С картинами история подошла к концу. На дальнейших выставках в недружественных странах Европы, видимо, можно поставить крест
Коллекция Морозовых вернулась в Россию
Экспонаты из коллекции русских меценатов Михаила и Ивана Морозовых вернулись в Россию из Франции, их доставили в государственные музеи. Транспортировка в страну всех картин длилась почти 20 дней, последние машины с экспонатами пересекли российскую границу 2 мая.
«Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании "Арт-курьер", "Хепри" и "Хазенкамп"»,— написала в своем-Telegram-канале министр культуры России Ольга Любимова. Она добавила, что полную коллекцию картин из собрания братьев Морозовых можно будет увидеть летом в Москве в ГМИИ им. Пушкина.
В коллекцию входят работы Михаила Врубеля, Камиля Коро, Клода Моне, Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Эжена Будена, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников.
На выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых», которая проходила в Париже с сентября 2021 года, было показано 67 работ из фондов ГМИИ им. Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и два — из Русского музея. Выставка проходила с сентября 2021 года по апрель 2022-го.
Власти Франции на фоне спецоперации решили конфисковать несколько картин. Это «Автопортрет в сером» Петра Кончаловского из собрания Петра Авена из-за санкций, наложенных на владельца. Конфискован также портрет предпринимателя Тимофея Морозова авторства Валентина Серова.
предыстория вопроса
Выставка открылась в парижском Фонде Louis Vuitton в Булонском лесу 22 сентября 2021 года и вызвала у публики огромный ажиотаж: за полгода ее увидели 1,2 млн зрителей. Она должна была закрыться 22 февраля этого года, однако из-за высокой востребованности ее решили продлить до 3 апреля. На вопрос «почему» отвечу так — деньги. За любые гастроли, в том числе произведений искусства, правообладатели получают серьезные выплаты. Естественно, как при любом крупном международном мероприятии, министр культуры Франции подписал (еще в феврале 2021 года) указ об освобождении этих экспонатов от ареста до конца проекта. Когда выставку решили продлить, был подписан дополнительный документ об увеличении срока защиты до 15 мая.
Как только началась спецоперация, во французских пабликах немедленно пошли рассуждения на тему: надо бы наказать Россию и оставить произведения себе. Полной уверенности в том, что вещи вернутся домой, не было, несмотря на госгарантии, потому что все видели, что многие договоренности с легкостью разрывались. Всего в проекте участвовало около 170 картин и скульптур русских и французских художников, представлявших не только собрания, некогда созданные Иваном и Михаилом Морозовыми, но и показывающих контекст эпохи. В основном работы принадлежат почти поровну петербургскому Эрмитажу и московскому ГМИИ, однако есть собственность других музеев и собирателей.
Во Франции — пока, подчеркиваю — остались всего две картины. Из музея украинского города Днепр «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова и «Автопортрет в сером» Петра Кончаловского из собрания Петра Авена, этот с формулировкой «пока активы его владельца будут оставаться замороженными». Все остальные возвращаются к законным владельцам, домой.
Картину из Днепропетровска и картину Авена французы тупо украли под шумок