Южный горно-металлургический комплекс (ЮГМК), который управляет крупными металлургическими, химическими и добывающими предприятиями Донецкой и Луганской народных республик, вывел все заводы на номинальные мощности, закрыл накопившиеся с украинских времен долги по заработной плате и даже начал трудоустраивать бывших сотрудников "Азовстали". Уже в этом году ожидается первая отгрузка продукции предприятий через заработавший порт Мариуполя.
Как ЮГМК будет помогать отстраивать Донбасс, какие российские и зарубежные компании готовы закупать продукцию и возможно ли возобновление выпуска легендарных "Запорожцев" — об этом накануне Дня металлурга в интервью ТАСС рассказал генеральный директор компании Евгений Юрченко.
— Евгений Валерьевич, вы фактически с нуля — так как предприятия пришли в негодность, накопились большие долги — строите промышленность Донбасса. Расскажите, насколько сложно далось решение зайти в Донбасс? Что удалось сделать за то время, которое предприятия находятся под управлением ЮГМК?
— Идет второй год проекту. Сначала мы зашли на предприятия, в которых действительно ситуация была критическая: невыплаты заработных плат составляли семь месяцев, не было выпуска ни одного килограмма металлургической продукции, ни одного килограмма передела, кокса. И те проблемы, которые за весь предыдущий период накопились на предприятиях, в том числе к которым привело управление украинских собственников, безусловно, требовали каких-то решений. Решение о приходе нашей компании на эти предприятия принималось непосредственно главами республик — Леонидом Пасечником и Денисом Пушилиным. Эти решения, на мой взгляд, принесли свои очень серьезные плоды: были погашены все задолженности по зарплате, выплаты получили даже те сотрудники, которые уволились ранее с предприятий, не выдержав очень сложной экономической ситуации. Были погашены задолженности по электроэнергии, железной дороге. Стартовала программа в первых числах июня прошлого года, и уже с октября начала работать компания "Южный горно-металлургический комплекс", которая объединила в себя управление этими предприятиями.
За эти полтора года на предприятиях всего работало 26 тыс. человек, в настоящий момент работает 22 тыс. человек, потому что произошла определенная миграция рабочей силы. Наши работники участвуют в специальной операции, и по ряду предприятий количество таких сотрудников составляет до 20% от списочной численности.
И за весь предыдущий период по проблемным ситуациям во "Внешторгсервисе" (компания, которая управляла предприятиями при Украине — прим. ТАСС) денежные средства были выплачены в течение первого месяца в размере 70%. Потом были выплачены, еще раз повторю, даже тем сотрудникам, кто уволился до нашего появления. И нам очень отрадно, что после начала работы предприятия очень много наших работников вернулись в родные стены.
Донбасс всегда был промышленным центром России. Невозможно представить, чтобы его потенциал не был сохранен и востребован в наши дни. Мы могли прекрасно видеть, во что превращались некогда прекрасные предприятия под управлением украинских собственников. По сути, активы истощались, расходовался запас прочности, заложенный в предприятия их проектировщиками и строителями.
Самое главное — нами остановлен системный кризис, в котором оказалась металлургия Донбасса.
— Сколько сейчас предприятий входит в ЮГМК? Все ли они выведены на номинальные мощности и если не все, то когда могут быть выведены? Планируете ли добавлять в схему еще какие-то заводы с освобожденных территорий ЛНР и ДНР?
— ЮГМК в настоящий момент управляет семью предприятиями. Это Алчевский металлургический комбинат, Енакиевский и Макеевский металлургические заводы, Макеевский и Ясиновский коксохимы, Комсомольское рудоуправление и Стахановский завод ферросплавов. Все эти предприятия вышли на свои проектные мощности к определенному периоду.
Наиболее продуктивным из них сейчас является Алчевский металлургический комбинат. Это наш безусловный флагман как по оснащенности, так и по объемам выпускаемой продукции. В его составе находятся все значимые металлургические переделы — от коксохимического и агломерационного процессов до доменного, конвертерного и прокатного передела. Алчевский комбинат в состоянии изготовить любую металлургическую продукцию.
Сегодня в контуре ЮГМК присутствуют заводы и фабрики, которые образуют полный и самодостаточный цикл для производства чугуна и стали. Все, что нам нужно, — это только сырье и энергоносители. Поэтому острой потребности в расширении своего управленческого контура мы не видим. С другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что включение какого-либо завода, простаивающего сейчас, но который потенциально может производить продукцию, дает этому предприятию шанс на новую жизнь. И в этом ключе мы готовы задуматься над расширением, в том числе и на освобожденных территориях, где потребность в плече поддержки сейчас особенно велика.
На момент нашего прихода объем производства был нулевой — ноль вагонов, ни одного килограмма кокса. На момент начала спецоперации (в феврале) мы выпускали в месяц 270 тыс. т не просто металлопродукции, а стального передела.
С начала нашей деятельности мы уже выпустили более 1 млн т стальной продукции. Для нас целью является 300 тыс. т в месяц. Это то, на что мы планируем выйти в ближайшее время. Мы уверены, что в случае окончания военной операции — для примера могу привести ЛНР, где 3 июля празднуется уже как день победы, — этот процесс пойдет более динамично.
С началом СВО на предприятиях ЮГМК произошло некоторое снижение показателей, но работа продолжилась с максимально возможной в изменившихся условиях загрузкой. При этом на снижение объема производства, помимо мобилизации сотрудников, также повлияли обстрелы территории предприятий со стороны ВСУ, перебои с электричеством и железнодорожным сообщением.
Тем не менее ни одно из наших предприятий не остановило свою работу, не был уволен ни один сотрудник. И более того, уровень заработных плат за это время не уменьшился ни на рубль. Мы выплачиваем все заработные платы и все социальное обеспечение тем нашим сотрудникам, которые принимают участие в военной операции.
— Вы говорили, что сотни бывших сотрудников завода Ильича и "Азовстали" после прохождения определенной проверки были приняты на предприятия ЮГМК. Сколько человек принято, сколько заявок поступило? Кто проводит проверку?
— В общей сложности мы получили около 400 заявок, сотни человек уже приняты на наши предприятия. Как правило, это сотрудники, которые и до этого работали, допустим, на Алчевском комбинате или на Енакиевском заводе, потом переехали в Мариуполь. Проверкой занимаются специальные органы — это МГБ Донецкой и Луганской народных республик. Мы в этих процессах не участвуем. Для нас самое главное — это высокая производственная квалификация, большой опыт работы, знание тех предприятий, на которых приходится продолжать свою трудовую деятельность. В этом плане к принимаемым сотрудникам никаких претензий нет.
— Все они высококвалифицированные специалисты?
— Совершенно верно. Это люди, еще раз повторюсь, как правило, которые исторически жили в одной из республик, получали образование либо в Луганске, либо в Донецке. Это родные, а не двоюродные.
— На полях XXV Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о сотрудничестве с республиками Донбасса. Сообщалось, что ЮГМК поможет восстановлению инфраструктуры ДНР и ЛНР. Какие работы планируются по этому соглашению в течение этого года?
— Приняты очень серьезные программы по восстановлению экономики и народного хозяйства республик, пострадавших во время военных операций, и как правило, это строительная деятельность. Как раз мы обеспечиваем металлопродукцией восстановление экономики. Более того, для строительства и восстановления дорог используются особо прочные шлаковые фракции, которых на наших предприятиях достаточно в результате предыдущей деятельности, именно эту продукцию мы надеемся использовать очень активно в восстановительных работах.
К примеру, Алчевский металлургический комбинат выделит Луганской железной дороге на безвозмездной основе порядка 600 т отвального доменного шлака для проведения восстановительных работ, а также улучшения качества процесса перевозок; 200 т гранулированного шлака для реконструкции храма преподобного Серафима Саровского в Алчевске. В предыдущем месяце предприятие также отгрузило на строительство храма 250 т шлака.
— Достаточно ли мощностей заводов для помощи в восстановлении республик или планируется, может быть, ее увеличить?
— Мы будем увеличивать наши мощности, под это как раз и верстаем наши планы. Но для этого нужно как можно дальше отодвинуть границы ведения боевых действий так, чтобы уже на полную загрузку, на 100%, выполнять свою трудовую деятельность.
— Ранее вы говорили, что планируете многомиллиардные инвестиции в развитие предприятий. Речь идет о собственных инвестициях или привлечете инвесторов?
— Это только наши частные инвестиции. Мы все заработанные денежные средства вкладываем в производство, социальные проекты и рост заработных плат. Приведу пример: за полгода мы достигли такого же уровня заработных плат, как и в среднем по Южному федеральному округу. В частности, по Ростовской области. Уровень заработных плат увеличился более чем в три раза с начала нашей деятельности.
В то же время мы не являемся закрытой, герметичной компанией, мы готовы к переговорам со сторонними инвесторами. Считаем, что в этом отношении экономика Донбасса является очень выгодным предложением, потенциал региона растет, здесь гарантированы хорошие возвраты по сделанным вложениям.
— Если говорить о цепочках поставок, насколько они сильно пострадали с начала эскалации конфликта? Какие меры необходимо принять для их восстановления? И как планируете в эти логистические цепочки интегрировать Мариупольский порт?
— Мариупольский порт всегда являлся жемчужиной в металлургической короне Донбасса, потому что отгрузка, которая шла с территории Донецкой Народной Республики, исторически являлась очень важным конкурентным преимуществом. Насколько нам известно — мы посетили и сами посмотрели на то, что происходит в Мариупольском порту, — он незначительно пострадал в результате военных действий. Единственное, восстановление потребуется определенным участкам железной дороги.
Там были пострадавшие участки железной дороги, но они достаточно быстро, я уверен, будут восстановлены. Поэтому отгрузки через Мариупольский порт в этом году уже пойдут в полном объеме.
— Какой объем планируется или пока сложно говорить?
— Пока сложно говорить о самом объеме, потому что наши потребители — это не только компании, которым мы отгружаем морем, у нас большая программа, в первую очередь по работе с Российской Федерацией. Мы надеемся, что придет момент и территории предприятий, которые находятся под нашим управлением, тоже станут Российской Федерацией.
Транспортировку в другие страны, в том числе находящиеся в других полушариях, я бы тоже не исключал. Соотношение "цена/качество" нашей продукции таково, что мы не сомневаемся в ее успешном сбыте по всему миру. Санкции нас не пугают.
— Российский концерн "Уралвагонзавод" получил продукцию ЮГМК более чем на 2 млрд рублей. Планируются ли еще контракты с "Уралвагонзаводом"? На какую сумму, в этом ли году? И с какими еще российскими предприятиями вы работаете?
— Мы с "Уралвагонзаводом" начали нашу совместную работу до начала спецоперации. Они являются флагманами по машиностроению и металлообработке в России. Поэтому контрактную работу мы будем увеличивать. И мы уверены, что и "Уралвагонзавод" на территории республик будет представлен более широко. Если взять статистику, то в Советском Союзе территории Донецкой и Луганской республик были самыми густо покрытыми железными дорогами. Поэтому работы там очень много, особенно в свете последних событий образовалось большое количество и поврежденного транспортного состава, вагонов, которые требуют переплавки, восстановления. Это очень большая программа, которая будет выполняться в ближайшее время.
Еще "Уралвагонзавод" планирует поставить новейшие трамваи на территорию республик, как только будут восстановлены пути.
— Насколько уместно говорить о некой интеграции с ними?
— Интеграция обязательно пойдет, но здесь нет необходимости выстраивать лишнюю конкуренцию. Очень важно, чтобы на территории республик был предоставлен полный комплекс услуг по металлообработке, логистике, сопровождению, сертификации. Это очень большая работа.
Мы нацелены на интеграцию в российское экономическое пространство и развиваем отношения с потенциальными потребителями нашей продукции.
— С какими еще крупными промышленными российскими предприятиями работает ЮГМК?
— На днях мы, например, вернулись с "Камаза". Им нужен металл. В первую очередь, нужны прокат, трубная продукция. Это одно из направлений, которое мы будем развивать. Но сейчас, в первую очередь, мы делаем ставку на строительные и восстановительные работы на территориях республик, куда планируем направить нашу продукцию.
— Если говорить об экспорте, мы пока берем только российский рынок или можно говорить о каких-то поставках в дружественные страны?
— Нет, это не только Россия. Мы очень много работаем с нашими партнерами. В первую очередь это рынок как Ближнего Востока, так и дальних азиатских стран.
— Страны не будете называть?
— Нет необходимости. В существующих условиях мы по объективным причинам не можем явно декларировать наших контрагентов. Но одно утверждаем совершенно четко: по всему свету есть покупатели нашей металлопродукции. Кроме того, наши коксохимические предприятия производят популярное удобрение — сульфат аммония, пользующееся спросом по всему миру. В условиях, когда продовольственная безопасность становится главным вызовом для всей цивилизации, мы уверены, что сумеем продать весь объем этого высокоэффективного удобрения.
— Вопрос по Запорожской области. Власти региона сообщали, что планируют поставлять на металлургические предприятия регионов Донбасса железную руду после восстановления логистики. Какие есть планы по сотрудничеству с Запорожской областью?
— Исторически железорудное сырье поставлялось на Донбасс как раз из Запорожья, с Кривого Рога. А непосредственно уже угольная продукция поставлялась туда с донбасских угольных разрезов. Так было всегда. И в 2017 году после введения Украиной блокады нарушилось естественное течение такой системы обеспечения промышленности Донбасса. Поэтому поставки с запорожского комбината — это лишь восстановление того паритета, который существовал очень многие годы.
К сожалению, события и политико-экономические тенденции конца прошлого столетия попытались отменить задумку наших предков. Донбасс и прилегающие регионы были искусственно сегрегированы, логистические и промышленные цепочки разорваны, предприятия, естественно дополняющие друг друга, оказались в конкурирующих структурах и вместо обоюдной поддержки стали вести борьбу на уничтожение. Теперь это в прошлом. Индустриальные активы юга России вновь интегрируются в единый комплекс, они складываются как элементы гигантского пазла, и отчетливо видно, насколько они четко подогнаны друг под друга. Убежден, что их синергия позволит совершить качественный скачок в развитии и Донбассу, и Запорожью, и всей России.
Что же касается объемов, то о конкретной их цифре можно говорить после завершения спецоперации, когда предприятия донбасской металлургии выйдут на свои полноценные рабочие показатели.
— В Запорожской области заявили о том, что они хотят восстанавливать производство "Запорожцев". Может ли ваша продукция пойти туда?
— 100%, если будет восстанавливаться производство. Не знаю, как правильно сейчас называется — "Запорожцы" или "Таврии", мне ближе второе. Безусловно, наша продукция будет одной из основных конкурентных на территории Запорожья для производства автомобилей.
Как-то упустил из виду.