В истории физики «единая теория поля» была попыткой дать общее объяснение сущности всех видов энергии. Альберт Эйнштейн попытался это сделать и не смог. Я не очень много знаю о физике, но разбираюсь в политике на Ближнем Востоке.
Итак, вот попытка обобщить всю деятельность Обамы в области региональной политики, проанализировать и объяснить ее в статье размером 1100 слов.
Первый тезис заключается в том, что деятельность администрации Обамы может быть разделена на две фазы. Они пересекаются и отражают один и тот же тип мышления, но они совершенно разные.
Первая фаза, с января 2009 по декабрь 2010 года, характеризовалась акцентом на палестино-израильское миротворчество. Администрация Обамы считала, что можно было добиться быстрого прогресса на пути к миру, а также полагала, что это необходимо для решения остальных вопросов на Ближнем Востоке.
Для достижения мира, думали они, требуется в основном оказать давление на Израиль, чтобы он согласился на новые уступки, и обеспечить поддержку арабских стран и мусульман, убеждая их, что Соединенные Штаты относятся к ним гораздо более благосклонно, чем при всех предыдущих президентах.
Я не хочу перечислять все подробности, но это включало более резкую критику Израиля, грубую лесть в адрес арабов и мусульман, просьбы к арабским странам о помощи, требования заморозить строительство израильских поселений на территориях, включая сюда же прекращение строительства в восточном Иерусалиме, организацию в декабре 2009 года саммита в Кэмп-Дэвиде, призывы вернуться к границам 1967 года с небольшими изменениями и другие шаги.
При этом имеются много острых шипов, которые чувствуются здесь, в Израиле, но не замечаются ни защитниками, ни критиками Обамы. Например, администрация Обамы изначально отказалась от обещания своего предшественника о том, что Израиль может сохранить на Западном берегу "блоки поселений". Администрация Обамы поначалу тайно согласилась не требовать замораживания строительства в восточном Иерусалиме, а затем нарушила это обещание, публично нападая на Израиль по этому вопросу. Реальная проблема возврата к "границам 1967 года" была в том, что Обама призвал израильтян вернуться к границам 1967 года и только после этого начать переговоры, чтобы определить, какие должны произойти изменения границ, если таковые будут иметь место.
Есть два ключевых момента, которые следует отметить. Во-первых, политика США полностью провалилась, что администрация частично признала. Во-вторых, провал случился из-за отказа арабских государств помочь и полного отказа палестинцев хоть с чем-нибудь согласиться. Этого администрация никогда не признавала, может быть, даже не поняла этого обстоятельства.
Легко переоценить характер расхождений между политикой США и Израиля. Деятельность администрации президента США была преимущественно чисто словесной, а не материальной. Военная помощь и отношения с Израилем продолжались. Израильское правительство перенесло эти проблемы очень хорошо. К концу 2009 года отношения в основном стабилизировалась, и вреда было причинено не слишком много.
Вторая фаза. Конечно, основные идеи, которые характеризуют вторую фазу, были заметны в деятельности администрация Обамы с самого начала. Однако и здесь наиболее важные моменты часто упускают. Возьмем речь Обамы в Каире, например. Её критиковали по различным причинам: показная "беспристрастность", намек, что Израиль появился как результат Холокоста, приглашение лидеров "Мусульманского братства" и т.д.
Но не приметили супер-слона. То, чего никто никогда не отмечал, заключается в следующем: Обама поставил исламскую идентичность для арабов выше и над национальной лояльностью по отношению к какому-либо конкретному государству. Это было не проарабская речи, а происламистская.
Другими аспектами этой политики, приятной для исламистов (и их союзников, подобных Сирии) и подлой по отношению к историческим союзникам США, были медлительность администрации Обамы по вопросу санкций против Ирана, его мягкость по отношению к Турции, Хизбалле и другим радикальным силам в Ливане и Сирии. Он даже оказал помощь и поддержку ХАМАСу в секторе Газа, нажав на Израиль, чтобы тот уменьшил санкции до минимума.
Хотя некоторые элементы этого можно отметить и в первые несколько лет, этот подход был принят за основу, начиная с января 2011 года, с начала "арабской весны". Обама не просто поддерживал демократию, он активно действовал, чтобы свергнуть правительства дружественных США стран (Египет, Тунис и Бахрейн) и игнорировал взгляды и интересы других союзников США (Израиль, Иордания, Саудовская Аравия). Игнорируя предложение Госдепартамента о том, что смена курса должна быть осторожной, он смёл все барьеры, стоящие на пути исламистов. Ливийская операция, независимо от ее мотивов, вела в том же направлении.
В начале второй фазы, в феврале 2011 года, когда происходил переворот, Обама пока еще маскировался. Когда его спросили о Братьях-мусульманах, он ответил:
"Я думаю, что Братья-мусульмане являются только одной из фракций в Египте. Они не имеют поддержки большинства. Но они хорошо организованы, и в их идеологии есть антиамериканские нотки. В этом нет сомнений. Но вот что мы должны понять: есть огромная масса светских людей в Египте. Есть большое количество интеллигенции и представителей гражданского общества в Египте, которые тоже хотят выйти на первый план. И для нас очень важно не утверждать, что есть только два варианта: либо Братья-мусульмане либо подавление египетского народа. Я хочу, чтобы в Египте было представительное правления. И у меня есть уверенность, что если в Египте идет упорядоченный переходный процесс, то там появится правительство, с которым мы сможем работать вместе как с партнером".
Другими словами, народ не может ошибиться, Братья-мусульмане не могут выиграть, и все будет в порядке. Прошло несколько месяцев, однако, и это утверждение изменилось так: народ не может ошибиться, Братья-мусульмане победят, и все будет в порядке.
В выступлениях Клинтон и Панетты проявляется новая политика. Не сомневайтесь, что все их заявления скоординированы между собой и со многими другими. Основные тезисы были выданы каждому. Фразы и понятия, подобные идее, что Израиль сам себя изолировал, повторяются неоднократно. Это не какие-то отдельные ошибки, а очередной сценарий, подготовленный Белым домом.
Например, посол США в Бельгии объясняет на конференции еврейских адвокатов, что мусульманский антисемитизм проистекает из политики Израиля (таким образом игнорируя доказательства противоположного многовековой давности) и закончится, если Израиль достигнет мирного соглашения с палестинцами (при этом игнорируя тот факт, что исламисты против любого мирного соглашения и делают все возможное, чтобы заблокировать его). Он также показал видеофильм о себе, как ему горячо аплодировали во время посещения мусульманских школ. Прежде чем ошеломленные участники конференции смогли ответить, он ушел.
Основные выводы. Мусульмане хорошие. Исламисты умеренные. Нет мира? Виноват Израиль. Уши заткнуты. Хорошего вам дня!
Короче говоря, администрация Обамы поощряет и поддерживает приход к власти фанатичных антиизраильских групп, она осмелилась заявить, что Израиль становится изолированным, поскольку он не делает достаточно уступок! Они поощряют и поддерживают рост режимов, которые категорически против любого мира с Израилем или сосуществования двух государств, им хватило наглости сказать, что Израиль может разрядить ситуацию, добившись мира.
В новой фазе турецкий исламистский режим стал гуру Обамы. Турецкая модель была представлена как лучший пример для подражания. Для администрации Обамы это образец стабильной демократии, включающей "умеренный исламизм". В реальности же это приход к власти радикальных исламистов, делающих вид, что они придерживаются демократических норм.
Администрация предполагает, что Братья-мусульмане будут умеренными. Нет никаких доказательств этого, кроме их собственных слов. Администрация Обамына самом деле приветствовала победы исламистов в Египте и Тунисе, в то время ничего не делая для предотвращения такого же развития событий в Ливии. В Сирии администрация Обамы сотрудничает с Турцией, чтобы в сирийской оппозиции вытолкнуть исламистов на первый план.
Короче говоря, администрация Обамы приняла исламистскую сторону, сторону антиамериканских, антизападных, агрессивно настроенных по отношению к Израилю, антихристианских, попирающих права женщин сил. Она продолжает настаивать, что эти силы не представляют опасности и даже, что они "хорошие парни", которые приведут к подлинной демократии.
В результате каждый традиционный арабский союзник в регионе был предан, включая Израиль. Все реальные демократические движения в регионе были преданы (в Египте, Иране, Турции, Сирии, Ливане и др.), они либо не получили помощи, либо США активно помогли их врагам, либо то и другое. Результаты предсказуемо катастрофические. По мере того, как опасность станет все более очевидной, как исламисты начнуть показывать свои клыки, администрация Обамы будет её игнорировать. Когда кризис разовьется дальше, администрация Обамы или ничего не будет делать, или станет на сторону агрессоров.
Эта проблема является абсолютно беспрецедентной в истории американской политики на Ближнем Востоке. Там, конечно, было много ошибок. Тем не менее политики оценивали разные варианты при анализе событий. Администрация Барака Обамы не знает сомнений.
Предыдущие политики, которые были профессионально подготовлены для защиты интересов США, были способны открыто признавать случаи, где они были неправы, и соответственно корректировать политику. На данный момент в связи с успехами исламистов в Египте и Тунисе они бы быстро изменили курс. Администрация Обамы для критики закрыта, и, к сожалению, эти плохие тенденции одобряются большей частью средств массовой информации и академическими «экспертами», которые при предыдущем правлении высказывали критическую точку зрения.
Президент систематически снимает сильных и знающих людей с высших постов. Советник по национальной безопасности и министр обороны в настоящее время это политические назначенцы, просто рупоры Обамы. Хотя государственный секретарь Хиллари Клинтон порой выказывала инакомыслие, она теперь превратилась в марионетку либо потому, что она принимает эту политику, либо просто планирует уйти и считает дни, пока она еще остается на этом посту, вероятно, чтобы быть замененной другой пешкой Белого дома
Ясно, что Обама не будет ни обучаться, ни меняться, и если он останется на второй срок, он пожнет бурю.