Смех и грех. Что не так с сериалом Netflix «Последние цари». Спойлер: всё
04 июля 2019, 18:25
Все шесть серий «Последних царей», первый эпизод которых официально вышел еще 2 июля, уже вовсю гуляют по сети. «Фонтанке» хватило и одной серии, чтобы понять: не «Чернобыль». И даже не «Матильда».
Твиттер уже успел заклеймить позором сериал о последнем российском императоре на основании всего двух скриншотов. На одном из них показана Красная площадь в Москве 4 февраля 1905 года — но в центре архитектурного ансамбля уже присутствует Мавзолей. Кремль — красный, а в 1905 году должен быть побеленным, Москва же не просто так называлась Белокаменной. Пользователи сети выяснили, что кадры с Кремлем создатели сериала прикупили на фотостоке Getty за 499 долларов — он доступен по ключевым словам «Russia, Moscow, view on Kremlin in a snowy day» (Россия, Москва, вид Кремля в снежный день). Режиссера смутила только звезда на Спасской башне и ее, так и быть, затерушировали.
На другом скриншоте — Петербург 1894 года. Здесь заметить ляп сложнее, но внимательные краеведы разглядели Соборную мечеть, которая была достроена только в 1920 году.
«Фонтанка» посмотрела первую серию и предупреждает, что команда исторического сериала, претендующего на документалистику, вообще достаточно вольно обходится с вопросами архитектуры. На двадцатой минуте первого эпизода авторы выдают монастырь Хор Вирап в Армении за Верхотурский монастырь, который называют при этом одной из величайших святых обителей в России.
Начинается сериал в Екатеринбурге в 1918 году. Пьер Жийяр, воспитатель императорских детей, бродит сначала по лесу, а потом по страшному Ипатьевскому дому и вспоминает, как здесь расстреливали царскую семью. Фасад дома нам показывают мельком, за подгнившим деревянным забором, и это вовсе не тот самый особняк с исторических фотографий, а какой-то флигель в голландском стиле.
На стене в коридоре зачем-то пришпилена карикатура размером с постер — Распутин и голая императрица Александра с печальными лицами занимаются сексом. Подобные рисунки распространялись из-под полы в виде открыток, и вряд ли кто-то озаботился бы украсить подобным изображением Ипатьевский дом.
Но повествование уже переносится в Берлин, семь лет спустя, потому что зрителя надо сразу ошарашить всеми скандальными подробностями гибели царской семьи. В Берлине нам показывают Анну Андерсон в психиатрической клинике. Жийяр должен ее опознать. Видимо, эта неочевидная интрига должна удержать людей у экранов до конца серии.
1894 год Петербург. Александр III внезапно умер, а Николаю всего 26 лет. Похороны царя в Петропавловском соборе. В дневниках графа Шереметьева говорится, что собор был переполнен, но по версии Netflix он пустоват.
Царь в гробу имеет цвет сине-зеленый. «Он гниет. От него несет. Они напортачили с бальзамом», – говорит Николаю его дядя, великий князь Сергей Александрович. Но на исторической фотографии с похорон императора Александр III выглядит значительно лучше. Тело, которое предстояло везти в Петербург из Крыма, бальзамировали с особой тщательностью.
Прямо у гроба императрица Мария Федоровна закатывает истерику с рыданиями. Ее уводят.
В кадре появляется первый эксперт, доктор Пабло де Ореллана из Королевского колледжа Лондона. Он трудится в департаменте исследований войн и не специализируется на истории России, по которой у него даже нет заметных публикаций. Ореллана говорит, что молодой Николай был нерешительным и терялся в тени своего дяди Сергея.
А вот второй эксперт, британский историк Саймон Джонатан Себаг-Монтефиоре, напротив, автор бестселлеров по истории России. Долгое время его музой был Иосиф Сталин, но в 2016 году вышла книга «Романовы», которую в книжных магазинах выставляли с наклейкой «Игра престолов» отдыхает!». Себаг-Монтефиоре комментирует коронацию Николая так: «Российский император, как в средневековой монархии, все контролирует сам. А кто готов к этому?»
Николай не готов. Он делает несколько шагов в сторону от открытого гроба и берет из рук своего кузена Сандро (великого князя Александра Михайловича) фляжку и отпивает из нее прямо в соборе.
Потом зрителю объясняют, с чего это Никки так разнервничался. Российская Империя — огромна. В ней 146 национальностей, множество языков и неисчислимые богатства. Повсюду дворцы и яйца Фаберже.
Единственная отдушина наследника — его невеста Александра. Она зациклена на религии, но брак у них по любви и поэтому секс горячий. Далее идет подробная сцена секса. Набожная невеста ведет себя естественно и раскованно. Тема сисек раскрыта полностью. Оператор так увлечен, что не замечает, как в кадр въезжает мускулистая десница наследника российского престола Николая Второго с набитой на ней затейливой татухой. В рисунке присутствуют змеи. Исполнитель главной роли Роберт Джек, очевидно, рассчитывал, что сумеет куда-то пристроить правую руку по-быстрому, и пренебрег гримом.
Тем временем на другом краю империи, в сибирском селе Покровском, Григория Распутина ловят на воровстве лошади и жестоко избивают. То, что Распутин в молодости получил колом по лбу, потому что его заподозрили в конокрадстве, расхожий факт. Но вина его доказана не была. В сериале же именно за конокрадство Распутина хотят изгнать из села — а он уговаривает заменить изгнание на паломничество. На дворе 1897 год. Распутин спит в лесу, ловит в ручье рыбу и познает красоту родной природы, набираясь от нее сил (по версии сценаристов «Последних царей»).
В России тем временем все меняется. Появляются телефон и телеграф, автомобили, электрические лампочки, железные дороги и фабрики. Условия труда ужасающие, люди изголодались по новым политическим институтам.
Доктор Марина Александрова, Техасский университет в Остине, рассказывает о первой публичной речи царя Николая. Дядя Сергей Александрович рулит Никки, и Никки заявляет, что, не смотря на то, что в некоторых земствах люди увлеклись бессмысленными мечтами участия в работе правительстве, он будет нести принципы самодержавия также, как его отец. «Это ужасная ошибка, он блокирует все возможности реформ», – сокрушается Александрова. Ее позицию поддерживает доктор Филиппа Хетерингтон из Университетского колледжа Лондона.
Распутин тем временем добрался в Верхотурье, где, как утверждают авторы сериала, находится один из величайших монастырей России. Он выучивает Евангелие наизусть, но в монастыре слишком строгая для его вольного духа дисциплина. И тут, прямо в монастыре, он знакомится с хлыстами — и попадает на их оргию. По мнению сценаристов, хлыстовские «радения» выглядели так — сначала все танцуют голые, а потом совокупляются под восточную музыку. Историк Себаг-Монтефиоре объясняет, что хлысты — страшные люди: «Говорили, что они даже во время одного из обрядов отрезали грудь девственницы и съедали ее».
Коронация Николая II. На Ходынское поле со всей России собираются крестьяне. Их привлекают царские подарки. В подарок входила ценная по тем временам эмалированная кружка, мешочек сластей, сайка и полфунта колбасы, завязанные в яркий ситцевый платок с портретами императорской четы. В сериале крестьянам выдают консервы в банках и какие-то холщовые мешочки.
Ники готовится к коронации. На нем «горностаевая» мантия из белого плюшевого мишки с неровными черными кисточками из черного плюшевого мишки. Коврики из «Икеи» и то выглядели бы лучше.
Кузен Сандро, дядя Сергей и Ники переговариваются между собой, используя лексику труднодоступных районов Гарлема. Николай признается, что «чувствует себя дерьмово», Сергей говорит про Ходынку что это «... кошмар». Сандро предлагает послать туда больше казаков, но дядя не хочет тратить на казаков деньги. В давке на Ходынском поле гибнут 1300 человек, но сценаристы сериала на всякий случай умножают эту цифру и говорят, что погибли 3-4 тысячи.
Отдельная боль — коронация. За кадром нам говорят, что это — роскошное зрелище. На царе и царице мантии унылого болотного цвета. Они должны быть золотыми.
Картину Туксена из Эрмитажа «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года» ответственным за костюмы не показали. И сцену коронации из «Матильды» – тоже. На коронации Николая II присутствовали одна королева, три великих герцога, два владетельных князя, двенадцать наследных принцев, шестнадцать принцев и принцесс…
Но Netflix сэкономил на массовке.
Сцена коронации поставлена с многочисленными отступлениями от исторической правды.
Бриллиантовую цепь с орденом Андрея Первозванного на Николая перед церемонией в сериале надевает какой-то ливрейный подросток. В соборе она падает — и все замирают в ужасе. Никки после заминки перешагивает через нее — хотя по воспоминаниям очевидцев, это происшествие заметили только те, кто находится в непосредственной близости к императору, а цепь сразу же поднял один из камергеров, поддерживавших мантию царя. Малую корону надевал на императрицу не митрополит, а сам Николай, Александра при этом опускалась на колени на специальную подушечку.
Завершается эпизод рождением Анастасии в 1901 году. В 1925 году в Берлине Жийяр говорит, что у девушки, которая лежит перед ним на больничной койке, «глаза те же, но не лицо».
Про «Последних царей» можно сказать то же самое. Сериал похож на историческую драму с элементами документалистики так же, как Анна Андерсен — на погибшую в Ипатьевском доме дочь российского императора.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»