На протяжении нескольких лет, я, как заведённый, повторяю в различных вариантах утверждение: если мы хотим увидеть Россию счастливой и успешной, Великую Русскую Культуру следует выбросить на свалку. Или, что то же самое, отправить эту «культурку» в музей. Каждый раз я подбираю всё новые и новые аргументы в обоснование своей позиции. Мне, в общем, не возражают, хотя и не соглашаются. Потому что именно Великая Русская Культура определяет ментальность нынешних россиян, и отказаться от неё означает отказаться от самих себя, от собственной идентичности. Я в этом отношении счастливей – я советский человек, толстоевские меня не особо затронули, поэтому для меня выбрость Пушкина с Парохода Современности, это пара пустяков. Дикарём после подобной операции я не стану.
Что для меня самое омерзительное в нынешней войне? Не циничная ложь российских политиков и лоялистов, не кровожадные выкрики из лагеря российских обывателей и даже не садизм простых русских солдат, этих «славных мальчиков» из «нынешней чудесной молодёжи», коей неизменно восторгаются старые пердуны – это всё вполне ожиданно, и если бы этого не было, я удивился бы. Увы, кровь, алчность, грязь и глупость, так сказать, немножко предсказуемы – хотя отвратительны. Но всё же самое омерзительное в происходящем – поведение русскоязычной интеллигенции. Все, как один, задирая брови на лоб, повторяют мантру о катастрофе, постигшей Великую Русскую Культуру, которую, по их представлениям, цивилизованные страны теперь «на порог не пустят».
Это, разумеется, их собственная проекция. Так они сами сделали бы на месте «цивилизованных стран» - вычеркнули бы музыку Вагнера, сожгли бы книги Фолкнера. Такими их воспитала их собственная русская культура: они ждут, что с ними поступят так же, как они поступили бы сами.
В начале войны вопли к небесам включали два имени: Пушкин и Достоевский, без которых, дескать, мировая культура обеднеет. Эти два имени твердились непрерывно, в жёсткой связке. Не Чехов и Тютчев, не Блок и Толстой. А Пушкин и Достоевский. Справедливо. В самом деле, именно эти два имени начертаны на знамёнах русских солдат, расстреливавших женщин и стариков в пригороде Киева и, боюсь, в других «освобождённых русской армией» населённых пунктах Украины. Россияне интуитивно выделили из иконостаса Великой Русской Культуры самые значимые для себя имена: певца «тайной свободы», восторженно – вполне искренне - лизавшего руки царю, повесившему его друзей , и православного мракобеса, восславившего моральную амбивалентность.
Пушкин вскоре отпал, потому что даже до самых глупых постепенно дошло, что, ведь, двухсотлетних неимоверных усилий всех российских правительств не хватило, чтобы вывести Пушкина в первый ряд мировой литературы. Он так и остался знаменитым региональным поэтом, типа Шандора Петерфи или Выспяньского. Но Достоевский принят в хорошее общество, поэтому всякая сволочь, обличающая нынешнюю войну, обязательно вставляет в свой текст какую-нибудь расхожую цитату из Федормихалыча, царствие ему небесное.
Но... Ведь в самом деле, русская армия - это люди, воспитанные на Пушкине и Достоевском. Это не метафора, не преувеличение. В самом деле, наглядное воплощение идей Великой Русской Культуры – садисты, убийцы, мародёры, патологические лжецы. Ничего другого поэзия Пушкина и проза Достоевского породить не могли. Зверства русских в Украине – наиболее очевидная картинка, но на деле оставшиеся за кадром дорогие россияне ничем не отличаются от психопатов в армейской униформе. То, что некоторые из них «против Путина», это, как говаривал Андрей Синявский, стилистическое разногласие. Нормальным же (в цивилизованном смысле слова) человеком может стать только тот россиянин, который вполне осознанно отталкивает от себя дворянскую культуру XIX века и не скорбит о том, что в Италии студенты отказываются записываться на курс изучения романов Достоевского.
Почему именно Пушкин? Потому что это восславленный до уровня святого лжец и предатель, бравший деньги у царя, вслух прославлявший Николая и его террористическую политику, но тайно сочинявший трогательные послания в Сибирь, на каторгу, далёким друзьям. В сущности, телеобозреватель Соловьев – это Пушкин нашего времени. Его стихи не так красивы, как стихи Пушкина, но это единственное различие между Соловьёвым и Пушкиным.
Почему именно Достоевский? Потому что Достоевский имперец черносотенного толка, православный антисемит, полонофоб, искренне, глубоко ненавидящий демократию, презирающий гуманизм. Человек, утверждавший, что ценности Европы по достоинству оценены только русскими, но не самими европейцами (и потому должны принадлежать русским). Человек, с наслаждением плевавший в чужие кастрюли, умевший и любивший унижать и унижаться. Да, это символ нынешней России, лучшего и подобрать нельзя. Так что с именем Достоевского идут вперёд и русские солдаты, и те, кто считает, что, пожалуй, Путин засиделся на своём троне.
И – повторюсь - это не метафоры. Вовсе необязательно, для того, чтобы быть носителем Великой Русской Культуры, читать Пушкина и Достоевского. Достаточно проникнуться аурой этих писателей в школе. Ведь что внушает такая литература своему носителю? То, что все люди делятся на две неравные части: на дворян и на хамло. Дворяне – настоящие люди, а хамло – не люди вовсе. Они шариковы, человекообразные скоты, с которыми настоящие люди могут поступать, как им вздумается. На таком противопоставлении построены все великие творения классической русской культуры, прилежно, по многу часов в неделю, изучаемые в российских школах. Россияне дышат этими идеями, как воздухом. И руководствуются, разумеется, этими идеями в жизни своей. И, разумеется, каждый россиянин считает себя дворянином – он так воспитан. И, разумеется, поступает с окружающими, как дворянин с хамлом. Можно ли удивляться поведению русских мальчиков в Украине? Ведь это совершенно естественные поступки людей, твердо знающих, что Пушкин – Солнце.
PS. И ещё раз, для непонятливых: Пушкин - отличный поэт. Речь идёт не о Пушкине, а о культе Пушкина, насаждаемом государственными методами прямой промывки мозгов. Пушкин же в создании своего культа не участвовал. Что касается Достоевского, то там немного сложнее. Он тоже хороший писатель, хоть и не на всякий вкус. Да, собственно, и о вменяемости его увлекательных и смешных книжек можно сказать, что они довольно мерзкие. Хоть и талантливые, артистичные. Но при этом сам Достоевский участвовал в создании своего культа, весьма целенаправленно. Так что полностью невинным в нынешней истерии вокруг Великой Русской Культуры его назвать нельзя.
Не поленился, скопировал весь текст. Просто, чтоб обычные ватники типа нас понимали, как нас видят ЛОМы на Западе, которые топят за "культуру отмены" и вредное левачество.