Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Мышонок, Фрерин

Res publica salvata

Ответить
Цитата

Res publica salvata

Копирую весь таймлайн сюда — может, кто-нибудь захочет обсудить.

В 42 году, в крупнейшем сражении эпохи римских гражданских войн (свыше 200 тысяч воинов с двух сторон), Антоний и Октавиан разбили армию Брута и Кассия.

Развилка: В первый день сражения воины Брута, ворвавшиеся в лагерь Октавиана, нашли и убили Октавиана, сбежавшего и прятавшегося в болоте. Новость быстро распространилась. Кассий, зная об этом, хотя и потерпел поражение на своем фланге, не покончил жизнь самоубийством.

На следующий день Антоний не решился отдать приказ своей деморализованной армии возобновить сражение. Хлеба в его лагере оставалось все меньше. Дезертирство росло. Через три дня, когда пришли известия о том, что флот, везший подкрепления из Италии, разгромлен, и них хлеба, ни резервов не будет (Антоний пытался скрыть это известие от солдат, но неудачно) несколько легионов Октавиана переходят на сторону Брута. На следующий день Антоний выводит армию штурмовать укрепления противника – за ними – Филиппы и хлеб..

Армия Антония разбита, сам он погиб, пытаясь остановить отступление. Огромное большинство солдат триумвиров попадает в плен к победителям.

Брут два дня «разрешает» Кассию проявить строгость к врагам республики (впечатляющая потомков резня), потом прощает оставшихся пленных.

Лепид (третий триумвир, оставшийся в Италии), едва получив известия о катастрофе, не надеется удержаться в Риме, который триумвиры терроризировали и ограбили, собирает оставшиеся легионы и отступает перед высадившимся в Регии Секстом Помпеем в Галлию, где сильны процезарианские настроения.

Через месяц Рим с восторгом встречает победителей.

Брут, Кассий, Секст Помпей, их главные соратники осыпаны сенатом почестями (титулы Salvator Rei Publicae для каждого из троих, золотые статуи на Форуме, право носить золотые венки, и т.д.).

Против Лепида в Галлию направлен с 15 легионами Секст Помпей в должности проконсула Галлий, в Иберию и Африку против укрепившихся там цезарианцев также направлены экспедиции во главе с молодым Катоном и Агенобарбом соответственно.

В Риме в сенате потихоньку складывается разделение на две партии – убийц и шире выдвиженцев Цезаря (Брут, Кассий, и т.п.) и уцелевших старых аристократов, которые недовольны цезарианскими выскочками (молодой Катон, Тиб. Клавдий, молодой Красс и т.п., во главе Секст Помпей).

200 000 солдат в Италии требуют денег, земель и отставки. К парфянам спешно послано второе посольство с отказом от помощи, о которой было раньше попрошено посольством Лабиэна-млдашего. С парфянами ищет контактов и Клеопатра, которая собирает в Александрии уцелевших после Филипп на Востоке цезарианцев.

42-41 годы Разгром Лепида. Плохой полководец и организатор, он не смог ни удачгно воевать против республиканцев, ни наладить отношения с галлами. К концу 41 года Лепид погиб, большинство его армии погибло или сдалось, Випсаний Агриппа с тремя уцелевшими легионами был оттеснен за Рейн.

40-38 Секст Помпей Либератор проводит три кампании за Рейном. Остатки цезарианцев уничтожены. Ряд германских племен признают власть Республики. Главные военные усилия Помпей сосредотачивает на Нижнем Рейне, он строит флот на море и подчиняет Риму весь морской берег до Кимврии, основав там несколько городов. Вскоре выяснится, что его завоевания непрочны.

42-41 В Африке Катон быстро разбивает цезарианцев и укрепляет власть республики в стране. Еще до его высадки часть цезарианцев уходит в Египет.

42-36 "Лучший маршал империи" (РИ-характеристика, данная Саймом) Сальвидиен Руф удачно воюет в Испании против республики.

42-41 В Александрии вокруг Цезариона собираются Домиций Кальвин, Вентидий Басс и Луций Антоний, им удается довести число легионов до 5, собрать флот в 300 военных судов и подчинить Кирену и Кипр.

42-41 В Риме. Брут и Кассий верховодят в сенате, в котором довольно много бывших сторонников Цезаря (чуть ли не его центурионов), но все больше сенаторов привлекает и партия оптиматов.

Политику опять, на короткий срок, делает уличная толпа. У оптиматов, в отстутствие Секста Помпея, выдвигается в лидеры блестящий оратор Асиний Поллион.

42 год. Остро стоит вопрос, выводить римские колонии в провинции или наделять солдат землей в Италии, а также что делать с имуществом проскриптов. В сенате побеждает точка зрения оптиматов, которую удается провести через народное собрание, подкупив толпу угощениями: имущество вернуть уцелевшим наследникам проскриптов, выморочное имущество и конфискованное имущество цезаринацев продать, деньги выплатить солдатам, колонии в Италии не выводить, вывести колонии на Сицилию, в Галлию, в Азию.

Солдаты, которые могли бы помочь Кассию и Бруту отстоять их точку зрения, выведены, согласно римской традиции, из Города, и помочь как раз не могут.

Консулами на 41 год избраны Брут и Поллион, не прошедший Кассий копит злобу.

41 год. Когда выясняется, что с имуществом ситуация запутана донельзя, а то, что есть — не продать, и ветеранам предлагается фактически под обещания сената ехать куда Геркулес быков не гонял, в Италии начинаются беспорядки и солдатские мятежи. В Риме тоже неспокойно, беднота опять требует "чистых табличек" — прощения долгов (в основном по квартплате).

Дипломатическую борьбу при парфянском дворе у республиканцев выигрывает посольство цезарианцев во главе с ловким дипломатом Деллием. Однако вместо вспомогательного корпуса, как просили Антоний и компания, в Сирию выдвигается целая парфянская армия во главе с наследником престола. Деллий импровизирует на ходу и уступает парфянам Армению, Иудею, Аравию и Каппадокию. В Александрии вынуждены ратифицировать договор. Парфяне, ухмыляясь в бороды, подписывают, но из Сирии выводить войска не спешат.

41, конец лета. Наконец соединенная парфянско-римская армия (4 легиона, 20 000 вспомогательных войск из Сирии и Иудеи, 7 000 парфянских конников) под командованием Вентидия через проходы Тавра и Антитавра вступает в Киликию, сопровождаемая флотом в 200 кораблей под командованием Домиция Кальвина.

Восток

41, до конца года

Вентидий выдвигает вперед "завесу" — парфянский легкоконный авангард, и под его прикрытием неожиданно перебрасывает три легиона на север, через Каппадокию, проходит через Понт в Вифинию и выходит к побережью Эгейского моря. Войска республиканских наместников Вифинии и Азии (бывшие цезарианские легионы, всего до 30 когорт), не успевшие соедниться, переходят на его сторону.

На юге разграбленные Кассием Тарс и Родос переходят на сторону цезарианцев и направляют эскадры Кальвину.

Кальвин и Вентидий соединяются осенью 41 года в Эфесе. Азия в руках цезарианцев.

Италия — 41. Республика в огне.

август, тьфу, то есть, секстилий

Получив известия о неудаче переговоров с парфянами и начале войны на Востоке, Сенат принимает решение направить консула во главе сильной армии против цезарианцев. Решением сената консулу Бруту определена провинция Азия, подчинено 8 легионов и флот. Войска и корабли должны быть стянуты в Брундизий и переброшены в Иллирию еще в этом году.

сентябрь

Мятеж.

К этому времени распущено примерно 60-70 тысяч солдат, однако не все они разошлись, а тех, которые разошлись, правительство или не пустило в Рим, или под разными предлогами побыстрее выпроводило в порты для отправки в заморские колонии.

В Брундизии накопилась взрывоопасная масса в около 20 000 отставных солдат и 30 когорт, приведенных легатами Брута (идти на очередную гражданскую войну с грозным Вентидием, не сулящую большой добычи никто не хочет, ср. РИ-мятеж цезарианских легионеров — 46) . Отсрочка в один день в уплате жалованья вызвала взрыв. Легаты Цицерон и Попликола и пять трибунов растерзаны солдатами, остальные офицеры бегут в Рим. К мятежникам присоединяются отставники. Требования солдат — деньги и змеля в Италии.

Брут срочно выезжает в Брундизий.

конец сентября 50 когорт мятежников во главе с Брутом идут на Рим (опускаем рассуждения историков о том, заставили ли Брута, или это был спланированный им или его окружением заговор, или еще что-то третье)

октябрь Мятежники без боя занимают Рим. Принят закон о наделении солдат землей в Италии, 20 городов в Этрурии, Умбрии и Пицене должны отдать свои земли солдатам. Чрезвычайный налог на домовладельцев в Риме для уплаты единовременного вознаграждения солдатам за спасение республики. При этом грубо игнорировано вето народных трибунов.

Консул Поллион, преторы Мессала, Нерон, Филипп, трибуны Друз и Вар около 100 сенаторов бегут из Рима после того, как солдаты начинают громить богатые дома "врагов республики", а в народном собрании и на улицах начинает царить насилие.

Восстание.

Север Италии поднимается против Рима. (Вообще все эти события весьма похожи на РИ Перузинскую войну) Богатые города, остававшиеся верными Риму в Союзническую войну, не выдерживают произвола революционного солдатского правления. Этрурия, Умбрия, Пицен, долина По отказываются исполнять распряжения Рима. Консул Поллион возглавляет восставших и принимает командование.

Гражданская война.

Консул Поллион отстранен Сенатом от должности. В Италии объявлено чрезвычайное положение: "Пусть консул М.Брут позаботится, чтобы республика не потерпела ущерба".

Брут проводит выборы консулов на следующий год (избраны Кассий и Гортензий).

Кассий в ранге легата успокоил выступление ветеранов в Таренте. Всего под орлами Республики к концу октября собрано до 120 когорт. Переговоры о примирении неудачны. Две армии республики под командованием консула Брута и претора Лентула Спинтера в начале ноября вторгаются в Этрурию.

ноябрь В Регии высаживается усмиритель Африки Катон с 4 легионами. Неожиданно он принимает сторону Поллиона. На юге открывается второй театр военных действий.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

Tim пишет:

В Регии высаживается усмиритель Африки Катон с 4 легионами. Неожиданно он принимает сторону Поллиона. На юге открывается второй театр военных действий.

А в чем неожиданность-то?

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

Т.е. получается фактически раздел Империи на 2 части — Цезарианскую и республиканскую. При этом республиканцы развязали серьезнейшую междоусобицу, а цезаристы смогли привлечь на свою сторону парфян (пусть и очень дорогой ценой).

Вроде как результат очевиден...

Республиканцы уже не успевают повлиять на парфян. Цезаристы, по идее, должны быстро Рим взять (при этом они могут привлечь на свою сторону как союзников, так и ветеранов — те. у них развязаны руки). Парфянская конница, конечно, будет малоэффективна что в Греции, что в Италии — но это уже несущественно.

альтистории статс-секретарь
Цитата

Re:

Радуга пишет:

А в чем неожиданность-то?

Ну, он все-таки бывший легат Брута на войне 42 года и вообще они близкие родственники через мать Брута Сервилию. Там я его выше в анти-брутовскую партию включил, да, но подумавши признаю, что раньше времени — размежевание среди республиканцев началось после того, как Катон отбыл в Африку. А вернувшись, он неожиданно и проявляет твердокаменный принципаильный республиканизм.

Радуга пишет:

Т.е. получается фактически раздел Империи на 2 части — Цезарианскую и республиканскую. При этом республиканцы развязали серьезнейшую междоусобицу, а цезаристы смогли привлечь на свою сторону парфян (пусть и очень дорогой ценой).

В РИ-41 году помните, что было? В Италии война между Луцием Антонием и Октавианом. Парфяне с Лабиэном очистили от цезарианцев весь восток и вышли к Эгейскому морю. Секст Помпей занимает Сицилию и блокирует Италию с моря. Республиканский флот Агенобарба контролирует Адриатику. В Африке продолжается война между республиканцами и цезарианцами. Вероятно, продолжается война с помпеянцами в Испании.

Я так понимаю, единственная более-менее аксиома гражданских войн — побеждает обычно тот, кто контролирует Италию, в остальном текущее преимущество ничего не гарантирует.

Радуга пишет:

Вроде как результат очевиден...

"Кораплефоштенье очень фашная вещь, но пушки, мой трук, пушки..." (с)

У республиканцев в одной только Италии когорт 200 можно собрать запросто, а чуть поднапрягшись — и все 400 (это не считая сил Помпея, Агенобраба и Мурка (Иллирия и Македония) — еще когорт 150-180, и не считая сил повстанцев).

У цезарианцев на востоке в лучшем случае 80, а с Испанией и Германией — ну 100-110.

У парфян свои интересы.

В общем, я думаю, дело идет к победе республиканцев. Просто сам процесс ее достижения повлияет на результат — какой режим в итоге установится.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

Tim пишет:

Я так понимаю, единственная более-менее аксиома гражданских войн — побеждает обычно тот, кто контролирует Италию, в остальном текущее преимущество ничего не гарантирует.

В первой гражданской контроль над Италией вроде как не значил ничего. Раз за разом побеждала группироква, приходившая с востока...

Tim пишет:

У республиканцев в одной только Италии когорт 200 можно собрать запросто, а чуть поднапрягшись — и все 400 (это не считая сил Помпея, Агенобраба и Мурка (Иллирия и Македония) — еще когорт 150-180, и не считая сил повстанцев).

Что значит "не считаю повстанцев"? ЕМНИП — это вместе с ними столько набирается (600 когорт). Вот только их придется делить надвое, а потом одна из группировок переметнется на сторону цезарианцев...

Ответить