позднее даже такие знаменитые города как Наисс и Марцианополь лежали в руинах вплоть до времен Юстиниана, а северные провинции Балкан заселялись варварами-федератами.
В данном мире гунны были отброшены от границ ВРИ. Фракия, Мезия, внутренняя Дакия, Дардания и Превалитания сохранили достаточно плотное население – иллирийское и фракийское по происхождению, латинское по языку, православное (отчасти с языческим «двоеверием») по вероисповеданию. Население, по прежнему являющееся отличным мобресурсом для римской армии, а теперь и оплотом против восточных влияний для римской Церкви. Римская знать в столице происходила в основном из этих земель, владела там имениями. Аэций, спасший Илирию и Фракию от гуннского нашествия, был ее кумиром. До сих пор Аэций, целиком занятый военной реформой (которую Хрисафий исправно финансировал) а затем войной, был далек от политики и даже не появлялся в столице. И вот поздней осенью 449 года Аэций был вызван в Константинополь. Император требовал его совета относительно событий, разворачивавшихся на восточной границе. Событий, грозивших положить конец существовавшему до сего момента негласному, но прочному антигуннскому альянсу между Римской империей и Эраншахром.
Шаханшаха Ездигерда II можно было назвать истинным «фундаменталистом» зороастризма. Он поддерживал ортодоксальных магов и настроенных против христианства аристократов. В христианской Армении после аннексии вассального Армянского царства все должности были сохранены за армянской знатью (даже марзбаном Армении стал армянский нахарар Васак Сюни), Церковь сохранила все привилегии, а католикос – статус «верховного судьи». Но это была лишь отсрочка, вызванная тяжелой войной на восточных границах Ирана. На протяжении большей части 440ыхгодов Ездигерд вел упорную войну с союзом «белых гуннов», возглавляемых «кушан-шахами» из династии Кидаритов. Кидариты сумели восстановить Кушанское царство в Тохаристане и Кабуле, под их знаменами выступали племена Закаспийского края, ранее входившие в распавшуюся федерацию хионитов. Фронт войны Эраншахра с Кидаритами тянулся от Гургана до Систана, но основные бои шли на рубежах Хорасана. Иранская армия неоднократно терпела поражения от кочевников. Пополняя армию, Ездигерд призвал на восточную войну контингенты из феодального ополчения Армении. Война к 449 году закончилась победой персов. Ездигерд взял кидаритскую столицу Балх, завоевал Тохаристан и посадил в "кушан-шахре" своего наместника. Кидариты отступили за Гиндукуш, удержавшись в Гандахаре, Арахозии и Пешаваре. Територии севернее Амударьи достались эфталитам (отголоски этого события отразились в «Шахнаме» Фирдоуси, где эфталитский царь Фагониш (в 458 г.) напоминает сасанидскому принцу Перозу о взаимной договоренности (при Ездигерде II) по передаче Термеза и Висегерда эфталитам). Покончив с угрозой с востока, шаханшах решил взяться за окончательную инкорпорацию Закавказья в состав Ирана.
В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности великого судьи (ранее принадлежавшую католикосу) и азарапета (казначея) и отдал их персам. Наконец летом 449 года Ездигерд издал эдикт, которым потребовал от армян отказаться от христианства и перейти в зороастризм.
В ответ на это в 449г. в Арташате собрался собор высшего духовенства и знати, который вежливо, но твердо отверг требования персов. Армянский историк Егише приводит ответ армян персидскому царю: «… Если ты оставишь нам нашу веру, то здесь, на земле, не будет у нас другого повелителя, кроме тебя; а на небе – другого бога, кроме Иисуса Христа; так как нет другого бога, кроме него. Но если ты потребуешь от нас отречься от веры, то вот они мы: пытай нас, делай с нами что хочешь… мы умрем как мученики, и Он сделает нас бессмертными…».
Этот ответ крайне разочаровал Ездигерда II. Он вызвал наиболее знатных феодалов Армении, Иверии и Албании, в том числе царя Албании Ваче, марзпана Армении Васака Сюни, спарапета Армении Вардана Мамиконяна и питиахша Иверии Аршушу (который осуществлял регентство над малолетним царем Иверии Вахтангом, будущим Горгасалом) в Ктесифон. Там, вопреки традиции, царь не удостоил гостей торжественным приемом и потребовал от закавказских князей на рассвете, с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило». В интерпретации Лазаря Парбского заявление Ездигерда звучало следующим образом: «вас, Армения, Иберия и Албания, я ни за что не считаю, несмотря на столь великие от вас пользу и заслуги, а вас с женами и детьми и родом искореню». «Тогда, собравшись в одно место, все нахарары, которые были из трех стран, Армении, Иберии и Албании, испытывая сомнение в себе, посовещались между собою, каким способом и измышлением смогут они найти выход из этого дела».
Князья договорились между собою, что для пользы их народов им следует притворно дать царю согласие на принятие учения магов. Князья и вельможи трех стран пошли в «дом жертвенника» и поклонились огню. После этого, «облачив танутеров и сепухов всех трех стран, Армении, Иберии и Албании, в царские одежды… одарив их почестями, отпустил их шаханшах на родину». Елише пишет, что царь «отправил с ними много конницы и из магов немалое число – более семисот наставников с ними послал, а над ними поставил некоего князя – могпета».
При этом Ездигерд задержал в Ктесифоне своего зятя, царя Албании Ваче, которого долго кнутом и пряником приводил в зороастризм (судя по тому что в РИ через несколько лет отпущенный в свое царство новоиспеченный зороастриец Ваче немедленно вернулся в христианство, крестил свою жену-сасанидку, вступил в союз с гуннами и несколько лет вел упорную войну с Ираном – шах не слишком преуспел), а так же грузинского «принца крови» и питиахша (правителя царства) Аршушу, регента малолетнего царя Вахтанга. Этим шах рассчитывал обезглавить вассальные царства Закавказья, которые, в отличии от Армении, сохранили собственную монархию.
Приехав на места, «отряды магов спешно заставляли нести огонь в храм святыни Господней и в других замечательных и красивых местах строить атрушаны (жертвенники для священного огня)». Все это, естественно, возбуждало негодование населения, несмотря на то, что кроме стоявших уже в крепостях гарнизонов, были введены еще персидские конные отряды. Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд. Крестьяне во главе со священником Гевондом изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийский храм. Подобное выступление имело место и в городе Зарехаване. После событий в Ангхе и Зарехаване восстание запылало по всей Армении. Нахарары, духовенство, крестьяне поклялись до конца бороться за независимость страны. В Армении военное руководство восстанием взял на себя спарапет, Вардан Мамиконян, а марзпан Васак Сюни занялся обеспечением тыловой базы восстания.
События разворачивались стремительно. В конце сентября 449 года в битве у Арташата Вардан Мамиконян разбил собранные в один кулак Сасанидские гарнизоны Армении и выгнал их остатки из страны. В это же время «в Армению из Албании прибыли хазарапет с епископом Албании и в великом смятении торопили войска армянские, говоря: полк персидский, который был в краях гуннов, вернулся, прибыл, вступил в нашу страну, а также многочисленная другая конница, что прибыла от двора. И кроме всего этого, еще и триста магов-наставников привели с собой, всполошили страну и кое-кого перетянули на свою сторону и хотели наложить руку на Церковь и, по повелению шаханшаха, всех торопили и говорили: если по доброй воле примите законы, получите от него подарки и почести и будет вам от казны сложение податей». По словам Моисея Каланкатуйского, «армяне посовещались, ободрили албанов и отпустили их, чтобы они на время притворно отвлекли внимание персов, чтобы маги не наложили руки на церкви, пока будет найден исход этому делу». «Было решено действовать сообща албанам, армянам и иберам; начаты были переговоры с римлянами и гуннами».
Лидеры восстания имели обширные связи у обоих потенциальных союзников – Вардан Мамиконян одно время служил магистром римской Армении, а Васак Сюни, ранее командуя персидским гарнизоном Дарьялского прохода, завязал отношения с гуннскими вождями. Армянские послы отправились одновременно в Константинополь и Танаис. Императору Феодосию был предложен сюзеренитет над Арменией в обмен на помощь, но главный упор делался на защиту христианства от его гонителей, что было теперь священным долгом римского императора. С Римской империей армяне готовы были связать свою судьбу всерьез и надолго. На переговорах с Аттилой армяне обещали открыть Дербент или Дарьял и пропустить гуннов в набег на Иран; главной же целью армян было обеспечение «северного прохода» их закаспийского контингента. Армянское войско, выведенное Ездигердом на войну с кидаритами, удерживалось им в Гургане; при известии о восстании армяне взбунтовались и перешли к закаспийским хионитам-чолам. Те были готовы обеспечить им проход через Мангышлак на север, к Волге, но дальнейшее зависело от Аттилы.
Феодосий не мог оставить угнетаемых христиан без помощи; сверх того в условиях религиозной смуты война за веру могла стать сильным козырем во внутриполитической игре. Но император не доверял гуннам – Аттила мог выступить как на стороне Рима, так и на стороне персов. Прибывший в столицу Аэций рекомендовал императору не начинать войну с Ираном до того как ее начнет Аттила. В Танаис направилось римское посольство. Переговоры вскоре увенчались успехом. Выторговав ежегодную субсидию на все время военных действий в 800 фунтов золота, Аттила счел наиболее выгодным на текущий момент напасть на Иран при поддержке Римской империи. Он уже вел переговоры с белыми гуннами о союзе против персов, и теперь, с поддержкой Рима, нападение на Иран сулило верную добычу, а дальше…дальше следует действовать по ситуации.
Ранней весной 450 года Вардан Мамиконян без промедления приступил к энергичным действиям. Он разделил армянское войско на три части. Первая из них во главе с Нершапухом Арцруни была отправлена в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием марзпана Васака Сюни, осталась в Двине, а третья, под командованием самого спарапета Вардана, выдвинулась в Албанию. Персы, не зная о тайном договоре албан с армянами, включили первых в свои полки и направили против армян. Близ границ Иверии, против города Халхал (около нынешнего Казаха), который был зимней резиденцией албанских царей, армянские войска под предводительством Вардана Мамиконяна, соединившись с внезапно перешедшими на их сторону албанами и иверами, дали бой персам. Албанский историк повествует: «Так как всякий валил на землю своего соперника, то по жестокой стремительности нападения персы более утопали в реке, чем падали от меча на суше. От множества павших чистая вода Куры обратилась в кровь, никто не спасся из них».
После победы при Халхале персы были изгнаны из Албании и Иверии. Вардан захватил Дербент, к воротам которого с севера уже подходил Аттила, сопровождаемый совершившей марш вокруг Каспийского моря армянской конницей из Гургана. Гунны прошли в Муганскую степь и обрушились на цветущую Атропатену….
Меж тем в Константинополе император Феодосий II по прежнему проводил жесткую проегипетскую линию. Но император никогда не отличался крепким здоровьем, а теперь все чаще испытывал недомогание. Однажды утром в мае 450 года император почувствовал себя плохо, но, вопреки советам врача, выехал на охоту. Ему случайно подали норовистую лошадь, которая случайно испугалась на каменистом подъеме….случайности были столь очевидны, что трудно было заподозрить умысел…. Возможно римский легат втайне отпустил грехи нескольким придворным из императорского охотничьего штата.
Император был доставлен во дворец со сломанным позвоночником и проломленным черепом, и скончался этой же ночью. Немедленно доброжелатели призвали августу Пульхерию, остававшуюся легитимной царственной особой, и Аэция, который, располагая своими букеллариями и приверженностью гвардии, фактически мог распоряжаться военной силой в столице. Наутро Пульхерия объявила собравшимся на Ипподроме народу и гвардии о том, что после скоропостижной кончины брата принимает царство и избирает себе супругом и соправителем Аэция (его жена этого мира, дочь Плинты, как и в РИ скончалась во второй половине 440ых годов). Заявление августы было встречено единодушными приветствиями народа и солдат.
Так на 60-ом году своей жизни Флавий Аэций стал римским императором, и – по браку с Пульхерией – «двоюродным братом» царствующего на Западе Валентиниана. В наследство от предшественника Аэций и Пульхерия получили религиозную и гражданскую смуту, фактически начатую войну с Ираном и новый альянс с Аттилой, который мог оказаться опаснее открытой вражды…..