Христианство не получает распространения, т.е. остается замкнутой общиной ¶
http://www.benjamin.ru/logos/kuraev/0016.html
Небезинтересная статья Андрея Кураева — еще один пример советского человека, играющего в православие (но кое-где у него мелькает "бес" интеллектуального развития, которое возможно только в атеистической стране).
Итак, суть альтернативы:
"Одна — крайность монтанистов, донатистов, новациан. Они полагали, что Церковь должна самым серьезным и буквальным образом воспринять свою характеристику как «общины святых». Те, кто не могут понести всей высоты евангельских требований, должны быть раз и навсегда выведены из Церкви. В их замысле Церковь становится по сути монашеской общиной. В этом «движении ригористов, не вынесших исторической Церкви, нашла свое выражение тоска по первоначальной чистоте, по напряженности жизни первых христиан. Нельзя отрицать того, что уровень христианской жизни начинает понижаться в те годы. И все же победа Церкви над монтанизмом исторически — одна из величайших ее побед. Она была одержана в тот момент, когда перед Церковью стоял роковой вопрос: остаться кучкой „совершенных“, отгородиться от всего, не способного это совершенство вынести, или же, не меняя ничего в последнем своем идеале, принять в себя „массу“, вступить на путь медленного ее воспитания? Остаться вне мира, вне истории, или же принять ее, как свое поле для тяжелого и длинного труда?». А.Кураев.
Предположим, в III веке, на фоне гонений императоров разлагающегося Рима, христианство в целом поддается логике "совершенных", а общины, не принявшие этих установлений, становятся обычными позднеримскими коллегиями (нечто среднее между клубом и профсоюзом) полуязыческого типа.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин