Финский эксперт: Этой зимой в Европу придёт голод
Юха Марттила, президент МТК (Центральный союз сельскохозяйственных товаропроизводителей и лесовладельцев), говорит, что от предстоящего урожая зависит, как будет развиваться ситуация на продовольственном рынке Финляндии. Глобальный продовольственный кризис уже обострился настолько, что мы можем говорить о нехватке продовольствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В Европе продовольственный кризис до сих пор выражался в основном в росте цен на продукты питания и тяжелом финансовом положении производителей продовольствия. Но Марттила прогнозирует, что зимой более бедные страны Восточной Европы могут столкнуться с голодом из-за высоких цен на продовольствие и энергоносители. И не каждый житель Финляндии сможет позволить себе купить достаточное количество продовольствия.
"К продовольственному кризису следует относиться серьезно, даже несмотря на то, что продовольствие в Финляндии не заканчивается, - говорит Марттила.
Если возникнет дефицит продовольствия, это будет серьезный кризис, при котором будет нанесен ущерб внутреннему производству, а импорт также будет заблокирован. На практике, говорит Марттила, во всем мире должен возникнуть серьезный кризис в логистике, но Финляндия может позволить себе покупать продукты питания.
"Мы богаты по мировым стандартам. Мы сможем купить продовольствие".
Более важный вопрос, по мнению Марттила, заключается в том, правильно ли Финляндии, как богатой стране, начинать закупать продовольствие в мире - сейчас или когда-либо.
"Существует постоянный баланс продовольствия в мире . Я считаю, что отнимать кусок хлебу у голодающего - это аморально".
Марттила считает, что решения для того, чтобы каждый мог позволить себе еду, скорее всего, потребуются и в Финляндии.
Институт природных ресурсов Финляндии подсчитал, что в этом году цены на продукты питания вырастут на 10% по сравнению со средним уровнем цен прошлого года. Расходы на питание среднего финского домохозяйства могут увеличиться более чем на 500 евро.
По мнению Марттилы, эту проблему нельзя решит социальными и политическими инструментами.
"Вы не можете сказать, что должны производить хорошую, питательную пищу, которую может позволить себе каждый. Это просто не сработает. При таких затратах вы все равно ничего не сможете производить дешево. Сегодня нигде нельзя получить дешевую еду, даже импортируя ее".
Продовольственная инфляция бушует в Европе с осени. В Финляндии, по какой-то странной причине, она только сейчас начинает проявляться в полной мере, несмотря на то, что производственные затраты росли теми же темпами, что и в других странах.
"Промышленность еще в декабре заключала длительные соглашения с торговлей на это лето. Все сделки, заключенные тогда, были плюс-минус ноль. Повышения были настолько малы, что совершенно не отражали ситуацию".
Согласно анализу Марттила, операторы продовольственных сетей думали, что наступающее лето исправит ситуацию. Возможно, также существовало опасение, что повышение цен запутает рынок.
Затем наступила паника. Марттила считает, что операторы продовольственных сетей в Финляндии наконец-то осознали, что ситуация может растянуться на годы, и что существует риск разорения ферм. Долгосрочные контракты, подписанные в декабре, начали расторгаться.
Последняя официальная статистика цен датируется мартом. Она показывают, что цены производителей, например, на мясо, яйца и картофель, несмотря на рост издержек, в марте почти не изменились. В случае с молоком, рост затрат был перенесен на цены немного лучше.
"Все еще есть ощущение, что ситуация не сильно изменилась. Нигде нет такого уровня, который покрыл бы увеличение расходов", - говорит Марттила.
В тепличных хозяйствах, где выращиваются огурцы, помидоры и аналогичные многолетние культуры, рынок показал достаточно хорошие результаты. Повышение цен было продавлено.
"Ситуация в производстве мяса такова, что каждое животное приносит убыток. Поэтому многие люди в свиноводстве, например, сейчас думают о том, как избавиться от фермы, пока свиньи не забрали последние деньги семьи".
Если не произойдет достаточного повышения цен производителей, производство мяса в Финляндии резко сократится, считает Марттила. Поскольку потребление мяса снижается очень медленно, потеря производственной базы на практике означает, что финны будут есть импортное мясо.
У роста цен производителей есть два причины: промышленность и торговля. Все участники сейчас размышляют о том, что будут делать потребители, если цены вырастут.
"Мы говорим о настолько больших изменениях, что ничего подобного мы не видели в наше время. Никто толком не знает, как отреагируют потребители".
Промышленность опасается, что если потребительские цены сейчас взлетят на десятки процентов, это приведет к сокращению потребления даже основных продуктов. Мартиала считает, что принуждение к снижению цен было бы неправильным решением как для промышленности, так и для торговли.
"Если вы продаете в убыток, то вскоре вы будете сносить фермы. Вы должны доверять финскому потребителю.»
Марттила призывает торговлю быть готовой платить, а промышленность - иметь смелость повышать цены.
Как деньги, полученные от потребителей, распределяются между участниками пищевой цепочки - это вопрос, говорит Марттила.
Марттила называет пищевую промышленность ”отстающими на фондовой бирже", хотя многие компании показали хорошие результаты. У фермерских хозяйств явно самые слабые экономические показатели.
По словам Марттилы, производителям трудно получить справедливую долю, потому что их много. В Финляндии насчитывается 45 000 ферм. Отдельная компания не имеет большой власти устанавливать цену. Если требуемая цена не устраивает, покупатель всегда может сказать, купит на соседней ферме.
Законодательство ЕС также попыталось устранить дисбаланс в переговорах продовольственной цепочки, приняв необходимые законы.
"Я еще не в состоянии должным образом проанализировать его влияние, но мало-помалу я начинаю склоняться к тому, что закон довольно слабый. Уполномоченный по продовольственным рынкам не имеет соответствующих инструментов. Я думаю, что закон будет реформирован при следующем правительстве".
Марттила, похоже, относительно доволен тем, как правительство отреагировало на сельскохозяйственный кризис. По его словам, пакет поддержки в размере 330 миллионов евро для обеспечения надежности поставок, решение о котором приняло правительство, покроет в среднем 20-25% роста затрат для фермерских хозяйств в этом году.
"Однако между фермами существуют огромные различия. На некоторых фермах помощь покрывает 5% от увеличения затрат, на других - до 90%", - говорит Марттила.
Для ферм, которые используют много производственных ресурсов - и на практике производят большую часть продовольствия - субсидия не сильно поможет. Они должны получать деньги с рынка, говорит Марттила.
"Они знают, что никакие государственные деньги их не спасут", - говорит он.
Пока над будущим многих финских ферм нависают темные тучи, есть и искра надежды. Если мы получим хороший урожай, это позволит значительно сэкономить на зерновых.
Мировые цены на зерно сейчас находятся на исторически высоком уровне. Так что нас ждут хорошие цены, когда нам будет что продавать".
Как же выглядит урожай в Финляндии?
"Это не самое лучшее начало. Прошлой осенью мы посеяли много ржи и пшеницы, и все прошло плохо. 90% было уничтожено в течение зимы. А в южной Финляндии весенний сев запаздывает, - говорит Марттила.
Сейчас, к счастью, было достаточно ясных дней, чтобы провести посевную.
"Впервые за долгое время, возможно, стоит помолиться, чтобы погода была благоприятной”, - говорит Марттила.
Юха Марттила является президентом МТК с 2009 года.
Ранее он был научным сотрудником в Институте экономических исследований сельского хозяйства.
Марттила имеет ученую степень в области агрономии и докторскую степень в области сельского и лесного хозяйства.