Широко распространено мнение, что секвестр – тупое урезание бюджета на 85 миллиардов долларов, было, как выразилось агентство ЮПИ, "дурацкой идеей, когда она только пришла в чью-то голову, и ставшей ещё более дурацкой теперь". Но идея секвестра может быть даже ещё более идиотская чем многие себе представляют. Чтобы сэкономить несколько долларов, эта финансовая кодла собирается перелить более чем три четверти миллиарда долларов из космического бюджета Америки непосредственно в карман русских. По глупости выкинем на ветер миллиард и мудро сэкономим пару центов.
Как же происходит это удивительное, саморазорительное переливание денег из Америки в карман Москвы?
У NASA есть малоизвестный, но критически важный проект, называющийся Commercial Crew Program (ССР — Программа коммерческих полетов). В то время когда летали «шаттлы», стоимость доставки американского астронавта в космос составляла примерно 37,5 тысяч долларов за фунт. Представьте себе что вы — тот самый астронавт. К вашему весу добавим вес кислорода, воды, еды, оборудования для жизнеобеспечения и, в результате, стоимость доставки вас на орбиту, составит около 82.5 миллионов долларов. Что равняется стоимости полета всего населения Питтсбурга в Лос-Анжелес и обратно с билетами от cheapoair.com. Но если Америка сможет снизить эту стоимость, то она сможет сделать полеты в космическое пространство столь же доступными как, ну, например, авиапутешествие из Питсбурга в Лос-Анжелес
Это именно та область, где работает Программа ССР. В Программе участвуют/конкурируют три частных компании, они борются за возможность доставлять американских астронавтов на МКС (Международную Космическую Станцию). Эти компании — Боинг, Сьерра-Невада и Space Exploration Technologies (более известная как Space X). В соответствии с контрактом, их разработки должны отвечать определённым требованиям и осуществляться по определённому графику, с тем чтобы можно было начать доставку американских астронавтов на МКС не позднее 2017года.
И пока что ситуация выглядит вполне обнадёживающе. Компания SpaceX построила ракеты для вывода грузов на орбиту и уже начала их регулярное коммерческое использование. Кроме того, она создала капсулу «Дракон» (Dragon Capsule), способную доставить в космос семь человек, вывела две таких капсулы на орбиту, где они совершили несколько оборотов и, затем, благополучно вернула их на Землю. Но и это ещё не всё. При запуске номер два, капсула «Дракон» несла груз NASA, она пристыковалась к МКС, выгрузила 1200 фунтов оборудования, взяла 1673 фунта использованной аппаратуры и материалов, плюс — более тонны научных образцов упакованных в морозильник GLACIER (General Laboratory Active Cryogenic ISS Experiment Refrigerator) и доставила этот крайне важный полезный груз на Землю. SpaceX запланировала свой третий запуск капсулы «Дракон» (с 1268 фунтами научного оборудования и расходных материалов для команды МКС) на пятницу, 1-е марта, тот самый день, когда, как ожидается, решение о секвестировании бюджета вступит в силу.
Обычно, доставка груза на орбиту стоит NASA примерно 10 000 долларов за фунт, намного меньше, чем доставка людей. Но доставка грузов капсулой «Дракон» и «Фалконом-9» (Falcon 9) могут стоить приблизительно 2500 долларов за фунт, т.е. помогут сберечь около 75% стоимости. К тому же, глава SpaceX, Элон Маск, заявил, что его цель — снизить стоимость доставки до десяти долларов за фунт. Да-да, вы не ослышались: десять долларов за доставку 1 фунта груза на орбиту. Таким образом, стоимость доставки астронавта на орбиту (вместе с кислородом, едой, водой, и всем прочим необходимым для его жизни) снизилась бы до 22 000 долларов. Конечно, это ещё не стоимость авиабилета от Пенсильвании до Лос-Анжелеса, но уже в пределах досягаемости для делового путешествия бизнесмена, исследователя, космического колониста или шахтера на астероиде.
Каким образом секвестр влияет на это снижение стоимости? И причём здесь русские?
Здесь-то и кроется ещё один грубейший просчёт администрации, он скрыт от вас и меня, скрыт в том, что находится у всех на виду: в космическом отставании Америки.
После прекращения программы полетов «шаттлов» в 2011 году, Америка неспособна доставлять астронавтов на орбиту на собственных американских ракетах-носителях. Да, в настоящее время У Америки нет ни одного космического корабля, ни большого ни малого, способного доставить человека в космос. И это в то время, когда даже иранцы запускают в космос обезьян. Очень неудобная ситуация, не правда ли?
Как сказал один из руководителей NASA, Чарльз Болден, на выступлении перед сотрудниками агентства в Хантсвилле, Алабама, 22-ого февраля: "Секвестр бюджета затормозит начало программы развития коммерческих полетов NASA по доставке астронавтов на МКС на американском космическом корабле. Разрыв между Америкой и Россией, которая имеет возможность отправлять астронавтов, не будет сокращаться, Наоборот, он будет расти. Если кто-то думает, что это мелочь, то он ошибается, это — большая, очень важная проблема".
Несмотря на это космическое отставание, у Соединенных Штатов есть обязательства перед теми пятнадцатью странами, которые мы заманили, вовлекли, завербовали для участия в этом многомиллиардном (35-100 миллиардов) проекте — очень сильно недоиспользуемой Международной космической станции. МКС — это великолепное достижение, грандиозная конструкция, исторически стоящая на одном уровне с пирамидами и Парфеноном. И для того чтобы выполнить наши обязательства перед партнерами, мы обязались послать на станцию еще 56 астронавтов. Что ставит нас перед следующей проблемой. Как мы можем послать наших мужчин и женщин в космос, когда у нас нет ракеты-носителя, способной доставть людей на орбиту?
Это просто. Хотите верьте, хотите – нет, но мы полагаемся на страну, чьи информационные агентства (по меньшей мере – некоторые), все еще изображают нас как врага — на Россию. Да, портал Pravda.ru, который описывается как "самый крупный новостной и аналитический интернет-холдинг в России", день за днем, неделя за неделей пишет о США как о стране выродков и убийц. С заголовками типа "Убийство российских детей — это не трагедия для США".
Несколько месяцев назад русские брали с нас 55.8 миллионов долларов за билет для одного астронавта, за то чтобы доставить его на орбиту и привезти обратно на ракете «Союз». Но так как у них нет конкурентов, которые могли бы сбить цену, то теперь русские повысили её на 12% — до 62.7 миллионов за билет. И она будет расти дальше.
Вот где секвестр из экономии нескольких центов превращается в потерю миллиардов. Источники в NASA говорят, что из бюджета Программы коммерческих полетов будет урезано всего только 25-30 миллионов доллларов. По стандартам администрации это вроде как сущая чепуха, правда?
Но кумулятивный эффект накопившихся грубых ошибок и просчётов приведёт к тому, что это небольшое сокращение превратится в мощный поток убытков. Секвестр бюджета задержит Программу ССР на, приблизительно, два года. И каждый год мы, не имея собственного выхода в космос, будем вынуждены платить русским от 350 до 400 миллионов долларов. Фактически, 14 марта, NASA подписало соглашение о выплате России 753 миллионов долларов за двенадцать билетов туда и обратно к нашей собственной космической станции. Это — три четверти миллиарда долларов. А если период отсутствия у Америки собственных космических транспортных средств затянется, то эта сумма станет ещё больше. Подумайте только. 753 миллиона или даже больше будут перекачаны из американской космонавтики на поддержание российского научного и технологического лидерства в космосе. Когда в 1957 году, российский «Спутник» поднялся над планетой и потряс США, идея развивать российскую космонавтику и калечить свою собственную, могла показаться просто дикой.
Не многим лучше обстоят дела и с Программой ССР, деньги, по этой Программе выплачиваются трем конкурирующим компаниям только по достижении ими определённых результатов. А до тех пор фирмы должны выполнять разработки на свои собственные деньги. Они работают "на свой страх и риск", в условиях известной неопределённости. Если эти компании рассчитывают на правительственные деньги в своих расходах и если они достигают определённых правительственным заданием результатов, то отказ правительства заплатить привести их к банкротству. Или серьезно отбросить их назад. Это не тот способ, которым можно было бы поощрить американскую изобретательность, американскую предприимчивость и создание рабочих мест в стране. Это делает американское правительство, правительство, которое представляет вас и меня, плохим деловым партнером. Попросту — халявщиком.
И, в заключение, слова Дэйва Данлопа, главы Международного комитета Национального Космического Общества и члена группы, которой я руковожу — Space Development Steering Committee, — "Неудивительно, что недавние опросы показывают, что колоноскопия более популярна чем Конгресс". Или, как однажды посоветовал ударник Ральф Макдоналд — "Не останавливайтесь, чтобы поднять центы, когда доллары пролетают над вашей головой".