Ероплан с волынами ¶
11 декабря 2009 г. в аэропорту Бангкока Дон Мыанге по наводке американских спецслужб был задержан совершивший посадку для дозаправки транспортный самолет Ил-76 с грузом оружия на борту. Величина груза по различным сообщениям колебалась от 35 до 45 тонн (со временем этот показатель стабилизировался на отметке 35 т) и включал в себя ЗРК (видимо, переносные), РПГ и боеприпасы к ним, хотя в сопроводительных документах груз был заявлен как «механизмы для бурения скважин». Экипаж самолёта состоял из пяти человек – четырех граждан Казахстана (Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков, Ильяс Исаков) и гражданина Белоруссии Михаила Петухова. На выяснение других сведений – принадлежности самолёта и маршрута его следования – ушло несколько дней. Что касается маршрута, то сначала сообщалось, что Ил-76 летел на Шри-Ланку, затем в СМИ появилась информация, что груз предназначался одной из ближневосточных стран (конкретно страну (а многие считают, что это – Иран) Михаил Петухов пообещал назвать в ходе судебного разбирательства). Ещё 13 декабря было известно только, что самолёт вылетел из КНДР и после вылета из Бангкока должен был совершить еще одну дозаправку на Шри-Ланкеi. В тот же день в ходе шестичасового допроса Михаил Петухов заявил, что груз предназначался для Украины, а самолет первоначально вылетел также с Украины в КНДР и по дороге в Пхеньян совершил три дозаправки (в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде), а на обратном пути должен был совершить две дозаправки – в Таиланде и на Шри-Ланкеii. На другой день остальные члены экипажа показали, что должны были оставить часть груза в Шри-Ланке и на Ближнем Востокеiii. В свою очередь, министерство обороны Шри-Ланки, где в мае закончилась кровопролитная гражданская война с группировкой «Тигры освобождения Тамил-Илама», заявило, что на острове никакие поставки грузов из КНДР морским или воздушным путями не ожидаются и самолет с таким грузом не может быть принят на территории страны без соответствующего разрешенияiv. Впрочем, это и не удивительно: в соответствии с принятой 12 июня резолюцией ООН №1874, КНДР запрещено заниматься экспортом вооружений, и ланкийские военные (если они действительно были заказчиками части груза злополучного Ил-76) не стали признаваться в нарушении резолюции ООН.
Принадлежность самолёта была установлена с не меньшим трудом. Сначала по сведениям издания Bangkok Post, задержанный Ил-76 зарегистрирован в Грузии, среди арестованных членов экипажа есть граждане этой страны. Впоследствии в заметке на сайте газеты слово «Грузия» заменили на «Казахстан»v. Позже председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда опроверг эту информацию: «Мы по своей линии проверили: самолет принадлежит Грузии, ранее состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании и выведен из реестра Казахстана»vi; а пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров заявил, что «по информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде и компетентных органов Казахстана, задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd для осуществления перевозки грузов»vii. В грузинских СМИ, естественно, поднялся вой и начались обвинения Кремля в организации этой сделки – но в этом, опять же, абсолютно нет ничего удивительного (по крайней мере для тех, кто помнит освещение свободной грузинской прессой агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года).
Естественно, что логическая цепочка «самолёт – Таиланд – нелегальная торговля оружием» привела некоторых обозревателей к заключению, что организатором этой сделки стал известный торговец оружием Виктор Бут. Но поскольку сам Бут в это время уже 20 месяцев находился в таиландской тюрьме по сфабрикованному американской стороной обвинению, то выступать в приписываемой роли ему было несколько затруднительно. Так что эта версия продержалась недолго, тем более, что вскоре The Times со ссылкой на Стокгольмский институт исследования проблем мира сообщила, что последним установленным владельцем самолета был не Бут, а сербский торговец оружием Томислав Дамньянович, и как заявил сотрудник Стокгольмского института Хью Гриффитса (Hugh Griffiths), «тайна, окружавшая этот самолет, раскрыта. Теперь следователи знают, как установить конечный пункт назначения груза оружия».
Естественно возникают вопросы: если действительно везли оружие в Иран, то почему именно самолётом и почему через плотно контролируемый США Таиланд? А если же груз предназначался Украине (с более чем вероятной перепродажей Грузии), то почему американцы разоблачили поставку оружия своим сателлитам?
Что думают об этом коллеги? Сам я склоняюсь к мысли, что оружие везли в Африку...
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели