Правда о харедим. Часть 3
На этот раз мы не будем говорить о деньгах. Есть в жизни общества вещи не менее важные. Это физический вклад в общество — служба в армии, получение высшего образования, волонтерство, благотворительность, инвестиции в национальные проекты. Во всех этих областях вас дезинформируют, по принципу "разделяй и властвуй".
Вот несколько "битов" информации.
"Харедим не служат в армии"
По данным на конец 2018 г. в ЦАХАЛе служили 7250 харедимных юношей. Из них половина — в харедимных боевых частях: батальон "Нецах Иегуда" бригады "Кфир" — 3020, рота "Томер" в "Гивати" — 380, рота "Хец" десантной бригады — около 200. Кроме этого, 1350 харедим служили на тот момент в общих частях и около 2,5 тысячи — на специальных программах. Еще 500-600 человек проходят "шерут леуми".
Львиная доля харедим стараются попасть в боевые части. Те, чей профиль здоровья не позволяет попасть в пехоту или ВВС, идут в патрульное подразделение кинологов — "Магиней ха-Негев" — или в компьютерную разведку.
Процент харедим, служащих в армии, неуклонно растет. Только в 2017 г. призвалось 3685 юношей — около 34% выпускников харедимных учебных заведений своей возрастной категории (за год до этого, в 2016 г., призвалось 29%. Данные израильского "Института демократии"). Заметим, что этот существенный рост наблюдается во время правительства "Нетаниягу-харедим", как его презрительно называют левые.
В отличие от этого, общий процент израильтян, призывающихся в армию, неуклонно падает. Армейское начальство уже много лет бьет тревогу, отмечая катастрофическое падение мотивации к призыву. Если в 1991 г. не явились на призывной пункт 18,32% подлежащих призыву, в 2008 г. — 25,8%, то в 2017 г. таких было более 50%! (Без учета нацменьшинств — около 35%). При сохранении нынешних тенденций через 5 лет процент призвавшихся харедим будет выше, чем процент призывников в целом по стране! Но политиков не волнует "этих глупостей". Политиков волнуют исключительно харедим. Вот уж действительно, "харедим — будущее нации", как выразилась Аелет Шакед.
Еще интереснее картина с окончанием службы в армии. В июне 2013 г. 2-ой телеканал опубликовал такие данные: менее четверти израильтян заканчивает полный срок службы в армии! Т. е. еще 6 лет назад это было меньше, чем процент призыва харедим. В публикации об этом на сайте "Мако" (за 21.06.13) корреспондент (светский) ужасается: "Политики убеждают нас, что светские — фраера… Мы решили проверить, насколько легко увильнуть [от службы], и честно сказать — были поражены: только один из пяти израильтян заканчивает службу!" В приведенном там журналистском расследовании совершенно здорового юношу, якобы "не желающего служить", подсылали к психиатру за "профессиональным заключением" о недееспособности, и за несколько тысяч шекелей парень получал нужную бумажку. Журналисты опубликовали и имена как минимум двух врачей, выдающих такие справки. О том, что эти врачи были как-то наказаны, никаких публикаций не было.
Существует и такая статистика: в целом по стране среди молодежи психическими проблемами страдает в той или иной мере 2% ребят (далеко не все из них до такой степени недееспособны, что не могут служить). А освобождение на почве психической недееспособности получают 6% призывников! Но это никого не волнует.
Еще статистика: из женщин, отказывающихся от службы, аргументируя это "религиозным образом жизни", 30% — на самом деле светские. Армия выявляет это, содержа целую "армию" частных сыщиков, которые вынуждены следить за отказницами, проверять их аккаунты в "Фейсбуке" и пр. (Источник — "Walla-news" за 19.11.2015, в интервью с офицером Генерального штаба). Можно только представить себе, во сколько это обходится государству.
Конечно, все равно можно сказать, что общая тенденция "косить" от армии — не оправдание для конкретного сектора, даже если он "косит" не намного больше других. Но согласитесь, что твердить непрерывно, что харедим — и только харедим! — "не служат" — это не только лицемерие, но и плевок в лицо тысячам парней, которые призвались в самые опасные места, защищая трепачей-политиканов, "отслуживших" в Галей ЦАХАЛ или интендантстве.
"Харедим не получают высшего образования"
За последние 20 лет число харедим, получающих высшее академическое образование, выросло более чем в 15 раз — с 600 человек к концу ХХ века до 9,6 тысяч в текущем году. То есть 1% от всех израильских харедим на данный момент учатся в вузах. Для сравнения: из 9 миллионов израильтян студентов вузов — около 300 тыс. человек, то есть около 3%. Если темпы роста числа харедим в вузах сохранятся еще 10 лет, то процент харедимных студентов станет в 2 раза выше, чем общий процент студентов в целом по стране.
Почему такой скачок именно в последние десятилетия? Потому что раньше единственным местом, где можно получить диплом, был университет. А университеты традиционно отличаются желанием не только обучить студента, но и "перевоспитать" его. Как правило — в духе левой светской идеологии, "либерализма". Эта тенденция наблюдается во всех странах, но в Израиле — особенно сильно, в силу исторических причин. Поэтому из харедимной общины туда шли только единицы.
А в начале 21 века в израильской академической жизни произошел переворот. Было создано несколько десятков "михлалот" — академических колледжей, многие из которых в силу своей компактности и динамичности смогли подстроиться" к нуждам харедимной общины — например, организовать раздельное обучение юношей и девушек. Да и промывкой мозгов там никто не занимается. И харедим двинули туда.
Не хуже обстоят дела и с высшим технологическим образованием, дающим диплом "андесаи" — "младший инженер". Только за последние 4 года (работа уходящего правительства, в которой немалую роль играли харедимные партии) количество юношей и девушек, обучающихся в харедимных инженерных колледжах, выросло на 40%, и эти колледжи составили более половины всех технологических колледжей страны! По самым скромным оценкам, в них учатся около 15 тысяч студентов.
Министерство труда, ответственное за инженерные колледжи, в марте текущего года опубликовало результаты проверки уровня обучения во всех технологических колледжах страны.
Уровень знаний студентов оценивался по пятибалльной системе. Уровень до 3,5 баллов считался "низким", от 3,6 до 3,9 — "средним", от 4 до 4,9 — "высоким", и 5 баллов — "максимальный уровень". Высшую оценку в 5 баллов получили только харедимные колледжи — 17 учебных заведений, среди которых — горжусь — и институт, в котором учатся мои дочери. В категории "высокий уровень" оказались 25 учебных заведений, из которых более половины — харедимные. В категории "низкий и средний уровень" ни одно харедимное учебное заведение не попало.
"Харедим не участвуют в жизни общества"
Обычно в светской прессе "волонтерством" называют "шерут леуми". Но это не совсем корректно. Гражданин, проходящий "шерут леуми", получает денежное пособие и разные льготы, и освобождается от армейской службы. При этом ни в какой армейской статистике не фигурирует число настоящих харедимных волонтеров — юношей и девушек, которые помогают стране и обществу совершенно безвозмездно, не получая никакой платы и льгот и не освобождаясь этим от армейской службы!
По данным Института исследований тенденций в харедимной общине, волонтерской деятельностью в том или ином виде занимаются 35% харедим (среднее арифметическое за 2015-2016 гг.) — более трети всех членов общины! Из них 15% волонтерствуют на регулярной основе в известных благотворительных организациях. Причем многие из них — не год-два, как "шерут леуми", а многие годы, даже десятилетия. Для сравнения: в общине "вязаных кип" волонтерствует в том или ином виде 32%, среди "масортим" и светских евреев — 22%, среди арабов — 7%.
Лидируют харедим и по количеству времени, посвящаемому благотворительности. 25% харедим-волонтеров посвящают этому 20 и более часов в месяц (среди "вязаных кип" таких 20%, среди "масортим" и светских — 18%).
Интересно, что среди мужчин-харедим волонтеров даже больше, чем среди женщин: 41% всех харедимных мужчин занимаются благотворительной деятельностью. Если бы всем этим мужчинам их работа на благо общества засчиталась как "шерут леуми", то ни у кого не открылся бы рот сказать, что харедим "не служат стране".
Тем, кто считает, что харедим волонтерствуют только внутри своей общины, назову лишь несколько крупнейших в стране благотворительных организаций, предоставляющих услуги всем слоям общества, львиная доля волонтеров которых — харедим: "Яд Сара", "Эзра ле-марпэ", "Эзер ми-Цион", ЗАКА. Надеюсь, представлять эти организации не нужно.
Если сравнивать со статистикой волонтерства в странах, входящих в Союз экономического сотрудничетства (ОЭСР), то израильские харедим (но не страна в целом) — на первом месте с большим отрывом в трех из четырех категорий: "волонтерство минимум один раз в месяц", "минимум один раз в неделю" и "волонтерство на постоянной основе". В четвертой категории — "волонтерство хотя бы один раз за текущий год" — победили норвежцы. Израильские харедим на третьем месте (на втором — США).
"Харедим не платят налоги и сидят на пособиях"
К сожалению, нет секторальной налоговой статистики, но кое-какие цифры и факты мы все же приведем.
Среди харедимных израильтян как минимум пять миллиардеров: Ашер и Дан Гертлеры из Бней-Брака, Лев Леваев, тоже бывший житель Бней-Брака (на данный момент проживает в России), Михаил Мирилашвили (Герцлия) и его сын Ицхак (Герцлия-Питуах). Их совокупное состояние составляет около 5,5 миллиардов, и на налоги, которые они платят, можно было бы содержать все израильские ешивы с большим запасом
Итак, из 20 самых богатых людей Израиля пятеро — харедим, то есть четверть. Гораздо больше, чем процент харедим среди населения.
В октябре 2018 года в "Кфар-Маккабие" состоялась конференция для 700 харедимных предпринимателей — владельцев стартапов в области хайтека. По оценкам специалистов, около 20% харедим — предприниматели. Это может быть связано с ешивной привычкой задавать вопросы и искать ответы, а также с большей свободой предпринимателя по сравнению с наемным работником — что позволяет сочетать успешный бизнес с изучением Торы.
Харедимные колледжи выпускают ежегодно около 2,5 тысячи специалистов в области высоких технологий. В частности, семинары "Бейт-Яаков" дают ежегодно 700-800 новых программисток и примерно столько же специалисток в области медиа, компьютерного дизайна и сайтостроения. 3% всех работников израильского "хайтека" — харедим, и их число неуклонно растет. Для сравнения: менее 8% харедим — ученики "колелей" (ешив для женатых), и из них только 14% получают "автахат ахнаса". То есть, одних только работников "хайтека" в харедимном секторе больше, чем "аврехов", сидящих на пособиях.
Среди харедимных работников "хайтека" примерно 60% женщин и 40% мужчин. 44% харедимных женщин, работающих в "хайтеке", имеют зарплаты выше 10 тысяч шек., еще 25% — от 8 до 10 тысяч. (Данные из газеты "Глобс" за 1 января 2019 г.). Для женщин в Израиле это очень солидные зарплаты. Полагаю, они платят налоги.
В Израиле более 3000 харедимных адвокатов (примерно 3% от всех израильских адвокатов) — тоже высокооплачиваемая должность. Кстати, несмотря на то, что среди них есть опытные юристы высокой квалификации, до самого недавнего времени ни один хареди не мог получить должность судьи в государственном суде. Только в 2018 г. произошло историческое событие: харедимную женщину назначили судьей в мировом суде Иерусалима. Это была личная победа министра юстиции Аелет Шакед.
Примерно треть доходов государства от налогов поступает от "налога на добавленную стоимость" ("маам"), который в Израиле составляет 17% от суммы сделки. Этот налог платят равным образом абсолютно все граждане — от миллионеров до нищих, со всех приобретаемых ими товаров потребления. "Увильнуть" от уплаты этого налога невозможно (разве что покупать товары потребления в заграничных поездках — но как раз это большинству харедим недоступно).
"Харедим не имеют аттестата зрелости"
В Израиле под "аттестатом зрелости" обычно подразумевают суммарный балл экзаменов на "багрут", дающий право на поступление в университет. Но в отношении харедимной общины это обобщение искажает положение вещей и создает ложный образ "безграмотных" противников образования, "мракобесов". Разумеется, это не так.
Почти все харедимные девочки учатся в системе "Бейт-Яаков", школы которой имеют статус государственных и дают своим ученицам полную программу по общеобразовательным предметам (лимудей либа). Однако для аттестации и контроля за успеваемостью используется не аттестат зрелости ("багрут"), а система экзаменов "Сольд" (по имени Генриетты Сольд), параллельная "багруту". Это делается для того, чтобы девочки пошли получать профессию не в светский университет, а в религиозные вузы, принимающие эту аттестацию. Девочки, приобретающие инженерные специальности, вынуждены в дополнение к этому сдавать экзамены на "багрут" по дисциплинам, требуемым Ассоциацией инженеров (математика, английский, программирование). То есть по этим предметам они аттестуются дважды.
Неучитывание "экзаменов Сольд" в статистике получения аттестата зрелости — произвол Минпроса и сознательное искажение статистики среднего образования в харедимном секторе. Этот формат аттестата зрелости преследовал единственную цель: разграничить харедимную и светскую системы общего (не религиозного) образования. По большинству предметов "экзамены Сольд" отражают те же изученные темы, что и "багрут", по другим предметам темы несколько различаются, но объем получаемых знаний не меньше. Нет никакого оправдания тому, что харедимные девушки, закончившие "тихон" с проходными баллами по всем предметам (а таких почти 100%), успешно работающие программистами, бухгалтерами, архитекторами и пр, считаются "не имеющими среднего образования".
В системе обучения мальчиков ситуация другая. Большинство мальчиков изучают общеобразовательные предметы только в начальной школе (восьмилетка, или "хедер"), и на самом базовом уровне. Позже, когда юноша оказывается перед необходимостью приобретения специальности, он вынужден сначала учить программу средней школы.
Но такая ситуация устраивает далеко не всех. Около 6% харедимных семей после "хедера" посылают сына в "ешиву тихонит" — среднюю школу с полным "багрутом" (на 40 и более единиц). На настоящий момент в Израиле действует 10 чисто харедимных "тихонов" для мальчиков, и еще несколько школ, в которые принимают и харедим, и "вязаных кип".
Одна из основных причин того, что так мало харедимных семей отдает сыновей в "тихон" — жуткая дороговизна обучения. Харедимные "тихоны" для мальчиков (в отличие от школ для девочек) не спонсируются государством. Обучение в них стоит от тысячи до 2,5 тысяч шек. в месяц — на одного ребенка! Какая многодетная семья может себе это позволить?
И те же политики, которые дискриминируют харедимных учеников, лишая их базового права на бесплатное среднее образование — лицемерно обвиняют их в "безграмотности"!
И в заключение
Светские и харедимные израильтяне — очень разные люди. У каждой общины свои общинные интересы. Но мы не можем, не имеем морального права быть врагами. Мы в одной лодке, господа, и эта лодка опасно протекает! Пока мы кусаем друг друга, наши смертельные враги откусывают части нашей земли, выпускают из нас кровь. Неужели мы будем таскать друг друга за чуб до тех пор, пока нам не размозжат голову?!
Да, мы стоим на страже субботы, на страже кашрута. Но это не наш личный интерес. Это национальный интерес. Мы не лезем в чужие тарелки и никому ничего не навязываем на личном уровне, но мы живем в еврейской стране!! Любой народ дорожит своими традициями, лелеет их и гордится ими перед миром. Тем более — такими традициями, как у нас, которые создали основу мировой нравственности.
Вас пугают "государством галахи". Но в нашей Торе нет такого понятия — "государство галахи". Есть личные и общественные заповеди. Общественные, по крайней мере большинство из них, мы на данный исторический момент исполнять не можем, к сожалению. А личные — на ответственности каждого конкретного индивидуума.
Но есть нечто третье, релевантное и для нашей эпохи: дух еврейской страны. Общественная атмосфера, которая будет ощущаться туристами, которую будут впитывать наши дети — и гордиться своей "пятой графой". У нас есть ценности, у нас есть история, у нас есть наследие. Общее наследие!
Ради сохранения этого духа, этой атмосферы, в условиях глобальной интеграции нашего времени современное государство создало институты, не упоминаемые в Торе — например, "главный раввинат" с его полномочиями. Это изобретение светского еврейского государства времен Бен-Гуриона и "Мапая". Зачем светские основатели государства, социалисты и атеисты, создали "главный раввинат"? Зачем прописали в муниципальных правилах светского Тель-Авива запрет на публичное осквернение субботы? Потому что они, лично пережившие погромы и Катастрофу, понимали: без этого нам как нации не выжить.
И вот с этим-то духом еврейской страны и не могут смириться те, кто вас запугивает. Они борются именно с ним. Или — делают вид, что борются, ради каких-то своих политических целей. Но имеют ли эти цели что-то общее с вашими интересами?
Мы с вами несем прямую ответственность за будущие поколения евреев, которые спросят с нас, своих предков — что еврейского мы им оставили? В чем заключается наша аутентичность? В некотором смысле — мы, харедим, делаем нашу общую с вами работу. Так хотя бы не ругайте и не кляните нас за это. Мы делаем это не ради себя, а ради наших с вами детей.
Автор: Шошана Бродская